Решение по делу № 8Г-15806/2024 [88-18814/2024] от 17.05.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18814/2024

    № дела суда 1-й инстанции 2-1094/2023

УИД № 23RS0045-01-2023-001151-06

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар     18 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лопаткиной Н.А.,

судей Капитанюк О.В., Ивановой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ООО «Кубаньводоканал» о признании действий незаконными, понуждении выполнения требований жилищного законодательства, содержащихся в предостережении, по кассационной жалобе истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А., выслушав представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, судебная коллегия

установила:

Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с иском к ООО «Кубаньводоканал» о признании действий незаконными, понуждении выполнения требований жилищного законодательства, содержащихся в предостережении. Просила суд признать действия ООО «Кубаньводоканал» в части нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации незаконными; обязать ООО «Кубаньводоканал» исполнить требования жилищного законодательства посредством принятия мер по принятию в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды в жилом <адрес> в <адрес> и учету его показаний при расчете платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению; обязать ООО «Кубаньводоканал» исполнить обязательные требования жилищного законодательства посредством принятия мер по проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилом <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по фактическим показаниям индивидуального прибора учета от показаний, указанных в акте о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ, а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением пунктов 59, 60 Правил .

Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2023 года исковые требования Государственной жилищной инспекции <адрес> оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2024 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель истца ФИО5 просит отменить указанные судебные постановления, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, указывая в обоснование на подмену судами понятий, поскольку под термином узел учета определена совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) воды, а под термином квартирный прибор учета воды определен - прибор учета, установленный на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в жилое или нежилое помещение здания. Из буквального толкования содержащейся в договоре обязанности потребителя иметь проектно-сметную документацию на водоснабжение и/или водоотведение не означает, что потребитель обязан ее (проектно-сметную документацию) предоставлять исполнителю при вводе ИПУ в эксплуатацию, а также то, что исполнитель коммунальной услуги вправе нарушать положения пункта 81 (4) Правил № 354 при вводе ИПУ в эксплуатацию. В связи с тем, что прибор учета холодной воды являлся ранее установленным, прошел процедуру допуска, эксплуатировался и использовался собственником домовладения для учета потребляемой холодной воды, действия ООО «Кубаньводоканал» в части не допуска к расчетам прибора учета в связи с отсутствием проектной документации на оборудование узла учета являются неправомерными. Требования ООО «Кубаньводоканал» об истребовании проектно-технической документации при вводе ИПУ в <адрес> эксплуатацию незаконны.

В суд кассационной инстанции поступил письменный отзыв ООО «Кубаньводоканал», в котором содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы заявителя – без удовлетворения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности ФИО6, который просил удовлетворить кассационную жалобу

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 которой на праве долевой собственности принадлежит домовладение по адресу: <адрес>.

ООО «Кубаньводоканал» является поставщиком воды в <адрес>. Между ООО «Кубаньводоканал» и ФИО1 заключен договор на холодное водоснабжение и водоотведение от ДД.ММ.ГГГГ.

Для учета холодной воды истец использовала прибор учета, срок поверки которого истек ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 приняла решение поверить прибор учета холодного водоснабжения без снятия пломб с прибора учета.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт поверки № прибора учета холодной воды , прибор учета признан годным к применению до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ООО «Кубаньводоканал» отказало ФИО1 в принятии указанного прибора учета холодной воды в эксплуатацию, так как ею не представлена проектная документация на водоснабжение.

По результатам проведенной проверки обращения ФИО1, поступившего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в отношении ООО «Кубаньводоканал» по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению <адрес> в адрес ООО «Кубаньводоканал» на основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» объявлено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований. Предложено в срок до 30 марта 2023 года принять меры по соблюдению обязательных требований в части начисления платы за коммунальные услуги по водоснабжению.

До обращения Госжилинспекции края в суд указанное предостережение ответчиком не исполнено.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2016 года № 354, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776, и исходил из того, что согласно пункту 2.3.1 договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Кубаньводоканал» и ФИО1, потребитель обязан иметь проектно-сметную документацию на водоснабжение и/или водоотведение, в связи с чем поставщик услуг вправе проверить законность установки прибора учета и узла учета поставляемого ресурса. Без этого нельзя исключить возможность выполнения такой схемы водоснабжения дома, которая позволит получать воду в полном объеме или часть поставляемого объема, минуя прибор учета. Проектно-сметная документация на водоснабжение у ФИО1 отсутствует, что не позволяет проверить установленный истцом прибор учета на соответствие требованиям указанной документации, и исключает ввод прибора учета в эксплуатацию. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилом <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по фактическим показаниям индивидуального прибора учета, а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением пунктов 59, 60 Правил № 354. Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции верными, сделанными при правильном применении норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.

Между тем, выводы суда первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пунктами 81 которых предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил.

В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом, исполнитель обязан, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Согласно пункту 81 (4) Правил № 354, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (5)).

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (6)).

Таким образом, положениями Правил №354 полностью регламентирована процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, определены основания допуска, которые расширительному толкованию не подлежат.

Из материалов дела следует, что отказ ответчика от принятия прибора учета в эксплуатацию обусловлен не представлением потребителем ответчику проектно-сметной документации на водоснабжение и водоотведение. Между тем, из вышеизложенных положений Правил №354 не следует, что указанное ответчиком основание является в силу положений п. 81 (4), 81(5) основанием к отказу в принятии в эксплуатацию прибора учета воды.

Ссылка судов в обоснование отказа истцу в иске на положения Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, не обоснована, так как в силу пункта 1 указанные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В соответствии с Правилами №776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации среди прочего подлежит проверке соответствие узла учета соответствующей проектной и технической эксплуатации.

Между тем, Правила №354 регламентируют порядок замены и ввода в эксплуатацию прибора учета коммунальных услуг, а Правила №776 регламентируют порядок замены и ввода в эксплуатацию узла учета, в который входит и прибор учета. Таким образом, понятия узел учета и прибор учета не идентичны.

При этом, вопреки выводам судов, отношения поставщика коммунальных услуг с потребителем по вопросу ввода в эксплуатацию прибора учета полностью регламентированы положениями Правил № 354.

Указанные положения нормативных актов при рассмотрении дела судами не учтены и применены не верно, в связи с чем оснований считать принятые судебные акты законными и обоснованными не имеется и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края удовлетворить частично.

Решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2024 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий    

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    

8Г-15806/2024 [88-18814/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственная жилищная инспекция КК
Ответчики
ООО "Кубаньводоканал"
Другие
Елишева Светлана Викторовна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Лопаткина Н. А.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
04.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее