дело № 33-12944/2023 (2-2587/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Екатеринбург 30.08.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зоновой А.Е., судей Сорокиной С.В. и Кокшарова Е.В. при ведении протокола помощником судьи Козловой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Палпиева Бэшима к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении факта заболевания малярией, возложении обязанности изменить причину инвалидности,
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16.05.2023.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения истца Палпиева Б., его представителя Маркова Ю.В., представителя ответчика Коротаевой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Палпиев Б. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России), в котором с учетом уточнения требований просил установить факт заболевания малярией в мае 1986 года в период исполнения обязанностей военной службы с 05.02.1986 по 02.11.1987 в войсковой части № 51932 Общевойсковой Армии Демократической Республики Афганистан (ДРА), возложить на ответчика обязанность изменить причину инвалидности с «общее заболевание» на «военная травма».
В обоснование иска указано, что истец проходил военную службу с 30.10.1985 по 01.11.1987 на территории ДРА (Афганистан), во время службы находился на лечении в военном госпитале войсковой части № 94777 г. Кабула с 14.05.1986 по 17.06.1986, а также в военно-полевом инфекционном госпитале войсковой части № 27841 г. Кабула с 16.07.1987 по 01.08.1987. Фактически истец заразился малярией, острым инфекционным заболеванием, однако, сведений о данном заболевании архив не располагает. После прохождения службы в армии истец неоднократно обращался за медицинской помощью, наблюдался у врачей, проходил курс лечения, с 1988 года проходит лечение и состоит на диспансерном наблюдении в ГАУЗ СО «СОКП госпиталь для ветеранов войн». Факт заболевания малярией оказал серьезное воздействие на состояние здоровья истца, 22.11.2022 ему была установлена 3 группа инвалидности, но с указанием причины инвалидности «общее заболевание» ввиду отсутствия сведений о том, что имеющееся заболевание развилось именно при исполнении обязанностей военной службы. Установление факта заболевания малярией истцу необходимо для приобретения статуса инвалида вследствие военной травмы и получения ежемесячных социальных выплат.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16.05.2023 иск Палпиева Б. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец решение суда просит отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Настаивает на том, что перенесенное им в период прохождения военной службы заболевание явилось основанием для установления инвалидности. Судом не была дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в том числе военно-медицинским документам, не учтено, что с 1988 года истец проходит регулярное лечение и находится на диспансерном учете в госпитале ветеранов войн. Обращает внимание, что 12.05.2023 было вынесено заключение ВВК, в соответствии с которым, полученные им в период службы заболевания были признаны военной травмой.
В письменных возражениях ответчик просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Палпиев Б., его представитель Марков Ю.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика Коротаева Е.Н. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений. Дополнительно указала, что 31.05.2023 истец обратился к ответчику по вопросу изменения причины инвалидности, представив заключение ВВК от 12.05.2023. Ответчиком 14.06.2023 проведена медико-социальная экспертиза, основания для изменения причины инвалидности не установлены, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между заболеванием, признанным военной травмой и инвалидизирующим заболеванием.
Третье лицо ФГКУ «Главный центр Военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, по направлению ГБУЗ СО «ЦГКБ № 1 г. Екатеринбург» от 21.11.2022 истец Палпиев Б. впервые проходил очную медико – социальную экспертизу в бюро № 19 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России с целью установления группы инвалидности, разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
По результатам проведенного экспертного анализа представленных военно-медицинских и медицинских документов экспертами не были выявлены данные о получении истцом черепно-мозговой травмы и контузии головного мозга, а также данных о заболевании малярией. При этом у истца выявлено наличие нарушения здоровья со стойкими умеренными нарушениями статодинамических функций организма, обусловленных основным заболеванием, приводящего к ограничению основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты, включая реабилитацию, которое являлось основанием для установления 3 группы инвалидности.
Поскольку военно-медицинские документы, подтверждающие причинную связь инвалидизирующего заболевания с прохождением военной службы при прохождении освидетельствования у истца отсутствовали, по результатам медико-социальной экспертизы истцу Палпиеву Б. была установлена 3 группа инвалидности по причине «общее заболевание» сроком на 1 год, в подтверждение чего выдана справка серии МСЭ-№ от 20.12.2022.
Разрешая спор и отказывая Палпиеву Б. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Постановления Правительства от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом», Приказом Минтруда РФ от 28.11.2019 № 742-н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности», исходил из того, что причина инвалидности «военная травма» устанавливается военнослужащим федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия соответствующего заключения военно-врачебной комиссии федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний. Поскольку в представленных истцом военно-медицинских документах отсутствуют сведения о причинной связи инвалидизирующего заболевания с прохождением военной службы, суд пришел к выводу о правомерности решения ответчика об установлении причины инвалидности «обще заболевание». Суд указал, что решение вопроса о причинной связи заболевания малярией с прохождением военной службы истцом не входит в компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, в связи с чем требование об установлении факта заболевания малярией предъявлено истцом к ненадлежащему ответчику. Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд также принял во внимание ответ Филиала № 3 Федерального государственного казенного учреждения «Главного центра Военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации от 15.05.2023, предоставленный на обращение истца, о том, что военно-медицинских документов, подтверждающих факт заболевания малярией в период службы в ДРА нет, по представленным копиям архивных справок будет вынесено заключение о причинной связи перенесенного полиартрита и энтероколита.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции обоснованными и постановленными при правильном применении и толковании норм закона, регулирующего спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы не состоятельными и не влекущими отмену обжалуемого решения суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Согласно п.п. 15, 16 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом" в случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на производственном объединении "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий; инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае бюро оказывает гражданину содействие в получении указанных документов, в том числе посредством формирования и направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Порядок установления причин инвалидности утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Действовавшим в период возникновения спорных правоотношений Приказом Минтруда России от 28.11.2019 N 742н "Об утверждении Порядка установления причин инвалидности" предусмотрено, что при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы оказывает инвалиду содействие в получении указанных документов. При представлении в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Причина инвалидности "военная травма" устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности "военная травма" устанавливается военнослужащим федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия соответствующего заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
При отсутствии у военнослужащих, в том числе находившихся в плену, каких-либо данных об освидетельствовании в ВВК в период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, но при наличии у них явных последствий телесных повреждений (отсутствие конечностей, дефекты костей черепа, обширные рубцы после ранений, наличие инородных тел) независимо от причины увольнения с военной службы вопрос о причинной связи полученных увечий (ранений, травм) с прохождением военной службы решается при освидетельствовании их в ВВК федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов) и штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба). После получения заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм), федеральные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают причину инвалидности.
Как следует из представленных по запросу судебной коллегии документов по проведению в отношении истца медико-социальной экспертизы, Палпиеву Б. 21.11.2022 ГБУЗ СО «Центральная городская клиническая больница № 1 г.Екатеринбург» выдано направление на медико-социальную экспертизу с указанием основного заболевания – G96.8 Энцефалопатия сложного генеза 2 ст. (последствия контузии головного мозга в 1986г.). Умеренные статокоординаторные нарушения. Легкие когнитивные нарушения. Тревожное расстройство.
Согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы, акту медико-социальной экспертизы гражданина Палпиеву Б. впервые установлена 3 группа инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на 1 год, с 22.11.2022 по 01.12.2023, с диагнозом: Энцефалопатия сложного генеза 2 ст. (сосудистого, травматического). Умеренные статокоординаторные нарушения. Легкие когнитивные нарушения. Тревожное расстройство. Стойкие умеренно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (стато-динамических) функций организма.
Учитывая, что из представленных военно-медицинских документов не следует о полученных истцом черепно-мозговой травмы и контузии головного мозга, а также перенесенном заболевании малярией, суд пришел к обоснованному выводу о законности установления причинной связи инвалидности «общее заболевание».
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенной судом оценкой доказательств, не влекут отмену решения суда. В соответствии со ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, относится к исключительной компетенции суда первой инстанции. При разрешении спора суд оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований к иной оценке представленных доказательств, судебная коллегия не усматривает, требования ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции соблюдены.
Не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта и полученное истцом после вынесения судом решения заключение ВВК от 12.05.2023 об установлении причинной связи заболеваний «инфекционно-аллергический полиартрит», «острый энтероколит» в формулировке «военная травма».
На момент проведения освидетельствования 20.12.2022 указанный документ отсутствовал. Согласно акту медико-социальной экспертизы от 14.06.2023 причинно-следственная связь между заболеванием, признанным военной травмой согласно заключению ВВК от 12.05.2022 и инвалидизирующим заболеванием не установлена. Решение МСЭ от 14.06.2023 об отказе в изменении причины инвалидности истцом в установленном законом порядке не обжаловано.
Судом верно установлено, что в полномочия ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России не входит установление факта получения заболеваний в период прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны истца, изложенной в исковом заявлении и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, выводов суда не опровергают и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: |
Зонова А.Е. |
Судьи: |
Сорокина С.В. |
Кокшаров Е.В. |