ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-18814/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-1094/2023
УИД № 23RS0045-01-2023-001151-06
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 18 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А.,
судей Капитанюк О.В., Ивановой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ООО «Кубаньводоканал» о признании действий незаконными, понуждении выполнения требований жилищного законодательства, содержащихся в предостережении, по кассационной жалобе истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А., выслушав представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, судебная коллегия
установила:
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с иском к ООО «Кубаньводоканал» о признании действий незаконными, понуждении выполнения требований жилищного законодательства, содержащихся в предостережении. Просила суд признать действия ООО «Кубаньводоканал» в части нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации незаконными; обязать ООО «Кубаньводоканал» исполнить требования жилищного законодательства посредством принятия мер по принятию в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды в жилом <адрес> в <адрес> и учету его показаний при расчете платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению; обязать ООО «Кубаньводоканал» исполнить обязательные требования жилищного законодательства посредством принятия мер по проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилом <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по фактическим показаниям индивидуального прибора учета от показаний, указанных в акте о поверке № № от ДД.ММ.ГГГГ, а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением пунктов 59, 60 Правил №.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2023 года исковые требования Государственной жилищной инспекции <адрес> оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2024 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца ФИО5 просит отменить указанные судебные постановления, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, указывая в обоснование на подмену судами понятий, поскольку под термином узел учета определена совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) воды, а под термином квартирный прибор учета воды определен - прибор учета, установленный на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в жилое или нежилое помещение здания. Из буквального толкования содержащейся в договоре обязанности потребителя иметь проектно-сметную документацию на водоснабжение и/или водоотведение не означает, что потребитель обязан ее (проектно-сметную документацию) предоставлять исполнителю при вводе ИПУ в эксплуатацию, а также то, что исполнитель коммунальной услуги вправе нарушать положения пункта 81 (4) Правил № 354 при вводе ИПУ в эксплуатацию. В связи с тем, что прибор учета холодной воды № являлся ранее установленным, прошел процедуру допуска, эксплуатировался и использовался собственником домовладения для учета потребляемой холодной воды, действия ООО «Кубаньводоканал» в части не допуска к расчетам прибора учета в связи с отсутствием проектной документации на оборудование узла учета являются неправомерными. Требования ООО «Кубаньводоканал» об истребовании проектно-технической документации при вводе ИПУ в <адрес> эксплуатацию незаконны.
В суд кассационной инстанции поступил письменный отзыв ООО «Кубаньводоканал», в котором содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы заявителя – без удовлетворения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности ФИО6, который просил удовлетворить кассационную жалобу
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 которой на праве долевой собственности принадлежит домовладение по адресу: <адрес>.
ООО «Кубаньводоканал» является поставщиком воды в <адрес>. Между ООО «Кубаньводоканал» и ФИО1 заключен договор на холодное водоснабжение и водоотведение от ДД.ММ.ГГГГ.
Для учета холодной воды истец использовала прибор учета, срок поверки которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 приняла решение поверить прибор учета холодного водоснабжения без снятия пломб с прибора учета.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт поверки № № прибора учета холодной воды №, прибор учета признан годным к применению до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ООО «Кубаньводоканал» отказало ФИО1 в принятии указанного прибора учета холодной воды в эксплуатацию, так как ею не представлена проектная документация на водоснабжение.
По результатам проведенной проверки обращения ФИО1, поступившего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в отношении ООО «Кубаньводоканал» по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению <адрес> в адрес ООО «Кубаньводоканал» на основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» объявлено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований. Предложено в срок до 30 марта 2023 года принять меры по соблюдению обязательных требований в части начисления платы за коммунальные услуги по водоснабжению.
До обращения Госжилинспекции края в суд указанное предостережение ответчиком не исполнено.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2016 года № 354, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776, и исходил из того, что согласно пункту 2.3.1 договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Кубаньводоканал» и ФИО1, потребитель обязан иметь проектно-сметную документацию на водоснабжение и/или водоотведение, в связи с чем поставщик услуг вправе проверить законность установки прибора учета и узла учета поставляемого ресурса. Без этого нельзя исключить возможность выполнения такой схемы водоснабжения дома, которая позволит получать воду в полном объеме или часть поставляемого объема, минуя прибор учета. Проектно-сметная документация на водоснабжение у ФИО1 отсутствует, что не позволяет проверить установленный истцом прибор учета на соответствие требованиям указанной документации, и исключает ввод прибора учета в эксплуатацию. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилом <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по фактическим показаниям индивидуального прибора учета, а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением пунктов 59, 60 Правил № 354. Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции верными, сделанными при правильном применении норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.
Между тем, выводы суда первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пунктами 81 которых предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом, исполнитель обязан, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пункту 81 (4) Правил № 354, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (5)).
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (6)).
Таким образом, положениями Правил №354 полностью регламентирована процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, определены основания допуска, которые расширительному толкованию не подлежат.
Из материалов дела следует, что отказ ответчика от принятия прибора учета в эксплуатацию обусловлен не представлением потребителем ответчику проектно-сметной документации на водоснабжение и водоотведение. Между тем, из вышеизложенных положений Правил №354 не следует, что указанное ответчиком основание является в силу положений п. 81 (4), 81(5) основанием к отказу в принятии в эксплуатацию прибора учета воды.
Ссылка судов в обоснование отказа истцу в иске на положения Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, не обоснована, так как в силу пункта 1 указанные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с Правилами №776 при проведении допуска узла учета к эксплуатации среди прочего подлежит проверке соответствие узла учета соответствующей проектной и технической эксплуатации.
Между тем, Правила №354 регламентируют порядок замены и ввода в эксплуатацию прибора учета коммунальных услуг, а Правила №776 регламентируют порядок замены и ввода в эксплуатацию узла учета, в который входит и прибор учета. Таким образом, понятия узел учета и прибор учета не идентичны.
При этом, вопреки выводам судов, отношения поставщика коммунальных услуг с потребителем по вопросу ввода в эксплуатацию прибора учета полностью регламентированы положениями Правил № 354.
Указанные положения нормативных актов при рассмотрении дела судами не учтены и применены не верно, в связи с чем оснований считать принятые судебные акты законными и обоснованными не имеется и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края удовлетворить частично.
Решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>