Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2024 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Будковой А.В.,
при секретаре Поповой М.С.,
с участием представителя истца Чаловой Н.С., представителя ответчика Костиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейлесозавод» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 по ФИО18 обратилось в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей с настоящим иском к ФИО7 о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ФИО2 от Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> поступила информация об объектах и объемах заготовки древесины в 2023 году и первом квартале 2024 года. В соответствии с представленной информацией ФИО8 заготавливает хвойную древесину на землях лесного фонда КГБУ «ФИО9», КГБУ «ФИО10», на территории которых установлена карантинная фитосанитарная зона по карантинным вредителям леса: черному сосновому усачу (Monochamus galloprovincialis (Olivier)), большому черному еловому усачу (Monochamus urussovi (Fischer)). По информации системы ЛесЕГАИС Федерального агентства лесного хозяйства в 2023 году и в 2024 году зарегистрированы сделки ООО «ФИО11» с древесиной по факту ее вывоза автомобильным и водным транспортом за границы/пределы карантинной фитосанитарной зоны – КГБУ ФИО12» и КГБУ «ФИО13» <адрес> к местам хранения и (или) переработки лесопродукции, расположенных в <адрес> и <адрес>. Для оформления карантинных сертификатов на вывозимую подкарантинную продукцию (лесоматериалы) ООО «ФИО15» в ФИО2 не обращалось, карантинные сертификаты не выдавались. В связи с чем, истец просит обязать ООО «ФИО16» оформлять карантинные сертификаты на вывозимую подкарантинную продукцию из карантинных фитосанитарных зон, установленных приказами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 № 101-О «О карантинных фитосанитарных зонах», от 27.01.2023 № 11-О «О внесении изменений в приказ Управления от 05.05.2017 № 101-О».
ФИО2 по <адрес> ФИО4 (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
ФИО2 ответчика ООО «ФИО19» ФИО5(полномочия проверены) исковые требования просила оставить без удовлетворения, так как ответчик начал оформлять карантинные сертификаты.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5.1.4, 5.2 (1)28 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и уполномочена на установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.
Из пунктов 8.1.3, 8.1.23 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза России от 04.03.2022 № 128 следует, что территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и отвечает за установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.
Основные карантинные фитосанитарные требования закреплены в Федеральном закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений».
На основании положения частей 2, 4, 5 статьи 18 Федерального закона № 206-ФЗ, карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция. При введении карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться в отношении граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, дополнительные обязанности по проведению карантинного фитосанитарного обеззараживания этих подкарантинных объектов, расположенных в карантинной фитосанитарной зоне, в том числе в буферной зоне очага карантинного объекта, и под карантинной продукции, производство (в том числе переработка), хранение, реализация, уничтожение которой осуществляются с использованием этих подкарантинных объектов. На период действия карантинного фитосанитарного режима предусматривается реализация программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, предусмотренной статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 206-ФЗ, в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с частью 6 указанной статьи перевозка подкарантинной продукции, указанной в части 1 настоящей статьи, допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 206-ФЗ процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.
В части 1 статьи 31 Федерального закона № 206-ФЗ указано, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона № 206-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 7 статьи 29 Федерального закона № 206-ФЗ указано, что карантинный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона № 206-ФЗ для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области каращина растений, или его территориальный орган представляются: заявление о выдаче карантинного сертификата; сведения о наименовании и месте нахождения получателя или грузополучателя, отправителя или грузоотправителя подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в соответствии с транспортными документами и иными документами; сведения о наименовании указанной подкарантинной продукции и ее объеме; сведения о транспортных средствах; заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
В части 3 статьи 21 указанного закона закреплено, что карантинный сертификат оформляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер.
ФГИС «Аргус-Фито» - федеральная государственная информационная система предназначена для автоматизации процессов оформления и учета документов фитосанитарного надзора. Карантинные сертификаты оформляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Запись о выданном КС вносится в федеральную государственную информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации ФГИС «Аргус-Фито».
Технически процедура выдачи карантинного сертификата подробно урегулирована приказом Минсельхоза России от 12.01.2022 № 7 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».
Древесина, изделия и отходы из нее включены в Перечень подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.07.2020 № 432 (пункт 14).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30.05.2024 основным видом деятельности ООО «ФИО20» является производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины, дополнительными – лесозаготовка, производство пиломатериалов, профилированных по кромке, производство древесного полотна, древесной муки, производство технологической щепы или стружки, производство древесины, пропитанной или обработанной защитными или другими веществами, производство топливных гранул и брикетов из отходов деревопереработки, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, торговля оптовая пиломатериалами, торговля розничная пиломатериалам в специализированных магазинах, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, покупка и продажа земельных участков.
В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 № 101-0 «О карантинных фитосанитарных зонах», п. 1.14, 1.32 приказа Управления от 27.01.2023 № 11-0 «О внесении изменений в приказ Управления от 05.05.2017 № 101-0» на территории КГБУ «ФИО21» и КГБУ «ФИО22» установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по Monochamus urussovi (Fischer) - большому черному еловому усачу и Monochamus galloprovincialis (Olivier) - черному сосновому усачу на лесные насаждения и утверждена Программа локализации очагов карантинных объектов и ликвидации популяции карантинных объектов.
В соответствии с пунктами 1, 2 указанной Программы установлен запрет на вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, зараженной усачами рода Monochamus, а также на вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерно заражение усачами рода Monochamus (лесопродукция, лесоматериалы, пиломатериалы хвойных пород, посадочный материал, ветви, лесная подстилка и т.п.)
В соответствии с пунктом 7 Программы прием к перевозке лесоматериалов, пиломатериалов, произведенных в карантинной фитосанитарной зоне, допускается только при условии наличия карантинного или фитосанитарного сертификата, удостоверяющего карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.
В Управление от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступила информация об объектах и объемах заготовки древесины в 2023 году и первом квартале 2024 года.
В соответствии с представленной информацией ООО «ФИО23» заготавливает хвойную древесину на землях лесного фонда КГБУ «ФИО24» и КГБУ «ФИО25», на территории которых установлена карантинная фитосанитарная зона по карантинным вредителям леса: черному сосновому усачу (Monochamus galloprovincialis (Olivier)), большому черному еловому усачу (Monochamus urussovi (Fischer)).
По информации системы ЛесЕГАИС Федерального агентства лесного хозяйства (федеральная информационная система, предназначенная для прослеживания и учёта заготовки и поставок древесины) в 2023 году и текущем периоде 2024 года зарегистрированы сделки ООО «ФИО26» с древесиной по факту ее вывоза автомобильным и водным транспортом за границы/пределы карантинных фитосанитарных зон - КГБУ «ФИО27» и КГБУ «ФИО28» к местам хранения и (или) переработки лесопродукции, расположенных в <адрес> и <адрес>.
Для оформления карантинных сертификатов на вывозимую подкарантинную продукцию (лесоматериалы) ООО «ФИО29» в ФИО2 не обращалось, карантинные сертификаты не выдавались.
ФИО2 ООО «ФИО30» объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, предложено принять меры по оформлению карантинных сертификатов на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон.
Возражения на объявленные предостережения в установленный законом срок (не позднее 15 календарных дней с момента получения предостережения) от ответчика не поступали.
При мониторинге ФГИС «Аргус - Фито» установлено, что после получения предостережений и до подачи иска в суд в ФИО2 заявлений на выдачу карантинных сертификатов на вывозимую из установленной карантинной фитосанитарной зоны подкарантинную продукцию от ООО «ФИО31» не поступало, карантинные сертификаты Обществу не выдавались.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принципа равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств невозможности соблюдения ответчиком карантинных фитосанитарных требований Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, ответчиком не представлено.
Суд признает обоснованными доводы истца о том, что ООО «Енисейлесозавод» своим бездействием, связанным с не оформлением карантинных сертификатов на продукцию, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны, создает угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям - карантинной фитосанитарной безопасности территории <адрес>.
Установленные в части 1 статьи 31 Федерального закона № 206-ФЗ правила предусматривают обязанность граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, выполнять карантинные фитосанитарные требования.
Исследовав материалы дела и оценив доводы стороны истца, суд полагает установленным факт нарушения Обществом запрета на вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, в связи с чем приходит к выводу о наличии оснований для понуждения ответчика к выполнению соответствующих карантинных фитосанитарных требований в рамках исполнения своих обязанностей, предусмотренных действующим федеральным законодательством, в связи с чем не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО32
Оформление карантинного сертификата после подачи иска в суд ДД.ММ.ГГГГ на одну партию подкарантинной продукции не является основанием отказа в иске.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для юридических лиц составляет 6 000 руб.
Таким образом, с учетом изложенных норм права, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░33» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05.05.2017 № 101-░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░ 27.01.2023 № 11-░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 05.05.2017 № 101-░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.07.2024.