Дело № 3а-68/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 23 апреля 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Пермского края - прокурора Масленниковой И.А., административного истца Щеткина С.Н., его представителя - Каменских М.А., представителя административного ответчика Совета депутатов Троицкого сельского поселения и заинтересованного лица временно исполняющего обязанности главы Троицкого сельского поселения - Пискарева В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям заместителя прокурора Пермского края и Щеткина Сергея Николаевича о признании не действующим в части решения Совета депутатов Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края от 3 апреля 2013 г. № 234/1 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения»,
у с т а н о в и л:
решением Совета депутатов Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края от 3 апреля 2013 г. № 234/1 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения» (далее также - Решение № 234/1) утверждены генеральный план Троицкого сельского поселения, а также правила землепользования и застройки Троицкого сельского поселения.
Решение № 234/1 опубликовано в установленном Уставом Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края (далее - Троицкое сельское поселения) порядке в печатном издании Информационный листок Троицкого сельского поселения № 4 (16) от 5 июня 2013 г.
Решением Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 14 марта 2017 г. № 174 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Троицкого сельского поселения № 324/1 от 03.04.2013 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения» и признании утратившими силу решение от 30.05.2016 № 142 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов № 177 от 10.11.2011 «Об утверждении правил землепользования и застройки п. Николаев Посад Троицкого сельского поселения», и решение Совета депутатов от 10.11.2011 № 177 «Об утверждении правил землепользования и застройки п. Николаев Посад Троицкого сельского поселения», опубликованным в установленном Уставом Троицкого сельского поселения порядке на официальном сайте администрации Троицкого сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в Решение № 234/1 были внесены изменения.
Щеткин С.Н., являющийся собственником земельных участков, расположенных в пределах территории посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения, обратился в Пермский краевой суд с административным иском (с учётом административных исковых заявлений от 16 февраля 2018 г., от 12 марта 2018 г. и от 16 апреля 2018 г.), в котором просит признать не действующим решение Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 3 апреля 2013 г. № 234/1 в части распространения правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения на территорию посёлка Николаев Посад, ссылаясь на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, так как проект Правил был подготовлен не на всю территорию поселения, а лишь на его часть, включая поселок Железнодорожный, село Троицк и деревню Шиши.
Заместитель прокурора Пермского края также обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц – жителей посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения, в котором просит признать не действующим решение № 234/1 в части распространения действия этого решения на территорию посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения, по мотиву нарушения требований градостроительного законодательства Российской Федерации (статьи 31 – 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации) при принятии оспариваемого решения.
Определением суда от 23 апреля 2018 г. административные дела по административным исковым заявлениям Щеткина С.Н. и заместителя прокурора Пермского края объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель административного истца заместителя прокурора Пермского края - прокурор Масленникова И.А. на административном иске настаивала, исковые требования Щеткина С.Н. поддержала.
Административный истец Щеткин С.Н. и его представитель Каменских М.А., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивали, исковые требования заместителя прокурора Пермского края поддержали.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Троицкого сельского поселения Пискарев В.В., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных административными истцами исковых требований. Он же как представитель заинтересованного лица врио главы Троицкого сельского поселения, действующий на основании доверенности, требования Щеткина С.Н. и заместителя прокурора Пермского края поддержал.
Врио главы Троицкого сельского поселения Зотьева Т.В., извещённая о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Законодательство о градостроительной деятельности согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) состоит из приведённого Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
Из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки поселения относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Принимая во внимание положения Федерального закона № 131-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ, Закона Пермского края от 14 сентября 2011 г. № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» и Устава Троицкого сельского поселения, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений требований к форме оспариваемого нормативного правового акта, компетенции органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, опубликования и вступления в силу на дату его издания, допущено не было. Оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят уполномоченным представительным органом муниципального образования – Советом депутатов Троицкого сельского поселения и в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения.
Вместе с тем, суд, соглашаясь с правовой позицией административных истцов, считает, что процедура подготовки и принятия генерального плана Троицкого сельского поселения и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения, предусмотренная статьями 31 - 32 Градостроительного кодекса РФ, была нарушена.
Процедура подготовки и принятия генерального плана, правил землепользования и застройки предусмотрены статьями 24 - 25, 31 - 32 Градостроительного кодекса РФ. Данная процедура включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее – Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), проведение Комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учётом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ). Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки в соответствии с частями 12, 13 статьи 24, частью 15 статьи 31, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 14 февраля 2013 г. № 330 «О рассмотрении генерального плана и Правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения», опубликованным в печатном издании Информационный листок Троицкого сельского поселения № 2 (14) от 19 февраля 2013 г., принят к сведению представленный Пермским государственным техническим университетом генеральный план и правила землепользования и застройки населённых пунктов Троицкого сельского поселения. Этим же решением объявлены публичные слушания по генеральному плану и правилам землепользования и застройки населённых пунктов Троицкого сельского поселения, а также по внесению изменений в генеральный план поселка Николаев Посад, на 14 марта 2013 г. в 16-00 часов в школе № 20 посёлка Железнодорожный.
Согласно муниципальному контракту от 27 июня 2011 г. № 2011/225 (с дополнительными соглашениями) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Исполнитель) приняло на себя обязательство разработать схему территориального планирования Усольского муниципального района и Генеральные планы городского и сельских поселений Усольского муниципального района со схемами генпланов населённых пунктов, входящих в состав поселения, и правил землепользования. Исходя из технического задания (приложение к муниципальному контракту) в части муниципального образования «Троицкое сельское поселение» Исполнитель должен был разработать Генеральный план Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края со схемами генпланов населённых пунктов д. Троицк, д. Шиши и п. Железнодорожный, входящих в состав поселения.
В деле также имеются протокол публичных слушаний № 2 от 14 марта 2013 г. по проекту «Генеральный план Троицкого сельского поселения» и внесение изменений в правила землепользования и застройки в п. Николаев Посад, заключение публичных слушаний по проекту «Генеральный план Троицкого сельского поселения» и внесение изменений в правила землепользования и застройки в п. Николаев Посад, опубликованные в печатном издании Информационный листок Троицкого сельского поселения № 3 (15) от 18 марта 2013 г., в соответствии с которыми проект «Генеральный план Троицкого сельского поселения» и внесение изменений в правила землепользования и застройки в п. Николаев Посад принят к сведению.
3 апреля 2013 г. Советом депутатов Троицкого сельского поселения принято два решения: № 234/1 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения» и № 234 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения». Оба решения опубликованы в печатном издании Информационный листок Троицкого сельского поселения № 4 (16) от 5 июня 2013 г.
Учитывая объяснения лиц, участвующих в деле, решения Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 18 декабря 2009 г. № 96 «Об утверждении правил землепользования и застройки поселка Николаев Посад Троицкого сельского поселения», от 11 марта 2010 г. № 109/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки и генерального плана поселка Николаев Посад Троицкого сельского поселения», от 10 ноября 2011 г. № 177 «Об утверждении правил землепользования и застройки поселка Николаев Посад Троицкого сельского поселения (новая редакция)», от 17 мая 2012 г. № 204/1 «О резервировании земельных участков», от 31 мая 2012 г. № 211 «О проекте решения «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки поселка Николаев Посад Троицкого сельского поселения», от 14 марта 2017 г. № 174 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Троицкого сельского поселения № 324/1 от 03.04.2013 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения» и признании утратившими силу решение от 30.05.2016 № 142 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов № 177 от 10.11.2011 «Об утверждении правил землепользования и застройки п. Николаев Посад Троицкого сельского поселения», и решение Совета депутатов от 10.11.2011 № 177 «Об утверждении правил землепользования и застройки п. Николаев Посад Троицкого сельского поселения», от 27 марта 2018 г. № 45 «О признании утратившим силу решения Совета депутатов № 174 от 14 марта 2017 г., принимая во внимание содержание муниципального контракта от 27 июня 2011 г. № 2011/225, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 3 апреля 2013 г. № 234/1 подлежит признанию не действующим в части распространения приведённого решения на территорию посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения, так как установленная законом процедура в отношении правил землепользования и застройки посёлка Николаев Посад не была соблюдена при принятии именно этого решения (решение о подготовке проекта не принималось, публичные слушания не проводились). Процедура публичных слушаний до принятия оспариваемого административными истцами решения представительного органа муниципального образования была соблюдена лишь в отношении села Троицк, деревни Шиши и посёлка Железнодорожный, входящих в состав Троицкого сельского поселения. Изменения в правила землепользования и застройки посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения внесены решением Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 3 апреля 2013 г. № 234.
Вместе с тем, Щеткиным С.Н. представлены уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о приостановлении постановки на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, в отношении земельных участков, расположенных в пределах территории посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения, со ссылкой на Правила землепользования и застройки Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района, утверждённые решением Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 3 апреля 2013 г. № 234/1, что свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Какие-либо возражения относительно заявленных административными истцами исковых требований и доказательства в их обоснование со стороны административного ответчика и заинтересованного лица суду не представлены.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку оспариваемое решение Совета депутатов Троицкого сельского поселения до вынесения решения суда применялось и на основании этого нормативного правового акта реализовывались права граждан, суд, учитывая положения пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», считает возможным признать оспариваемую норму не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на доске объявлений в сельской библиотеке по адресу: Пермский край, Усольский муниципальный район, Троицкое сельское поселение, посёлок Железнодорожный, ул. 35 лет Победы, д. 6, кв. 47, а также в Информационном листке Троицкого сельского поселения.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края от 3 апреля 2013 г. № 234/1 «Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения» в части распространения действия этого решения на территорию посёлка Николаев Посад Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном сайте Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на доске объявлений в сельской библиотеке по адресу: Пермский край, Усольский муниципальный район, Троицкое сельское поселение, посёлок Железнодорожный, ул. 35 лет Победы, д. 6, кв. 47, а также в Информационном листке Троицкого сельского поселения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 28 апреля 2018 г.
Решение не вступило в законную силу.
Судья – подпись -