УИД 11RS0012-01-2024-000833-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Ивановой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
14 октября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Парфенову Б.В. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице Прилузского районного отдела по охране окружающей среды Республики Коми обратилось в порядке ст. 46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Парфенову Б.В. с иском об обязании ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование иска указано, что в ходе выездного обследования специалистами Прилузского районного отдела по охране окружающей среды 11.05.2023 года проведен осмотр земельного участка сельского поселения «Вухтым» МО МР «Прилузский» Республики Коми поселка Вухтым у <адрес> Объячевского участкового лесничества Республики Коми с кадастровым номером № выявлено нарушение природоохранного законодательства, а именно земельном участке № выявлено размещение отходов лесопиления: отходы горбыля, рейки хвойных пород древесины, отходы коры, являющиеся отходами IV - V класса. По итогам обследования составлен протокол осмотра от 11.05.2024 года №. На основании изложенного обратились в суд с настоящим иском, которым просит возложить на собственника земельного участка Парфенова Б.В. обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, размещенной на земельном участке с кадастровым №, в срок до 01.07.2025.
В судебном заседании представитель истца не присутствует, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик в судебном заседании не присутствует, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, конверт с судебной документацией вернулся в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон, по правилам заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской. Федерации" под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. Собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Из материалов дела следует, что в ходе выездного обследования специалистами Прилузского районного отдела по охране окружающей среды 11 мая 2023 года проведен осмотр земельного участка сельского поселения «Вухтым» МО МР «Прилузский» Республики Коми поселка Вухтым у <адрес> Объячевского участкового лесничества Республики Коми с кадастровым номером №. В ходе осмотра выявлено, что земельный участок представляет собой ровную поверхность с произрастающей на почве травяной и кустарниковой растительностью, присутствует по краям хвойные деревья (сосна) высотой не более 3 метров. В дальней восточной стороне земельного участка, на котором размещены отходы на почве просматривается бетонное покрытие, по внешнему виду многолетнего производства. При въезде на участок справа и слева находятся бурты горбыля, рейки неокоренной хвойной древесины объемом не менее 2000 кубометров. На всем протяжении осматриваемого земельного участка размещены отходы горбыля, рейки хвойных пород древесины. На период осмотра территории какой-либо техники, людей не установлено. Отходы горбыля и рейки размещены на территории ограниченной тремя точками координат: 1 точка № с.ш., № в.д. 2 точка № с.ш., № в.д. 3 точка № с.ш., № в.д. Древесные отходы размещены на площадках с частичным твердым покрытием и не закрыты от атмосферных осадков. Выявленные отходы лесопиления являются отходами IV-V класса опасности для окружающей природной среды. Из объяснений ответчика, следует, что Прафенов Б.В. является собственником указанных отходов.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя среди прочего Федеральный классификационный каталог отходов.
Согласно искового заявления, имеющиеся на земельном участке отходы в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 можно отнести к следующим видам отходов: горбыль из натуральной чистой древесины, код отхода 3 05 220 01 21 5; рейка из натуральной чистой древесины, код отхода 3 05 220 02 21 5; отходы коры – 3 05 100 01 21 4; прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины, код отхода 3 05 291 91 20 5. Все перечисленные отходы являются отходами IV – V класса опасности для окружающей природной среды.
Согласно материалам дела вышеописанное место размещения отходов ограничено точками географических координат: отходы горбыля и рейки размещены на территории ограниченной тремя точками координат: 1 точка № с.ш., № в.д. 2 точка № с.ш., № в.д. 3 точка № с.ш., № в.д.
На период осмотра, согласно публичной кадастровой карты из земельного участка с кадастровым № выделен земельный участок с кадастровым №, где ранее 11.05.2023 и 21.05.2024 размещены отходы лесопиления.
Указанный участок не является временной площадкой накопления отходов и не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ: в отношении ответчика отделом было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении №-№ от 29.05.2023 года по ч. 1 ст.8.2, вместе с тем Парфенову Б.В. отделом объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 29.05.2023 г. № с предложением обеспечить меры по соблюдению требований законодательства РФ на спорном земельном участке в срок до 01.04.2024 года.
21.05.2024 также отделом был проведен осмотр земельного участка сельского поселения «Вухтым» МО МР «Прилузский» Республики Коми с кадастровым номером №.
Ответчику отделом вручено претензионное письмо от 29.05.2024 года № о добровольной, в срок до 31.08.2024, очистке места несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером №.
06.09.2024 года отделом проведен осмотр земельного участка, где установлено, что выданное претензионное письмо от 29.05.2024 года № ответчиком не исполнено, о чем составлен протокол осмотра от 06.09.2024 г. №.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности, проводить мероприятия по защите земель от загрязнения в том числе отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2).
Как установлено ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, под сбором отходов надлежит понимать прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, под их транспортированием - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка.
Указанной нормой захоронение отходов определяется как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Под утилизацией отходов надлежит понимать их использование для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Обезвреживание отходов определяется как уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Обработка отходов понимается как предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
При изложенных обстоятельствах ликвидация свалки предполагает два самостоятельных комплекса мероприятий: уборка территории свалки (сбор отходов и их транспортирование в места ликвидации) и ликвидация вывезенных отходов (их утилизация, обработка и обезвреживание).
Непринятие мер по уборке земельного участка от отходов негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Тем самым, нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих на территории сельского поселения «Вухтым», то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
С учётом установленных по делу обстоятельств, собственник отходов Парфенов Б.В. в силу действующего законодательства несет бремя содержания своего имущества, и не должен наносить вред окружающей среде.
Отсюда, поскольку суд пришел к выводу о законности заявленных истцом требований, имеются основания для удовлетворения иска.
Исходя из положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Установление соответствующего срока и определение его продолжительности является исключительным правом суда, который определяет срок с учетом исследованных в совокупности доказательств по делу, возможности ответчика по его исполнению, степени затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств. Такой срок должен быть разумным, установлен с тем расчетом, чтобы у ответчика была реальная возможность исполнить решение суда и по возможности избежать механизма, установленного статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд полагает возможным согласиться с заявленным истцом сроком исполнения судебного решения – до 01.07.2025 года, поскольку он является разумным и достаточным для исполнения требований истца.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер государственной пошлины по искам неимущественного характера для физических лиц составляет 3000 рублей (пункт 3 статьи 333.19 НК РФ).
В связи с удовлетворением исковых требований истца и освобождением последнего от уплаты госпошлины при подаче иска с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 3 000 рублей.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 233, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 1101160027) ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ 111201078431) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░. ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2025 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░