К делу № 2-89/2024
23RS0037-01-2023-004458-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 08 февраля 2024 г.
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Чанова Г.М.,
при секретаре Шиховой А.В.,
с участием представителя истца Управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск – Щигалева А.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Мекертычьян Э.К. – Исмаилова Э.Л., действующего на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск в интересах собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений МКД к Мекертычьян Эльвире Кеворковне об обязании привести квартиру в соответствии с технической документацией,
УСТАНОВИЛ:
Управление городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск (далее - УГХ) в интересах собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений МКД обратилось в суд с иском к Мекертычьян Э.К. об обязании привести квартиру в соответствии с технической документацией.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в УГХ поступило обращение от собственника жилого помещения № в многоквартирном <адрес> в <адрес> (далее - МКД) по вопросу незаконной перепланировки и переустройства инженерных сетей в <адрес> МКД Мекертычьян Э.К., в связи с чем в <адрес> МКД происходит подтопление жилых (не жилых) помещений.
ДД.ММ.ГГГГ Управление городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск в рамках рассмотрения поступившего обращения в соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) собственнику жилого помещения № МКД Мекертычьян Э.К. объявлено предостережение № о недопустимости нарушения обязательных требований, выразившихся в перепланировке (лоджии присоединены к жилым помещениям).
В предостережении от ДД.ММ.ГГГГ № Мекертычьян Э.К. в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предложено представить в УГХ следующую информацию:
Предоставить согласование с органом местного самоуправления на проведение перепланировки или привести в первоначальное состояние <адрес> МКД.
В указанный в предостережении срок информация и документы от Мекертычьян Э.К. в УГХ не представлены.
ДД.ММ.ГГГГ проверить исполнение Предостережения не представилось возможным, в связи с не предоставлением доступа в жилое помещение № МКД.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом УГХ в присутствии представителя собственника <адрес> МКД по доверенности, а также управляющего <данные изъяты>» проверить доводы заявителя в части незаконной перепланировки <адрес> МКД не представилось возможным в связи с отсутствием доступа в вышеуказанное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ коллективным осмотром <адрес> МКД при участии специалистов МКУ «Управления по делам ГО и ЧС» установлено, Предостережение не исполнено, в первоначальное состояние жилые помещения не приведены.
Согласно информации управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время разрешений на перепланировку жилого помещения № МКД с устройством сауны на лоджии гр. Мекертычьян Э.К. не выдавалось.
Просит суд признать бездействие Мекертычьян Э.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., № по не устранению нарушений обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации, указанных в предостережении от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости нарушения обязательных требований незаконным;
обязать Мекертычьян Эльвиру Кеворковну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., № в течение 30-ти (тридцати) календарных дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему иску привести помещения <адрес> МКД в соответствие с технической документацией <адрес> МКД.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению в случае выявления нарушения обязательных требований.
Также, согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Законом Краснодарского края от 06.12.2017 № 3700-K3 «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» (в редакции Закона от 06.07.2022 № 4714-КЗ) (далее - Закон № 3700-K3) органы местного самоуправления, в том числе города Новороссийска, наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края.
Так, согласно пп. «а» п. 1 ст. 1 Закона № 3700-K3 управление городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск наделено полномочиями по осуществлению государственного жилищного надзора в части организации и проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по вопросам соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (за исключением деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе по их обслуживанию и ремонту), порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 3700-KЗ, УГХ имеет право на обращение в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения об УГХ, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ №), УГХ осуществляет региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в рамках отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом № 3700-K3.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в УГХ поступило обращение от собственника жилого помещения № в многоквартирном <адрес> в <адрес> (далее - МКД) по вопросу незаконной перепланировки и переустройства инженерных сетей в <адрес> МКД Мекертычьян Э.К., в связи с чем в <адрес> МКД происходит подтопление жилых (не жилых) помещений.
ДД.ММ.ГГГГ Управление городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск в рамках рассмотрения поступившего обращения в соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) собственнику жилого помещения № МКД Мекертычьян Э.К. объявлено предостережение № о недопустимости нарушения обязательных требований, выразившихся в перепланировке (лоджии присоединены к жилым помещениям).
В предостережении от ДД.ММ.ГГГГ № Мекертычьян Э.К. в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предложено представить в УГХ следующую информацию:
Предоставить согласование с органом местного самоуправления на проведение перепланировки или привести в первоначальное состояние <адрес> МКД.
В указанный в предостережении срок информация и документы от Мекертычьян Э.К. в УГХ не представлены.
ДД.ММ.ГГГГ проверить исполнение Предостережения не представилось возможным, в связи с не предоставлением доступа в жилое помещение № МКД.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом УГХ в присутствии представителя собственника <адрес> МКД по доверенности, а также управляющего ТСЖ «Маяк» проверить доводы заявителя в части незаконной перепланировки <адрес> МКД не представилось возможным в связи с отсутствием доступа в вышеуказанное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ коллективным осмотром <адрес> МКД при участии специалистов МКУ «Управления по делам ГО и ЧС» установлено, Предостережение не исполнено, в первоначальное состояние жилые помещения не приведены.
Согласно информации управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время разрешений на перепланировку жилого помещения № МКД с устройством сауны на лоджии гр. Мекертычьян Э.К. не выдавалось.
Определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено <данные изъяты>».
Согласно выводам экспертного заключения <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, проведено обследование помещений <адрес> на предмет перепланировки, переустройства или переоборудования площадей. В ходе мероприятий были выявлены несоответствия данным технического паспорта жилого помещения (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, исходных и фактических параметров площадей, в которых выявлены отличия: объединение лоджии № 8 с кухней № 4, что является перепланировкой; демонтаж оконного и дверного блока между кухней № 4 (12,4 кв. м) и лоджией № 8 (9,1 кв. м) в кирпичной перегородке с изменением оконно – дверного проема. Объединение балкона № 9 с жилой комнатой № 2, что является перепланировкой; демонтаж оконного блока между балконом № 9 (17,9 кв. м) и жилой комнатой № 2 (11,8 кв. м) в кирпичной перегородке с изменением оконного проема. Возведение ненесущей перегородки с устройством дверного проёма на балконе № 9 с установкой дверной коробки и полотна дверного. Устройство сауны и душевой кабины с подведением коммуникаций на балконе № 9.В результате перепланировки, переустройства параметры и назначение, конфигурации помещений относительно данных технического паспорта жилого помещения (<адрес>) от «ДД.ММ.ГГГГ г. существенно изменились.
Выявлен ряд существенных несоответствий и нарушений требованиям действующих строительных норм и правил, а также Федеральных законов при проведённой перепланировке и переустройству помещений в <адрес>, а именно:
Постановление Государственного комитета РФ по Строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» нарушение касаемо:
п. 4.2.4.9 «Использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжёлых вещей, их захламление и загрязнение не допускается».
Соответственно уменьшать балконы и лоджии в пользу внутриквартирных помещений или увеличивать их на комнату и кухню нельзя. Устраивать на них кухни и санузлы также запрещено.
п. 1.7.1. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
п. 1.7.2. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
п. 1.7.3. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
п. 1.7.4. Наниматель, или другое лицо допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2023) - Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ):
«Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме».
«Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме».
Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ).
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы согласно Статьи 26 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2023).
Произведённые в <адрес> перепланировка и переустройство помещений не представляет угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в <адрес> в <адрес>, ввиду отсутствия проведения демонтажа несущих стен и существенной нагрузке на балкон и лоджию <адрес> сверх расчётных и допустимых параметров нагрузок согласно НТД.
Переустройство и перепланировка жилых и вспомогательных помещений в <адрес> в <адрес> выполнены без уменьшения размера общего домового имущества в многоквартирном доме. Данные действия не привели к изменению внутренних параметров (конфигурации) многоквартирного <адрес> (не увеличилась его площадь), а также переоборудование инженерных коммуникаций вне площади <адрес>. С учётом изложенного определено, что переустройство и перепланировка не повлекла изменения общего имущества и инженерных коммуникаций многоквартирного <адрес>.
Экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 31.05.2001 № 73-ФЗ «Об экспертной деятельности», эксперт предупрежден об уголовной ответственности, ответы на вопросы, поставленные судом, даны в исчерпывающем виде. Сторонами результаты судебной экспертизы не оспорены, указанное экспертное заключение <данные изъяты>» суд расценивает в качестве надлежащего доказательства по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Статьей 26 ЖК РФ предусмотрены основания проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 ЖК РФ самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) граждане, юридические лица в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" обязаны: использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан; бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно - градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Согласно п. 1.6. Правил № 170 собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Согласно п. 1.7.1. Правила № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно п. 1.7.2. Правил № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Поскольку судом достоверно установлено, что бездействие Мекертычьян Э.К. по устранению нарушений обязательных требований жилищного законодательства РФ, указанных в предостережении от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований, является незаконным, то исковые требования управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск в интересах собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений МКД к Мекертычьян Эльвире Кеворковне об обязании привести квартиру в соответствии с технической документацией, - удовлетворить.
Обязать Мекертычьян Эльвиру Кеворковну привести <адрес> в соответствие с технической документацией – в течение 30 (тридцати) календарных дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.
Судья: Г.М. Чанов
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2024.