11RS0002-01-2022-001815-92
Дело №2-1579/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.
с участием представителя истца – помощника прокурора г.Воркуты Буримской К.Н.,
представителя ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» - Заводовского М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
11 июля 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по устранению недостатков в содержании улично-дорожной сети,
установил:
Прокурор г.Воркуты обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой <адрес> по обращению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Воркуте Попова К.М. (в рамках рассмотрения обращения А.) проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. 11.03.2022 были выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети в г.Воркуте, а именно: на остановочном пункте общественного транспорта, расположенном на б.Пищевиков в районе д. № 17 (со стороны торгово-закупочной базы) отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», что не соответствует требованиям п. 6.2.1 ГОСТа Р 50597-2017; на остановочном пункте общественного транспорта, расположенном на б. Пищевиков в районе д. № 17 (со стороны ТЗБ) отсутствует (не обустроена) посадочная площадка, что не соответствует п.п. 3.1, 3.2, 3.4 ОСТ 218.1.002-2003, п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007; на подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному по б. Пищевиков в районе д. № 17 (со стороны ТЗБ) не обеспечен треугольник видимости «пешеход-транспорт» (из-за наличия железобетонного забора), что не соответствует требованиям п. 7.1 ГОСТа Р 50597-2017, п. 11.16 СП 42.13330.2016 «Градостроительства. Планировка и застройка городских и сельских поселений». 24.05.2022 на покрытии проезжей части дороги проезд ул. Парковая – ул.Парковая 31-б и проезд вдоль д. 31-б по ул. Парковая также выявлены эксплуатационные недостатки в содержании улично-дорожной сети: на проезжей части дороги (въезд со стороны ул. Парковая) многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиной 1,5 м, шириной 1,0 м, глубиной 0,085 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,5 м2), длиной 1,6 м, шириной 0,8м, глубиной 0,095 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,28 м2), длиной 0,5 м, шириной 2,0м, глубиной 0,075 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 1 м2), длиной 0,5 м, шириной 1,6 м, глубиной 0,095 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 0,8 м2), длиной 1,4 м, шириной 2,0 м, глубиной 0,06 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 2,8 м2), длиной 0,75 м, шириной 2,0 м, глубиной 0,07 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,5 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на проезжей части дороги (проезд вдоль д. №31-Б по ул. Парковая) многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиной 1,5 м, шириной 0,75 м, глубиной 0,07 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,125 м2), длиной более 3,0 м, шириной более 3,0 м, глубиной 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (по факту более 9 м2), длиной 0,6 м, шириной 1,25 м, глубиной 0,09 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 0,75 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на проезжей части дороги (въезд со стороны ул. Ломоносова) многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиной 1,1 м, шириной 2,25 м, глубиной 0,145 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 2,475 м2), длиной 1,0 м, шириной 0,9 м, глубиной 0,085 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 0,9 м2), длиной 1,25 м, шириной 2,25 м, глубиной 0,09 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 2,81 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на проезжей части дороги (со стороны входных подъездов в дом №31-Б по ул. Парковая) многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиной более 3,0 м, шириной 1,25 м, глубиной 0,06 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 3,75 м2), длиной 1,5 м, шириной 1,0 м, глубиной 0,075 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,5 м2), длиной более 3,0 м, шириной 1,5 м, глубиной 0,095 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 4,5 м2), длиной более 3,0 м, шириной 2,8 м, глубиной 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 8,4 м2), длиной 2,0 м, шириной 1,2 м, глубиной 0,14 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 2,4 м2), длиной 2,25 м, шириной 2,0 м, глубиной 0,06 м и площадью более 0,06 м2 (по факту 4,5 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Иск мотивирован тем, что выявленные недостатки улично-дорожной сети свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиками обязанности в сфере дорожной деятельности, что является нарушением прав жителей г.Воркуты как участников дорожного движения на свободное, беспрепятственное и безопасное передвижение по дорогам (ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). На основании изложенного прокурор изначально просил обязать администрацию МО ГО «Воркута» и МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:
1. на остановочном пункте общественного транспорта, расположенном на б.Пищевиков в районе дома №17 (со стороны ТЗБ), установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
2. на остановочном пункте общественного транспорта, расположенном на б.Пищевиков в районе дома № 17 (со стороны ТЗБ), обустроить посадочную площадку;
3. на подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному по б.Пищевиков в районе дома № 17 (со стороны ТЗБ), обеспечить треугольник видимости «пешеход-транспорт»;
4. устранить дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин на проезжих частях дороги: въезд со стороны ул. Парковая, проезд вдоль дома №31-Б по ул. Парковая, въезд со стороны ул. Ломоносова, со стороны входных подъездов в дом №31-Б по ул.Парковая.
Впоследствии прокурор г.Воркуты отказался от требований к ответчику – администрации МО ГО «Воркута» и от части требований к ответчику – МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».
Определением Воркутинского городского суда от 11.07.2022 прекращено производство по делу в части требований, заявленных к администрации МО ГО «Воркута».
Кроме того, указанным определением прекращено производство по делу в части требований к МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», а именно: на остановочном пункте общественного транспорта, расположенном на б.Пищевиков в районе дома №17 (со стороны торгово-закупочной базы), установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; устранить дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин на проезжих частях дороги: въезд со стороны ул. Парковой, проезд вдоль дома №31-Б по ул.Парковой, въезд со стороны ул.Ломоносова, со стороны входных подъездов в дом №31-Б по ул.Парковой.
Таким образом, суд рассматривает требования прокурора г.Воркуты о возложении на МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия: на остановочном пункте общественного транспорта, расположенном на б.Пищевиков в районе д. № 17 (со стороны ТЗБ), обустроить посадочную площадку; на подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному по б.Пищевиков в районе д. № 17 (со стороны ТЗБ), обеспечить треугольник видимости «пешеход-транспорт».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Воркуты Буримская К.Н. указанные требования поддержала по доводам иска.
Представитель ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» Заводовский М.В. в судебном заседании указал, что срок устранения выявленных нарушений недостаточен.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение за судебной защитой является способом реализации прокурором полномочий по защите общественных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст.ст. 1, 3, 5 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством: установления полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФи органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст.6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из положений ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьёй 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как определено ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения установлены стандартом «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003» (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р).
В свою очередь, стандарт ГОСТ Р 52766-2007 распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, а также устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
11.03.2022 в ходе проверки были выявлены недостатки содержания улично-дорожной сети. В частности: на остановочном пункте общественного транспорта, расположенном на б.Пищевиков в районе д.№ 17 (со стороны ТЗБ) отсутствует (не обустроена) посадочная площадка.
В силу п.3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003 на автомобильных дорогах I - III категорий в состав автобусной остановки входит, в том числе посадочная площадка.
Пунктом 3.3 ОСТ 218.1.002-2003 определено, что посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 м и на подходе к автопавильону. Выбор типов покрытия посадочных площадок, тротуаров, пешеходных дорожек следует производить с учетом климатических и грунтово-геологических условий. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара. На посадочных площадках и переходно-скоростных полосах с бордюром должны быть приняты меры по обеспечению водоотвода.
В соответствии п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен включать в себя посадочную площадку.
Таким образом, отсутствие обустроенной посадочной площадки не соответствует требованиям вышеприведенных стандартов.
Кроме того, истец сообщил, что на подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, расположенному по б.Пищевиков в районе д. № 17 (со стороны ТЗБ) не обеспечен треугольник видимости «пешеход-транспорт» (из-за наличия железобетонного забора).
Как предусмотрено п.7.1 ГОСТа Р 50597-2017, для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах.
При этом для условий «пешеход-транспорт» размеры сторон прямоугольного треугольника для дорог должны быть при скорости движения транспортных средств 60 и 90 км/ч, соответственно, 7 x 85 и 10 x 175 м для улиц при скорости движения транспортных средств 25 и 40 км/ч - не менее 8 x 40 и 10 x 50 м.
Согласно п.11.16 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также на пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон треугольника для условий «транспорт-транспорт» и для условий «пешеход-транспорт» должны быть определены по расчету. В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
В таком положении отсутствие треугольника видимости «пешеход-транспорт» не соответствует вышеприведенным требованиям стандартов.
Суд отмечает, что в силу п.3 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Постановлением Главы МО ГО «Воркута» от 13.11.2010 №1447 создано МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута».
В соответствии с п.2.1 Устава МБУ «СДУ» учреждение создано в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В п.2.3 Устава закреплено, что для достижения этих целей учреждение организует и выполняет работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения ….
Муниципальным заданием на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг. на МБУ «СДУ» возложены обязанности по капитальному ремонту, ремонту и содержанию закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений в их составе.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика МБУ «СДУ» в порядке ст.56 ГПК РФ не опроверг факт выявления вышеперечисленных существенных недостатков улично-дорожной сети, указав лишь на недостаточность срока для устранения этих нарушений.
Право граждан на безопасное, свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам Российской Федерации гарантируется государством (ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ), а обнаруженные дефекты улично-дорожной сети свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей в сфере дорожной деятельности, то имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Применительно к положениям ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений, а также сезонного характера дорожных работ в г.Воркуте, суд не соглашается с доводом представителя ответчика и считает достаточным срок, указанный истцом для исполнения учреждением заявленных требований (в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу), и полагает необходимым установить срок – в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 17 (░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 17 (░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░ 13.07.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░