Решение по делу № 2а-957/2019 от 20.09.2019

Дело № 2а-957/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2019 года                                                       г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                                             Терновой Ю.В.,

при секретаре                                        Батоболотовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации городского поселения «Шилкинское» об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения «Шилкинское» обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. В рамках исполнительного производства от 19.08.2018 года судебным приставом-исполнителем Шилкинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю 11.09.2019 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника Администрации городского поселения «Шилкинское» за неисполнение без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Предметом данного исполнительного производства является обязание Администрации в срок до 30.08.2018 года организовать проведение капитального ремонта магистрального водопровода, разработать схемы теплоснабжения и водоотведения ГП «Шилкинское». Постановление получено 13.09.2019 года. Решение суда исполнено частично, а именно, разработаны и утверждены схемы теплоснабжения. В остальной части решение суда выполнить невозможно ввиду следующего. Администрация ГП «Шилкинское» является бюджетной организацией, финансируется из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет поселения является дотационным, в связи с чем, затруднено финансирование. Нецелевое использование поступающих денежных средств влечет привлечение к ответственности по действующему законодательству. В 2019 году доходная часть бюджета утверждена в размере 45 341 000 рублей. На мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены денежные средства в сумме 2 000 000 рублей, которые были использованы на выполнение ранее вынесенных решений судов. Из бюджета Забайкальского края предполагалось получить субсидию в размере 4 684 800 рублей, однако, до настоящего времени денежные средства в бюджет города не поступили. На замену центрального водовода необходимы денежные средства в размере 16 722 780 рублей, на замену аварийного канализационного коллектора 6 989 547 рублей. Администрация неоднократно обращалась к Губернатору Забайкальского края и Министерство территориального развития Забайкальского края на выделение субсидий на выполнение указанных работ. По заявке на выполнение организационного-технических мероприятий по подготовке объектов к отопительному сезону 2019-2020 гг потребность в денежных средствах составляет 65 000 000 рублей.

Кроме того, ссылается на отсутствие умысла и вины в неисполнении решения суда, необходимость соблюдения требований закона о закупках. Просит отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 11.09.2019 года по делу №2-286/2018, освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Антипина Н.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала, просила удовлетворить, с учетом имущественного положения должника, поскольку бюджет поселения дотационный. В настоящее время не в полной мере устранены последствия ЧС. На мероприятия по ликвидации последствий паводка денежные средства из бюджета перераспределяются из других статей. После 01.09.2019 года с отсрочкой исполнения решения суда Администрация в суд не обращалась.

Представитель административного ответчика Сизов В.П., действующий на основании доверенности, требования считал не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица помощник Шилкинского межрайонного прокурора Иванов О.М. в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению, однако, считал возможным уменьшить исполнительский сбор.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на исполнении в Шилкинском РОСП УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство возбужденное 19.08.2018 года в отношении Администрации городского поселения «Шилкинский район» на основании решения Шилкинского районного суда от 05.03.2018 года, вступившего в законную силу 23.05.2018 года. Предмет исполнения данного производства: обязание организовать проведение капитального ремонта магистрального водовода от артезианской скважины на берегу реки Шилка Забайкальского края до водонапорного бака по ул.Комсомольская г.Шилка Забайкальского края, протяженность 5000 м, проведение капитального ремонта канализационного коллектора от КНС №2 по ул.Пролетарская г.Шилка до очистных сооружений на р.Шилка Забайкальского края протяженностью 1800 м. Должник Администрация городского поселения «Шилкинское». Установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Постановление получено представителем должника 20 августа 2018 года, о чем имеется соответствующая отметка.

18 сентября 2018 года Шилкинским районным судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 05.03.2018 года по делу 2-286/2018 сроком до 01.09.2019 года.

11 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем Шилкинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника Администрации городского поселения «Шилкинское», в связи с тем, что исполнительный документы должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного).

Часть 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом частью 7 указанной статьи установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Как усматривается из содержания постановления судебного пристава-исполнителя Шилкинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 11.09.2019 года, его принятие было вызвано тем, что должником в добровольном порядке и в установленный срок не были исполнены возложенные судом обязанности.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 30.07.2001 № 13-П разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Принимая во внимание положения ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.

В судебном заседании представитель административного истца в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, указал на объявленную на территории городского поселения «Шилкинское» чрезвычайную ситуацию и отсутствие необходимых денежных средств в бюджете на исполнение решение, необходимость выполнения требований закона о госзакупках.

Однако доказательств, подтверждающих, что административным истцом были приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения требования исполнительного документа, судом не установлено и стороной административного истца не представлено.

Судебное решение вступило в законную силу 23 мая 2018 года и в срок для добровольного исполнения, с учетом предоставленной отсрочки, не исполнено.

Введенный на территории поселения режим чрезвычайной ситуации, в связи с паводком, произошедшим 08.07.2019 года, не может являться основанием для освобождения должника от исполнительского сбора. Так, судом уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда в связи с чрезвычайной ситуацией до 01.09.2019 года. Повторно с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда Администрация не обращалась. Доказательств тому, что последствия паводка устраняются исключительно из местного бюджета, в отсутствие денежных средств резервного фонда Правительства РФ, выделенных Правительству Забайкальского края, суду не представлено. Сведений о том, в каком объеме направляются денежные средства на устранение последствий паводка из бюджета поселения в настоящее время, в материалах дела не имеется. Таким образом, оснований полагать, что чрезвычайная ситуация на территории поселения явилась обстоятельством непреодолимой силы для исполнения решения суда в установленный законом срок, у суда не имеется.

Ссылка на отсутствие в бюджете денежных средств, при непринятии всех мер для выполнения требований исполнительного документа, необходимость проведения процедуры госзакупок не являются основаниями для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суду не представлено доказательств, подтверждающих, что заявителем были приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения требования исполнительного документа.

Учитывая изложенное, оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора не имеется.

Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании, Администрацией городского поселения «Шилкинское» предпринимались меры по исполнению решения суда. Так, в 2017 и 2018 году главой поселения направлялись обращения о рассмотрении вопросов, в том числе, по поводу замены водовода. Кроме того, постановлением Администрации ГП «Шилкинское» от 03.04.2019 года №106 утверждена Схема теплоснабжения городского поселения «Шилкинское» на период 2019-2029 гг.

Учитывая, что администрацией были приняты меры для исполнения решения суда, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Шилкинского РО СП УФССП по Забайкальскому краю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации городского поселения «Шилкинское» об освобождении от уплаты исполнительского сбора, оставить без удовлетворения.

По исполнительному производству от 19.08.2018 года уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого с Администрации городского поселения «Шилкинское» до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий:                                             Терновая Ю.В.

Решение изготовлено 04 октября 2019 года.

Копия верна                                                                   Терновая Ю.В.

2а-957/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация ГП Шилкинское
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю
УФССП по Забайкальскому краю Шилкинский РОСП
Другие
Шилкинская межрайонная прокуратура
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальский края
Судья
Терновая Ю.В.
Дело на сайте суда
shilka.cht.sudrf.ru
20.09.2019Регистрация административного искового заявления
23.09.2019Передача материалов судье
23.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2020Дело оформлено
14.02.2020Дело передано в архив
30.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее