Судья: Шкинина И.А. Дело [номер]а-2314/2021 (2 инстанция)
(дело [номер]а-2691/2020) (1 инстанция) УИД 52 RS0[номер]-64
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 01 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей: Ворониной Т.А., Есыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания – Мишанине Ф.В.,
с участием: представителя административного истца Быстровой Н.Л.- Мальцевой Е.А., представителя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород Осетровой А.В., представителя администрации г.Н.Новгород Красовской Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной Т.А. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Быстровой Наталии Львовны на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 02 ноября 2020 года
по административному делу по административному исковому заявлению Иткеса Б.Л., Быстрова А.В., Быстровой Н.Л. к администрации г.Н.Новгород, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород, первому заместителю председателя комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород Захаровой Н.В., Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным решения об отказе в исключении земельных участков из границ территории Нижегородского городского лесничества и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установила:
Административные истцы - Иткес Б.Л., Быстров А.В., Быстрова Н.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Н.Новгород, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород, в котором, с учетом измененных требований (том 2 л.д.83), просили:
-признать незаконным решение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород от 26.12.2019 [номер] об отказе в исключении из границ Нижегородского городского лесничества земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты>;
-обязать администрацию г.Н.Новгорода исключить земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> из территории Нижегородского городского лесничества.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что обратились в администрацию г.Н.Новгород с требованием об исключении принадлежащих им на праве собственности земельных участков расположенных по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, курортный поселок «Зеленый город» с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> из территории Нижегородского городского лесничества
Однако, на обращение административных истцов, Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород были даны письменные ответы, в которых указано на то, что решение вопросов, изложенных в письменных обращениях, связанных с исключением земельных ресурсов из состава Нижегородского городского лесничества не относятся к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода, а являются компетенцией Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации.
С указанными решениями административные истцы не согласны.
Причиной обращения административных истцов в администрацию г.Н.Новгород явился отказ Быстрову А.В. Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (адрес: Нижегородская обл., [адрес]), в связи с нахождением данного земельного участка в границах территории Нижегородского городского лесничества (письмо от 17.10.2019 № исх-406-312468/19).
Согласно данных Единого государственного реестра недвижимости, данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «под строительство дачного дома». Ограничений и обременений не зарегистрировано.
Указанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, по адресу: Нижегородская обл., [адрес], - на основании проекта планировки и межевания территории (утв. Распоряжением Правительства Нижегородской области [номер]-р от 23.11.2015 (с изм. от 14.04.2016)), межевого плана от 27 мая 2016 года.
Земельный участок площадью 176040 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, по адресу: Нижегородская обл., [адрес] был предоставлен Иткесу Б.Л. на праве аренды под дачное строительство (договор аренды земельного участка [номер] от 18.08.2009).
В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеется кассационное определение Нижегородского областного суда от 12.10.2010 по делу [номер], в соответствии с которым данный земельный участок не является лесным участком, границы лесного участка на местности не установлены, на государственный кадастровый учет лесной участок не поставлен, право государственной собственности не зарегистрировано.
53 земельных участка с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., были предоставлены в собственность Иткесу Б.Л. на основании апелляционного определения от 4 июля 2017 года Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда, в соответствии с которым администрация г.Н.Новгород заключила с Иткесом Б.Л. соответствующие договоры купли-продажи земельных участков от 04.10.2017 (зарегистрированы в установленном законом порядке).
Впоследствии часть земельных участков была отчуждена Иткесом Б.Л. Быстрову А.В. и Быстровой Н.Л.
Таким образом, в период с 2009 года (предоставление Иткесу Б.Л. на праве аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>) и до 2017 года (предоставление Иткесу Б.Л. на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты>) ни на одном этапе (предоставление в аренду, разработка и утверждение проекта планировки и межевания, судебное оспаривание отказа в предоставлении земельных участков в собственность, заключение договора купли-продажи земельных участков), не была заявлена информация, что указанные земельные участки находятся в границах Нижегородского городского лесничества и относятся к городским лесам.
По мнению административных истцов, указанные в ответах на обращения решения об отказе в исключении земельных участков из состава Нижегородского городского лесничества нарушают их права и законные интересы как собственников земельных участков, так как отнесение земельных участков к городским лесам ведет к запрету строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, а также к иным ограничения в осуществлении прав собственника на земельный участок.
Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02 ноября 2020 года постановлено:
исковые требования Иткеса Б.Л., Быстрова А.В., Быстровой Н.Л. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, выраженное в письмах от 26 декабря 2019 года [номер], [номер], [номер] об отказе Иткесу Б.Л., Быстрову В.А., Быстровой Н.Л. в исключении земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты>, из территории Нижегородского городского лесничества.
Возложить на Комитет по управлению городским имуществом и земельным ресурсами администрации города Нижнего Новгорода возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Иткеса Б.Л., Быстрова А.В., Быстровой Н.Л. путем повторного рассмотрения их заявлений по вопросу исключения земельных участков.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Административный истец Быстрова Н.Л. в апелляционной жалобе просит отменить решение Нижегородского районного суда от 02 ноября 2020 в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к административным ответчикам об обязании исключить земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> из территории Нижегородского городского лесничества, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Представителями Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода, а также Департамента лесного хозяйства Нижегородской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Другими лицами, участвующими в деле решение суда первой инстанции не обжалуется.
В судебном заседании представитель Быстровой Н.Л. – Мальцева Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила её удовлетворить, решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, представила новые доказательства.
Представители Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород Осетрова А.В., представитель администрации г.Н.Новгород Красовская Е.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст. ст. 55-57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), в суд не направили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле, а также новые доказательства, представленные суду апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов административного дела следует и судом установлено, что Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 26.12.2013 [номер] «О внесении изменений в приказ федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2008 [номер] «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлению границ» на территории города Нижнего Новгорода на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, определено одно лесничество.
Приложением [номер] к данному приказу, определены границы лесничества, расположенного на территории города Нижнего Новгорода на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, наименование лесничества, местоположение лесных участков, включаемых в границы лесничества, в соответствии с документами лесоустройства, номера кварталов и их частей, а также площадь в га: Автозаводское лесничество квартала [номер] - по [номер], площадью <данные изъяты> га; Приокское лесничество квартала [номер] по [номер], площадью <данные изъяты> га; лесничество Зеленый город, квартала [номер] по [номер], с [номер] по [номер], с [номер] по [номер], с [номер] по [номер], часть [номер], [номер], [номер], [номер], общей площадью <данные изъяты> га.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Нижегородская область, [адрес] был предоставлен Иткесу Б.Л. по договору аренды от 18.08.2009 года, заключенным с администрацией города Нижнего Новгорода.
Впоследствии на основании Проекта планировки и межевания территории, утв. Распоряжением Правительства Нижегородской области [номер]-р от 23.11.2015 (с изм. от 14.04.2016), Межевого плана был произведен раздел указанного земельного участка на 53 земельных участка с кадастровыми номерами: <данные изъяты> по <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Иткес Б.Л. обращался в суд с иском об оспаривании решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, администрации г.Н.Новгород об отказе в предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность.
Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 23.03.2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 23.03.2017 года отменено, принято новое решение, которым признано незаконным решение министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, выраженное в письме от 25 июля 2016 года [номер], об отказе Иткесу Б.Л. в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> по <данные изъяты>, как не соответствующее положениям статей 39.3, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
На администрацию г.Н.Новгород возложена обязанность обязана предоставить в собственность Иткесу Б.Л. земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенные по адресу: Нижегородская область, [адрес]. Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что во исполнение апелляционного определения Нижегородского областного суда от 04.07.2017 [номер], на основании обращения Иткеса Б.Л. и ст.39.1, п.п.6 п.2 ст.39.3, ст.39.14, ст.39.20 Зе
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что во исполнение апелляционного определения Нижегородского областного суда от 04.07.2017 [номер], на основании обращения Иткеса Б.Л. и ст.39.1, п.п.6 п.2 ст.39.3, ст.39.14, ст.39.20 Земельного кодекса РФ между администрацией г.Н.Новгорода и Иткесом Б.Л. заключены договоры купли - продажи на вышеуказанные земельные участки.
По информации, представленной в материалы дела Управлением Росреестра по Нижегородской области, 18.12.2017 на основании договоров купли-продажи было зарегистрировано право собственности Иткеса Б.Л. в отношении земельных участков, расположенных по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский район, курортный поселок «Зеленый город» (севернее детского оздоровительного лагеря «Ленинец» участок [номер], с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи [номер]-С и [номер]-С от 04.10.2017 года.
Согласно п.1.2 вышеуказанных договоров купли-продажи, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> частично расположены в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, лесничество Зеленый город) (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.10.2008 [номер] «Об определении количества лесничества на территории Нижегородской области и установлении их границ». Приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2013 [номер] «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2008 [номер] «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлении их границ»).
Впоследствии часть земельных участков была продана Иткесом Б.Л. Быстрову А.В. и Быстровой Н.Л.
Быстрову А.В. принадлежат земельные участка с кадастровыми номерами: <данные изъяты> (всего – 21 участок).
Быстровой Н.Л. земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> (всего -18 участков). Иткесу Б.Л. земельные участки с кадастровыми номе
Иткесу Б.Л. земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты> (всего -13 участков).
Иткес Б.Л., Быстров А.В., Быстрова Н.Л. 20.11.2019 года обратились в администрацию г.Н.Новгород с письменными заявлениями, в которых просили исключить принадлежащие им на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> из территории Нижегородского городского лесничества.
В заявлениях административные истцы указали, что согласно данных Единого государственного реестра недвижимости, данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования под строительство дачного дома, ограничений и обременений не зарегистрировано. Указанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка площадью 176040 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> по адресу: Нижегородская обл., [адрес], - на основании проекта планировки и межевания территории (утв. Распоряжением Правительства Нижегородской области [номер]-р от 23.11.2015 (с изм. от 14.04.2016), межевого плана от 27 мая 2016 года.
В отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеется кассационное определение Нижегородского областного суда от 12.10.2010 [номер], в соответствии с которым данный земельный участок не является лесным участком, границы лесного участка на местности не установлены, на государственный кадастровый учет лесной участок не поставлен, право государственной собственности не зарегистрировано.
Данные заявления поступили в отдел писем администрации г.Н.Новгорода 02.12.2019 и зарегистрированы 04.12.2020 под номерами [номер].
На вышеуказанные обращения Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода заявителям 26 декабря 2019 года были даны письменные ответы [номер], [номер], [номер] об отказе в исключении земельных участков из территории Нижегородского лесничества, поскольку решение вопросов, связанных с исключением земельных участков из состава Нижегородского городского лесничества относится к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации. Кроме этого, в оспариваемых ответах административный ответчик указал, что по информации, подготовленной МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода» согласно Уставу и постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 05.06.2014 [номер] «О мероприятиях по охране, защите, воспроизводству городских лесов, расположенных в границах городского округа Нижний Новгород» МКУ «Леспаркхоз», обеспечивает мероприятия по охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа Нижний Новгород.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 26.12.2013 [номер] «О внесении изменений в приказ федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2008 [номер] «Об определении количества лесничеств на территории Нижегородской области и установлению границ» установлено, что на территории города Нижнего Новгорода на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, определено одно лесничество.
Приложением [номер] к данному приказу, определены границы лесничества, расположенного на территории города Нижнего Новгорода на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, наименование лесничества, местоположение лесных участков, включаемых в границы лесничества, в соответствии с документами лесоустройства, номера кварталов и их частей, а также площадь в га: Автозаводское лесничество квартала [номер] - по [номер], площадью <данные изъяты> га; Приокское лесничество квартала [номер] по [номер], площадью <данные изъяты> га; лесничество Зеленый город, квартала [номер] по [номер], с [номер] по [номер], с [номер] по [номер], с [номер] по [номер], часть [номер], [номер], [номер], [номер], общей площадью <данные изъяты> га.
Согласно имеющимся материалам лесоустройства и лесохозяйственного регламента Нижегородского городского лесничества, утв. Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 30.08.2019 [номер], земельные участки, указанные в обращениях, входят в состав городских лесов лесничества «Зеленый город» Нижегородского городского лесничества. Правовым режимом городских лесов, согласно статье 116 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
По мнению административных истцов решения, содержащиеся в ответах КУГИ и ЗР администрации г.Н.Новгород от 26.12.2019 года являются незаконными и нарушают их права, что послужило поводом для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, проанализировав положения норм Федерального закона №59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", положения о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгород от 04.12.2017 [номер], Кодекса административного судопроизводства РФ, а также дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу о незаконности решения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, выраженных в письмах от 26.12.2019 года [номер], [номер], [номер] об отказе Иткесу Б.Л., Быстрову В.А., Быстровой Н.Л. в исключении земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты>, из территории Нижегородского городского лесничества.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что поскольку разрешение вопросов в обращениях Иткеса Б.Л., Быстрова А.В., Быстровой Н.Л. связанных с исключением земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> из территории Нижегородского городского лесничества не относилось к компетенции Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, то имелись основания для направления их заявлений в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Федерального закона №59-ФЗ для рассмотрения по существу в Федеральное агентство лесного хозяйства, в чьи полномочия входит разрешение вопросов, содержащихся в обращениях административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат требованиям закона и соответствуют обстоятельствам, установленным по делу.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан") граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 указанного Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 14 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 04.12.2017 [номер] утверждено Положение о комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода.
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода (п.1.1 Положения).
Комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода, в том числе по приватизации объектов муниципальной собственности, управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Нижнего Новгорода, собственность которых не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на комитет (п. 1.2 Положения).
Комитет осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления города, выступает продавцом муниципального имущества (п.1.3 Положения).
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1); Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4); Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2); осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 5.20(3)).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в полномочия администрации города Нижнего Новгорода не входит разрешение вопроса об исключении земельных участков расположенных на территории города Нижнего Новгорода из территории Нижегородского городского лесничества.
В связи с тем, что вопросы, связанные с исключением земельных участков из состава Нижегородского городского лесничества отнесены к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 8 Федерального закона №59-ФЗ пришел к правильному выводу о том, что административный ответчик был обязан перенаправить обращения Иткеса Б.Л., Быстрова А.В., Быстровой Н.Л. в установленный срок в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращениях вопросов.
При таких обстоятельствах, судом правомерно было удовлетворено требование административных истцов о признании незаконным решение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, выраженное в письмах от 26.12.2019 года [номер], [номер], [номер] об отказе Иткесу Б.Л., Быстрову В.А., Быстровой Н.Л. в исключении земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты>, из территории Нижегородского городского лесничества и возложена обязанность по повторному рассмотрению указанных обращений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, требования административных истцов в части возложения на администрацию города Нижнего Новгорода обязанности исключить земельные участки с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> расположенные на территории города Нижнего Новгорода из территории Нижегородского городского лесничества, судом разрешены, в резолютивной части содержится решение суда об отказе в удовлетворении требований в остальной части, следовательно, в удовлетворении требований в указанной части судом отказано.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Иткеса Б.Л., Быстрова А.В., Быстровой Н.Л. о возложении обязанности на администрацию города Нижнего Новгорода исключить земельные участки из территории Нижегородского городского лесничества не имеется, поскольку как указано выше, решение указанного вопроса не входит в полномочия администрации города Нижнего Новгорода.
Решение, выраженное в письмах Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода от 26.12.2019 года на обращения административных истцов признано судом незаконным в связи с тем, что администрация города Нижнего Новгорода не направила их обращения в соответствующий орган, в компетенцию которого входило решение поставленных в обращениях вопросов, поэтому в качестве меры по восстановлению нарушенного права административных истцов, суд обязал повторно рассмотреть их заявления, что соответствует требованиям п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По указанным основаниям, суд первой инстанции был не вправе возлагать на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода обязанность принять конкретное решение по вопросу не входящему в его компетенцию.
В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель Быстровой Н.Л. – Мальцева Е.А. также указала, что судом было необоснованно отказано в удовлетворении требований административных истцов к надлежащему административному ответчику – Федеральному агентству лесного хозяйства.
При этом, представитель сослалась на то, что после вынесения решения суда – 14.12.2020 года Иткес Б.Л., Быстров А.В., Быстрова Н.Л. обратились с самостоятельными заявлениями в Федеральное агентство Лесного хозяйства (Рослесхоз) об исключении ряда земельных участков из границ Нижегородского городского лесничества на основании апелляционного определения от 04.04.2017 года по делу [номер], на которые дан ответ, что в целях принятия решения об изменении границ Нижегородского городского лесничества в адрес администрации города Нижнего Новгорода направлено письмо от 12.01.2021 №АВ-03-27/81 о предоставлении сведений об исполнении решения суда и перечня компенсационных земельных участков, что, по мнению представителя, свидетельствует о незаконности принятого судом решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из представленных администрацией города Нижнего Новгорода сведений следует, на обращение Федерального агентства лесного хозяйства 10.02.2021 года администрацией было сообщено, что на территории городского округа город Нижний Новгород компенсационные земельные участки, соответствующие площади исключаемых земельных участков и целевому назначению городских лесов, включенные в зоны рекреационного назначения, согласно документам территориального планирования, и имеющие соответствующие таксационные характеристики, отсутствуют.
Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия полагает, что новые доказательства, представленные суду апелляционной инстанции, не влияют на законность принятого судом решения и не опровергают правильность сделанных им выводов.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность принятия решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.
В рамках настоящего дела административные истцы оспаривают решения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода от 26.12.2019 [номер] об отказе в исключении из границ Нижегородского городского лесничества земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты>. Кроме этого, административными истцами заявлено производное от первоначальных требование о возложении на администрацию города Нижнего Новгорода обязанности принять решение об исключении земельных участков с кадастровыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> из территории Нижегородского городского лесничества.
Таким образом, предметом судебной проверки в рамках настоящего дела, являлись лишь решения (ответы) от 26.12.2019 года Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода на обращения Иткеса Б.Л., Быстров А.В., Быстрова Н.Л.
Какие-либо решения, принятые другими органами, в том числе Федеральным агентством лесного хозяйства, предметом заявленных требований не являлись, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно разрешил спор в рамках заявленных административными истцами требований.
Положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ст. ст. 227, 218), суду не предоставлено правомочий по возложению обязанности по принятию конкретных мер на административного ответчика, решение которого не являлось предметом судебной проверки, поскольку реализация должностным лицом или соответствующим органом государственной власти своей компетенции, эффективности его деятельности в отрыве от нарушения с его стороны прав заявителя не допускается.
В силу приведенных выше мотивов, доводы представителя административного истца о том, что решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований нарушаются права и законные интересы административных истцов подлежат отклонению как безосновательные.
Вместе с тем, следует отметить, что в случае несогласия с решением (ответом) Федерального агентства лесного хозяйства принятым по результатам рассмотрения обращений административных истцов об исключении земельных участков из территории Нижегородского городского лесничества, Иткес Б.Л., Быстров А.В., Быстрова Н.Л. не лишены права оспорить указанное решение в рамках отдельного судопроизводства. При этом ни решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 02 ноября 2020 года, ни настоящее апелляционное определение к тому препятствий не создает.
Другие изложенные в апелляционной жалобе доводы по существу не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними и субъективной оценке установленных по делу обстоятельств, переоценке выводов суда, к чему оснований судебной коллегией не установлено.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
определила:
решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 02 ноября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Быстровой Наталии Львовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательное форме изготовлено 05 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: