Дело № 2-1-1155/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 декабря 2021 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н., представителя ответчика БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» по доверенности Никишовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующей в интересах Малявкиной Н.В., к Департаменту здравоохранения Орловской области и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством,
установил:
Мценская межрайонная прокуратура Орловской области, действующая в интересах Малявкиной Н.В., обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области и БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством.
В обоснование заявленных требований указано, что по обращению Малявкиной Н.В. Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения ее лекарственным препаратом «Анастрозол». В ходе данной проверки установлено, что Малявкина Н.В. является федеральным льготником, состоит на учете в БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», и в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Согласно медицинскому заключению Малявкиной Н.В. поставлен диагноз: <...>. Малявкина Н.В. включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 2021 г., и ей рекомендована терапия препаратом «Анастрозол». Данный препарат в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 3037-р включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Вместе с тем, на отсроченном обслуживании в аптечном пункте № 2 ГУП Орловской области «Орелфармация» находится рецепт на препарат «Анастрозол», выписанный 9 сентября 2021 г. В выдаче лекарственного препарата по рецепту врача отказано по причине его отсутствия. Поскольку указанный препарат назначен по жизненно необходимым показаниям, невозможность его регулярного приема ставит под угрозу жизнь и здоровье Малявкиной Н.В.
По данным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Малявкину Н.В. лекарственным препаратом «Анастрозол» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом, возложить на БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку Малявкиной Н.В. рецептов на лекарственный препарат «Анастрозол» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом, а также обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Старший помощник Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н. поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» по доверенности Никишова С.А. исковые требования не признала. В судебном заседании пояснила, что Малявкина Н.В. является федеральным льготником и в силу имеющегося у нее заболевания нуждается в постоянном приеме препарата «Анастрозол». Поскольку Малявкина Н.В. имеет право на бесплатное получение лекарственных средств, БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» осуществляется выписка рецептов на указанный препарат. Наличие на отсроченном обеспечении оформленных рецептов связано с недостаточностью финансирования данного вида государственной социальной помощи. Указала, что со стороны БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» не усматривается каких-либо нарушений прав Малявкиной Н.В. на лекарственное обеспечение.
Малявкина Н.В. и представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии со ст. 10, ст. 11, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг.
Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Приказом Минтруда России № 929н и Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2021 г. № 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 12 названного Порядка за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты и медицинские изделия, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 14 Порядка).
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Источниками финансового обеспечения данной Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан), а также средства обязательного медицинского страхования.
Согласно сведениям БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», Малявкина Н.В. является федеральным льготником, как инвалид первой группы, состоит на учете в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарственных препаратов с диагнозом: <...> Малявкина Н.В. включена в регистр льготных категорий граждан для обеспечения лекарственными препаратами в 2021 г., однако обеспечена льготными препаратами не в полном объеме, на отсроченном обеспечении в аптечном пункте в настоящее время находится рецепт на препарат «Анастрозол», выписанный врачом 13 октября 2021 г. Заявка на данный препарат для федеральных льготников Орловской области на 2021 год формировалась <...>.
По информации, представленной Департаментом здравоохранения Орловской области, Малявкина Н.В. сохранила право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета. За истекший период 2021 г. ей было выписано 9 рецептов, в настоящее время на отсроченном обеспечении имеется рецепт на лекарственный препарат «Анастрозол», ориентировочная дата обеспечения 22 ноября 2021 г.
Из материалов дела также следует, что Малявкина Н.В. состоит на учете с диагнозом: <...>. По медицинским показаниям ей был назначен препарат «Анастрозол» по 1 таблетке 1 раз в сутки, потребность в месяц - 30 таблеток (1 стандарт), годовая потребность - 12 стандартов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включен лекарственный препарат «Анастрозол».
Таким образом, Малявкина Н.В. нуждается в постоянном приеме указанного препарата, который регулярно выписывается ей врачом.
В соответствии со сведениями ГУП Орловской области «Орелфармация», на отсроченном обеспечении находится рецепт на препарат «Анастрозол», выписанный Малявкиной Н.В. 13 октября 2021 г., при этом рецепт на указанный препарат от 9 сентября 2021 г. был обслужен лишь 11 октября 2021 г.
Не предоставление Малявкиной Н.В. назначенного лекарственного средства влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в силу закона недопустимо. При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Процедура получения льготной категорией граждан бесплатно лекарственных средств не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного человека, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что препарат «Анастрозол» является жизненно необходимыми и важнейшим препаратом для поддержания здоровья Малявкиной Н.В. в связи с имеющимся у нее заболеванием, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить ее данным лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом, а также возложить на БУЗ ООО «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку рецептов на указанный препарат.
В силу положений ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нуждаемости Малявкиной Н.В. в лекарственном препарате «Анастрозол», обязанность по обеспечению которым возложена на Департамент здравоохранения Орловской области, учитывая, что данный препарат необходим ей для постоянного приема по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░