Дело № 2-5279/2024
55RS0007-01-2024-008199-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Мотроховой А.А.,
при секретаре судебного заседания Сафьяновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Гордиенко В.Н., Гордиенко Н.Г. к Акционерному обществу «Омские распределительные тепловые сети» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального административного округа города Омска обратился в интересах Гордиенко В.Н., Гордиенко Н.Г. в суд с указанными требованиями к АО «Омские распределительные тепловые сети», ссылаясь на то, что прокуратурой ЦАО г.Омска в связи с произошедшими инцидентами на ТЭЦ-5 проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении коммунальных услуг, в ходе которой выявлены множественные нарушения законодательства в области промышленной и энергетической безопасности. При этом между АО «Омск РТС» и АО «ТГК-11» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор поставки энергоресурсов № с дополнительными соглашениями к нему от ДД.ММ.ГГГГ №. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» произошло снижение параметров подачи теплоносителя на объекты, получающие тепловую энергию от ТЭЦ-5. Повреждение систем и оборудования ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» привели к невозможности обеспечить диспетчерские задания по температуре и давлению теплоносителя в сети теплоснабжения в точке передачи теплоносителя в сети АО «Омск РТС», что в свою очередь привело к невозможности подачи теплоносителя надлежащего качества по температуре и давлению, в том числе в многоквартирных домах и объектах социального обслуживания.
Потребителями коммунальных услуг по адресу: <адрес> являются Гордиенко В.Н., являющийся пенсионером и инвалидом <данные изъяты>, Гордиенко Н.Г., являющаяся пенсионером. По результатам проведенных ООО «Прогресс» замеров температуры, в помещениях многоквартирного дома температура воздуха составила от +16°С до +17°С, в связи с чем были оформлены акты об обнаружении ненадлежащего качества предоставляемых коммунальных услуг. Учитывая, что среднесуточная температура ДД.ММ.ГГГГ на территории города Омска составила -14°С, в отдельные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла от -20°С до -29°С, Гордиенко В.Н., Гордиенко Н.Г. испытывали дискомфорт от нахождения в квартире.
По факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Омской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ в отношении неустановленных лиц АО «ТГК №11».
Гордиенко В.Н., Гордиенко Н.Г. обратились в прокуратуру Центрального административного округа г. Омска с заявлением о защите нарушенных прав и законных интересов в связи с тем, что в силу возраста не могут самостоятельно это сделать.
С учетом изложенного, истец просит взыскать с акционерного общества «Омские распределительные сети» в пользу Гордиенко В.Н., Гордиенко Н.Г., компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в пользу каждого, штраф в размере 5000 рублей в пользу каждого.
Истцы Гордиенко В.Н., Гордиенко Н.Г. в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.
Помощник прокурора Центрального административного округа г.Омска Арсений Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика АО «Омск РТС» Шмырева И.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в представленных письменных возражениях.
Третьи лица ООО «Прогресс», АО «Тепловая компания», АО «Территориальная генерирующая компания №11» явку представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом прокурор является процессуальным истцом и инициирует иск в интересах лиц, имеющих материально-правовой интерес.
Согласно ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве услуги, обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 предусмотрено, что настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п.2 Правил №354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Подпунктами «в», «д» п.3 Правил №354 установлено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе, предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими допустимую продолжительность, а также соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении №1 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31, подпунктами «а», «д» пункта 33 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, а в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, требовать изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно подпунктам «а», «г» пункта 149 Правил №354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 150 Правил №354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случаях, указанных в пункте 157 Правил №354.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
В силу п.4 приложения №1 к указанным Правилам допускается возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения. Данная норма не устанавливает продолжительность отключения горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения и носит бланкетный характер, отсылая к требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Как следует из материалов гражданского дела, в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают истцы Гордиенко В.Н., являющийся пенсионером и инвалидом <данные изъяты>, Гордиенко Н.Г., являющаяся пенсионером, которые обратились в прокуратуру Центрального административного округа г.Омска с просьбой осуществить защиту нарушенных прав в суде от их имени.
В силу пунктов 21 и 103 Правил №354, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года, АО «Омск РТС» является ресурсоснабжающей организацией для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТГК №11» (поставщик) и ОАО «ОмскРТС» (покупатель) заключен договор поставки энергоресурсов №, по условиям которого стороны договорились понимать используемые с заглавной буквы в настоящем договоре термины в следующем значении: потребители – юридические и физические (в том числе бытовые потребители) лица, которым принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения покупателя, имеющие договорные отношения по теплоснабжению с покупателем или действующим в его интересах (по его поручению) лицом для собственных нужд; источник тепловой энергии – устройство, предназначенное для производства тепловой энергии (теплоисточник); энергоресурсы – совокупность ресурсов, поставляемых поставщиком в соответствии с п.1.1 настоящего договора; точка поставки – место в тепловой сети, являющееся местом исполнения договора поставки энергоресурсов покупателю и находящееся на границе балансовой принадлежности тепловых сетей; граница балансовой принадлежности тепловых сетей – линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
Согласно п.1.1 договора поставщик обязуется в течение срока, определенного договором, поставлять покупателю энергоресурсы в объеме совокупного потребления потребителями ориентировочно в количестве 5679349 Гкал, а также для собственных нужд ориентировочно в количестве 4139 Гкал и технических нужд (потери в тепловых сетях) покупателя ориентировочно 754550 Гкал.
Покупатель обязуется приобретать указанные энергоресурсы у поставщика и оплачивать их в порядке, установленным договором.
Пунктом 1.2 договора предусмотрена максимальная нагрузка в размере 2962,8443 Гкал/ч для горячей воды и 3,8725 Гкал/ч для пара; в том числе на отопление, на вентиляцию, на горячее водоснабжение (ГВС), на технологические нужды. Кроме того, подпунктом 1.2.2 предусмотрена поставка тепловой энергии в паре на ТЭЦ-5.
Количество энергоресурсов, поставляемых покупателю в период действия договора, определяется поставщиком в зависимости от графика регулирования отпуска тепловой энергии в соответствии с фактической температурой наружного воздуха и согласовывается с покупателем (п.1.6 договора).
Пунктом 1.7 договора предусмотрены параметры качества энергоресурсов (горячая вода). Среднесуточная температура сетевой воды в точках поставки соответствует заданному диспетчерскому графику регулирования отпуска тепловой энергии. Отклонение от заданного режима в точках поставки предусматривается не более: а) по температуре воды, поступающей в тепловую сеть: +/- 3 (три)%; б) по давлению в подающем трубопроводе: +/- 5 (пять)%; в) по давлению в обратном трубопроводе: +/- 0,2 кгс/см?. Количество теплоносителя должно соответствовать требованиям «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Параметры качества Энергоресурсов (пара) в коллекторах СП ТЭЦ-5: характеристика пара 10 ата, давление с отклонениями 8,5-10,0 кгс/см?, температура с отклонениями 160-230 °С.
Разделом 2 договора предусмотрены права и обязанности сторон. Поставщик обязан поставлять покупателю энергоресурсы в количестве и качеством, предусмотренными договором (п.2.1.1), поддерживать в исправном техническом состоянии принадлежащие ему энергооборудование и сети (п.2.1.5), принимать меры по устранению аварий в работе системы энергоснабжения поставщика (п.2.1.6), выполнять требования и предписания Ростехнадзора, принятые в пределах его полномочий (п.2.1.7), предоставлять техническую возможность использования оборудования источников тепловой энергии для обеспечения параметров по расходу, давлению и температуре теплоносителя в целях разработки режимов работы тепловых сетей (п.2.1.10), соблюдать требования Регламента взаимодействия по вопросам диспетчеризации, технологического регулирования отпуска энергоресурсов между поставщиком и покупателем, являющегося Приложением №4 к настоящему договору (п.2.1.11).
Кроме того, покупатель обязан соблюдать «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (п.2.3.2), соблюдать требования Регламента взаимодействия по вопросам диспетчеризации, технологического регулирования отпуска энергоресурсов между поставщиком и покупателем, являющегося Приложением №4 к настоящему договору (п.2.3.4), принимать необходимые меры по сохранности системы теплоснабжения, находящейся в собственности, владении либо пользовании (п.2.3.5), поддерживать в исправном техническом состоянии теплопотребляющее оборудование, теплопроводы, изоляцию, контрольно-измерительные приборы, приборы коммерческого учета, производить планово-предупредительный ремонт и наладку оборудования, приборов учета, КИП и автоматики (п.2.3.6), обеспечивать наличие достаточного количества обученного и аттестованного персонала отвечающего за соблюдение гидравлического и температурного режимов эксплуатации тепловых сетей, систем теплоснабжения, их наладку; немедленно сообщать о нарушениях режима теплоснабжения, неисправности приборов учета, резких колебаниях давлений диспетчеру Поставщика по телефону № (п.2.3.8).
Договор вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, срок действия по ДД.ММ.ГГГГ. Считается ежегодно продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если не менее чем за 30 календарных дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора (п.7.1).
Приложением №1 к договору поставки энергоресурсов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено расчетное распределение тепловой энергии и теплоносителя (горячая вода), в том числе и относительно ТЭЦ-5. Приложением №2 установлено расчетное распределение тепловой энергии и теплоносителя (пар). Приложение №3 к договору предусматривает форму акта о месячном отпуске тепловой энергии от источника тепловой энергии. Приложением №4 к договору поставки энергоресурсов установлен Регламент взаимодействия по вопросам диспетчеризации, технологического отпуска энергоресурсов между поставщиком и покупателем. Приложения 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 к договору утверждены акты разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) трубопроводов сетей воды между СП «ТЭЦ-5» Омского филиала, СП «ТЭЦ-3» Омского филиала, СП ТЭЦ-4 Омского филиала, ОАО «ТГК-11» и ОАО «Омск РТС». Кроме того, приложением к договору предусмотрена справка о цепочке собственников контрагента.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «ТГК-11» и АО «Омск РТС» было заключено дополнительное соглашение № (рег. №) от ДД.ММ.ГГГГ, которым приложение № «План-график оплаты АО «Омск РТС» за ДД.ММ.ГГГГ по тепловой энергии и прочей продукции производственного характера» к дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к договору изложено в редакции Приложения № к настоящему дополнительному соглашению.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «ТГК №» и АО «Омск РТС» заключено дополнительное соглашение №, в соответствии с которым были установлены: план-график расчетов между сторонами на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по тепловой энергии, план-график расчетов на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по прочей продукции производственного характера, план-график оплаты АО «Омск РТС» на ДД.ММ.ГГГГ по тепловой энергии и прочей продукции производственного характера.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2011 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Подача горячего водоснабжения, тепловой энергии в квартиру истцов по адресу: <адрес> осуществляется АО «Омск РТС», которое взимает плату за оказание данной услуги, и является в данном случае ресурсоснабжающей организацией.
Указанные обстоятельства не отрицал в ходе судебного разбирательства представитель АО «Омск РТС».
АО «Тепловая компания» в данном случае, исходя из условий вышеуказанного договора, является теплосетевой организацией.
Теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2011 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Пунктом 6 статьи 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 названного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
В силу норм указанного Федерального закона и согласно пункту 56 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 года №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Качество теплоснабжения – это совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Абзац второй пункта 124 (14) Правил корреспондирует частям 7 и 8 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении», согласно которым договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации и должен определять, в том числе параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии, ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Согласно части 3 статьи 23.9 названного Федерального закона, единая теплоснабжающая организация при исполнении обязательства по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, обеспечивает снижение размера платы за поставляемую потребителю тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что исполнителем услуги по предоставлению горячего водоснабжения и получателем платежей от потребителей является АО «Омск РТС», как ресурсоснабжающая организация, вследствие чего именно данная организация является ответственной за предоставление потребителям услуги надлежащего качества.
При указанных обстоятельствах доводы представителя АО «Омск РТС» о том, что АО «Омск РТС» является ненадлежащим ответчиком, судом отклоняются, так как передача тепловой энергии осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенного с теплоснабжающей организацией, где потребитель услуг стороной договора не является и не должен получать услуги ненадлежащего качества ввиду неисполнения условий соглашений, заключенных между АО «Омск РТС» и АО «Территориальная генерирующая компания №11».
Представителем третьего лица АО «ТГК-11» в материалы дела представлена копия паспорта готовности в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Минэнерго России (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). Также основанием выдачи паспорта готовности к отопительному периоду стал акт проверки готовности к отопительному периоду от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом, согласно представленной копии акта проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, проверка готовности к отопительному периоду производилась в отношении объектов АО «ТГК №11», в том числе и в отношении теплоэлектроцентрали ТЭЦ-5, <адрес>.
Третьим лицом ООО «Прогресс» представлена книга учета заявок, в которой зафиксированы обращения жильцов многоквартирного дома <адрес> на низкую температуру в квартирах, в том числе ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано обращение жильцов квартиры №.
Также представлены паспорт готовности МКД <адрес> к работе в зимних условиях, акт на включение энергоустановки в эксплуатацию на отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, акт промывки системы отопления от ДД.ММ.ГГГГ, акт о проведении гидравлических испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, справка о проведенных мероприятиях по подготовке тепловых энергоустановок к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ.
Низкая температура в квартире № многоквартирного дома <адрес> подтверждается также актом от ДД.ММ.ГГГГ.
Третьим лицом АО «Тепловая компания» в материалы дела представлено заключение экспертизы промышленной безопасности № на трубопровод тепловой сети <данные изъяты>, уч. 2150, применяемое на опасном производственном объекте МП г.Омска «Тепловая компания», согласно которому названное техническое устройство соответствует требованиям промышленной безопасности. Установленный срок дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства 4 года до ДД.ММ.ГГГГ включительно при выполнении определенных требований, в том числе при соблюдении режимов работы в соответствии с требованиями паспорта технического устройства.
В материалах дела имеется факсограмма от ДД.ММ.ГГГГ, направленная АО «Омск РТС» СП «Тепловые сети» в адрес УЕДДС администрации г.Омска, АО «Тепловая компания», СП «ТИиЭ», 2 район, 3 район, 5 район, 6 район, в связи со снижением температуры теплоносителя в «Подающих» трубопроводах ТЭЦ-5 снижены параметры теплоснабжения потребителей, необходимо контролировать работу систем отопления объектов, подключенных от ТЭЦ-5. При необходимости принять меры от размораживания.
Из представленных документов и скриншотов новостной информации из сети интернет, следует, что повреждения систем и оборудования ТЭЦ-5 АО «ТГК-11» привели к резкому снижению температуры в квартирах дома <адрес>.
Факт выхода из строя оборудования ТЭЦ-5 стороной ответчиков в судебном заседании не оспаривался.
Таким образом, в указанный период температура в жилых помещениях многоквартирного дома не соответствовала требованиям установленных нормативов. Данные обстоятельства согласуются с иными представленными в материалы дела данными относительно температурного режима.
ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации принято постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных должностных лиц АО «ТГК-11» по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ.
Исходя из справки о соблюдении требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленной специалистами Сибирского управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано 32 выявленных нарушения в отношении опасного производственного объекта, на котором эксплуатируются подъемные сооружения «Площадка главного корпуса ТЭЦ структурного подразделения «ТЭЦ-5, регистрационный номер №, III класс опасности акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №11».
Из справки о соблюдении требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, по Письму Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в отношении опасного производственного объекта «Площадка главного корпуса ТЭЦ структурного подразделения «ТЭЦ-5», подготовленной специалистами Сибирского управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ, было выявлено 11 нарушений. Сибирским управлением Ростехнадзора зафиксировано 313 нарушений по результатам проведенной проверки.
Справкой о соблюдении требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, подготовленной специалистами Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено 369 нарушений в отношении опасного производственного объекта, на котором эксплуатируются подъемные сооружения «Площадка главного корпуса ТЭЦ структурного подразделения «ТЭЦ-5, регистрационный номер № III класс опасности акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №11».
Таким образом, суд приходит к выводам об обоснованности требований истца, поскольку судом установлен факт предоставления АО «Омские распределительные сети» собственникам дома <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тепловой энергии ненадлежащего качества. Доказательств иного стороной ответчиков суду представлено не было.
Доводы стороны ответчика о недопустимости доказательств, суд отклоняет, поскольку АО «Омск РТС» не предоставило в суд доказательств, опровергающих факт оказания услуг ненадлежащего качества, в частности согласно нормативным параметрам теплоносителей.
Согласно ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу п.45 постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в нарушение вышеназванного законодательства исполнитель услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению АО «Омск РТС» в спорный период времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечил предоставление истцу, как потребителю жилищно-коммунальных услуг, данную услугу надлежащего качества.
Принимая во внимание, что доказательств объективной невозможности предоставления истцу коммунальной услуги по теплоснабжению в установленные судом периоды, АО «Омск РТС» не представило, обстоятельств непреодолимой силы в ходе рассмотрения дела установлено не было, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения именно на ответчика АО «Омск РТС», как на исполнителя коммунальной услуги, гражданско-правовой ответственности, поскольку исполнителем коммунальной услуги «отопление» в периоды отсутствия теплоснабжения, являлось АО «Омск РТС».
Разрешая требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями ст.15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», исходит из требований разумности и справедливости, периодов нарушения обязательств, неудобств, которые испытывали истцы, проживая в жилом помещении без предоставления нормальных условий по температурному режиму, учитывая преклонный возраст истцов, наличие инвалидности у Гордиенко В.Н., факт заболевания в период снижения параметров отопления в МКД, в котором проживают истцы, характер причиненных истцам нравственных страданий, считает необходимым определить размер компенсации за нарушение прав потребителя Гордиенко Н.Г. в размере 5000 рублей, Гордиенко В.Н. – 6000 рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере суд не усматривает.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из постановления Конституционного Суда РФ №4-П от 14 февраля 2002 года, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
Таким образом, по настоящему делу заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.149 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе, за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Оспаривая свою вину в понижении параметров температурного режима в квартире материального истца, сторона ответчика указывает на производство перерасчета по коммунальным платежам размера платы за коммунальную услугу-теплоснабжение.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п.150 Правил).
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.154 Правил).
При предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случае, если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, взыскание штрафа в случае подачи потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, прямо предусмотрено законом.
В силу п.6 ст.13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца Гордиенко В.Н. подлежит взысканию штраф в размере 3000 рублей, исходя из следующего расчета (6000 /2), в пользу Гордиенко Н.Г. – штраф в размере 2500 рублей (5000 / 2).
В силу положений ст.103 ГПК РФ с АО «Омск РТС» в бюджет города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с АО «Омские распределительные тепловые сети» (ИНН 5503249258) в пользу Гордиенко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 6000 рублей, штраф в размере 3000 рублей.
Взыскать с АО «Омские распределительные тепловые сети» (ИНН 5503249258) в пользу Гордиенко Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 2500 рублей.
Взыскать с АО «Омские распределительные тепловые сети» (ИНН 5503249258) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Мотрохова
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2024 года