Дело № 2-4016/2023 УИД 53RS0022-01-2023-002801-84
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Замыслова Ю.А.,
при секретаре Семёновой В.В.,
с участием прокурора Долженко В.В.,
представителя ответчика Рябининой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Чудовского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц к Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», министерству транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, министерству финансов Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор Чудовского района Новгородской области (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГОКУ «Новгородавтодор» (далее - Учреждение) с учетом уточнения об обязании Учреждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить освещение автомобильной дороги «<адрес>» в пределах д. Селищи (далее также спорная автомобильная дорога), указав в обоснование иска, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017, а именно, было установлено отсутствие наружного искусственного освещения на вышеуказанном участке вышеуказанной автомобильной дороги.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольная форма) к участию в деле в качестве ответчиков привлечено министерство финансов Новгородской области и министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО «НДКС» и министерство инвестиционной политики Новгородской области.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненный иск по мотивам, изложенным в нем.
Представитель ответчика – Учреждения в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям письменного отзыва на исковое заявление и дополнения к нему.
Представители ответчиков – министерства финансов Новгородской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, представители третьих лиц - ООО «НДКС» (просили об отложении рассмотрения дела) и министерства инвестиционной политики Новгородской области (просили о рассмотрении дела без их участия) в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту также – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществление дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ). Действие данного закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Исходя из ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12). Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6). Под владельцами автомобильных дорог понимаются юридические лица, которым дороги переданы в оперативное управление, в частности, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения согласно ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу ч. 3 ст. 6 указанного Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ в полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что спорная автомобильная дорога согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области, утвержденному постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, находится в собственности Новгородской области и передана в оперативное управление Учреждению.
Согласно п. 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных Постановлением Администрации Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет Учреждение.
В соответствии с разделом 2 Устава Учреждения предметом его деятельности является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществление на них дорожной деятельности, а также содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию спорной автомобильной дороги возложена на Учреждение.
Из акта выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ и протокола осмотра при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицы к нему следует, что на спорной автомобильной дороге отсутствует стационарное электрическое освещение в населенном пункте д. Селищи и за его пределами на расстоянии от него не менее 100 м, что не соответствует требованиям п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении на Учреждение обязанности по организации освещения является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ и погодно-климатические условия и считает необходимым определить годичный срок с даты вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В удовлетворении иска к министерству финансов Новгородской области и министерству транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области следует отказать, поскольку судом не усматриваются правовые основания для возложения на них какой-либо ответственности наравне с Учреждением, в том числе, субсидиарной, что обуславливает частичное удовлетворение иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Чудовского района Новгородской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (ИНН №) в течение года с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить освещение автомобильной дороги «<адрес>» в пределах д. Селищи.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.А. Замыслов
Мотивированное решение составлено 10 января 2024 года.