Дело № 12-101/2022
91RS0024-01-2022-000564-97
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
<адрес> 04 марта 2022 года
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым В.И. Соколова
при секретаре В.О. Макаренко,
с участием защитника Коновалова А.А.
заинтересованного должностного лица судебного пристава-исполнителя Е.В. Киреевой;
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Коновалова А.А. в интересах Левина А.П. на постановление начальника ОСП по г. Ялта УФССП по Республике Крым – старшего судебного пристава Черниковой О.Н. от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении №<номер> в отношении Левина Александра Петровича по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего судебного пристава ОСП по г. Ялте УФССП России по Республике Крым Черниковой О.Н. от 14 января 2022 года Левин А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в сумме 2 000 руб.
На данное постановление защитником Коновалом А.А. подана жалоба, в которой он просит отменить постановление, производство прекратить, поскольку составление протокола, рассмотрение дела было проведено в нарушением процедуры, предусмотренной КоАП РФ, без надлежащего уведомления о дате и времени, что лишило Левина А.П. возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями на защиту. В судебном заседании защитник поддержал жалобу по основаниям изложенным выше. А.П. Левин при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания правом участия не воспользовался.
Должностное лицо возражало по доводам жалобы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если лицо извещено в установленном законом порядке о дате, времени и месте составления протокола.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч. 4, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола
Данной нормой предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола.
Соответственно, в материалах дела должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, для составления протокола об административном правонарушении.
Данные процессуальные требования проигнорированы должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о нарушении права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которое выразилось в отсутствии извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Так, согласно материалам дела об административном правонарушении №<номер>-АП, 23.12.2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ялте Киреевой Е.В. составлен протокол №<номер>-АП. При этом сведений, подтверждающих уведомление Левина А.П. о дне и времени составления вышеуказанного протокола, суду предоставлено не было, уполномоченное должностное лицо не приняло меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола
Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть положен в основу судебного постановления.
Левин А.П. не был уведомлен о месте и времени составления в отношении него протокола.
Вышеуказанные факты, лишили его возможности принять исчерпывающие меры, направленные на подготовку к рассмотрению дела.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Несоблюдение установленных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требований является существенным и повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного постановление №<номер> от 14 января 2022 года начальника отделения по г. Ялта УФССП России по Республике Крым – старшего судебного пристава Черниковой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении А.П. Левина не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку на время рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ не истек, административное дело подлежит направлению должностному лицу на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление №<номер> от 14 января 2022 года начальника отделения по г. Ялта УФССП России по Республике Крым – старшего судебного пристава Черниковой О.Н. о привлечении Левина Александра Петровича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, направить административное дело в отделение по г. Ялта УФССП России по Республике Крым на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: В.И. Соколова