Решение по делу № 2а-167/2018 от 01.03.2018

Дело №2а-167(1)/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 марта 2018 года

рабочий поселок Базарный Карабулак

Саратовской области

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Лаптева Д.Г.,

при секретаре Темновой И.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Серова Р.Н.,

рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия по не постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под кладбищами, незаконными,

установил:

и.о. прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Базарно-Карабулакского района проведена контрольная проверка соблюдения администрацией Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района требований земельного законодательства. Проверкой установлено, что на территории Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района находятся общественные кладбища, расположенные по следующим ориентирам: северо-западная окраина с. Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской     области; северо-западнее с. Ключи Базарно-Карабулакского района Саратовской области; западнее пос. Комсомольский Базарно-Карабулакского района Саратовской области; южнее с. Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского района Саратовской области; южнее с. Анютино Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

Указанные земельные участки административным ответчиком используется с нарушением положений действующего законодательства, а именно: земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет, межевание земельных участков не проведено, границы не определены, право собственности не зарегистрировано. В целях устранения выявленных нарушений в адрес главы муниципального образования вынесено представление, однако, до настоящего времени нарушения не устранены. Просит суд признать бездействие административного ответчика незаконным и возложить на него обязанность по постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество указанных земельных участков в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Серов Р.Н. административный иск поддержал в полном объеме.

Административный ответчик – администрация Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области извещен надлежащим образом судом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования признал в полном объеме.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав помощника прокурора Серова Р.Н., исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 42 Конституции РФ предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.

В соответствии с п.22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

Федеральным законом от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п.4 ст.16 и п.1 ст.17).

Статья 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как видно из материалов дела, на территории Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района расположены кладбища, которые внесены в реестр муниципальной собственности, межевание земельных участков не проводилось, на кадастровый учет они не поставлены, право собственности не зарегистрировано.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии с п.1 ст.16 указанного Федерального закона, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Санитарные правила и нормы для мест погребения предусмотрены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года №84), согласно которым устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

По фактам выявленных нарушений 18.10.2017 года прокуратурой главе администрации внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не принято мер по надлежащему определению границ земельных участков, используемых под кладбища.

Доказательства соблюдения норм действующего законодательства, регулирующих размещение, устройство и содержание мест захоронений в материалах дела не содержатся и административным ответчиком не представлены.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района, не установление границ данных земельных участков на местности, не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей Максимовского муниципального образования на организацию и благоустройство территории кладбищ. Не приведение территорий данных кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности на территории кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Максимовского муниципального образования, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей Максимовского МО на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных по следующим ориентирам: северо-западная окраина с. Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской     области; северо-западнее с. Ключи Базарно-Карабулакского района Саратовской области; западнее пос. Комсомольский Базарно-Карабулакского района Саратовской области; южнее с. Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского района Саратовской области; южнее с. Анютино Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку они законны и обоснованы, так как земельные участки под кладбища в установленном порядке не отведены; заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на указанные кладбища отсутствуют; отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия по не постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под кладбищами, незаконными, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Максимовского образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в не постановке на государственный кадастровый учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, земельных участков под кладбищами расположенных по следующим ориентирам:

-северо-западнее с. Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской     области;

-северо-западнее с. Ключи Базарно-Карабулакского района Саратовской области;

-западнее пос. Комсомольский Базарно-Карабулакского района Саратовской области;

-южнее с. Анютино Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

Обязать администрацию Максимовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, а именно: принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, земельных участков расположенных по следующим ориентирам:

-северо-западнее с. Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской     области;

-северо-западнее с. Ключи Базарно-Карабулакского района Саратовской области;

-западнее пос. Комсомольский Базарно-Карабулакского района Саратовской области;

-южнее с. Анютино Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия.

Судья          Д.Г. Лаптев

2а-167/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Базарно-Карабулакского района
Ответчики
Администрация Максимовского муниципального образования
Суд
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
bazarnj-karabulaksky.sar.sudrf.ru
01.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2018[Адм.] Судебное заседание
22.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее