РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2019 года г. Иркутск

Кировский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Куриловой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4511/2019 по исковому заявлению Василенко И.В. к Администрации г. Иркутска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Василенко И.В. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Администрации г. Иркутска, в котором просит суд обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Василенко О. И. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте г. Иркутска, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, по нормам, установленным действующим законодательством, с учетом права на дополнительную площадь.

В обоснование требований указано, что <данные изъяты> истца Василенко О. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы без срока очередного переосвидетельствования. Инвалидность ей была присвоена вследствие <данные изъяты>. Решением <данные изъяты> районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Василенко О.И. была признана <данные изъяты>. Распоряжением Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 от ДД.ММ.ГГГГ № над Василенко О.И. была установлена опека, а истец был назначен ее опекуном. Заболевание, которым страдает Василенко О.И., входило в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме того, заболевание, которым страдает Василенко О.И. значилось и в пункте 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» Постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 № 859 указанные постановления Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 и № 817 от 21.12.2004 признаны утратившими силу с 01.01.2018. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до отмены названных постановлений, на основании предоставленных полномочий, истец обратился в интересах <данные изъяты> Василенко О.И. в Администрацию г. Иркутска с заявлением признать ее малоимущей и принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Возникшие с этого момента между Василенко О.И. и Администрацией г. Иркутска правоотношения были предметом рассмотрения в Кировском районном суде г. Иркутска. Так, решение Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленное без изменения ДД.ММ.ГГГГ, после рассмотрения административного дела Судебной коллегией по административным делам Иркутского областного суда, проверялось также и судами кассационной инстанции. А решение Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ после рассмотрения административного дела Судебной коллегией по административным делам Иркутского областного суда. ДД.ММ.ГГГГ в исполнение названных решений Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приказом начальника Департамента жилищной политики Администрации г. Иркутска № Василенко О.И. была признана малоимущей, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ, ознакомившись с названным приказом №, истец обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением предоставить Василенко О.И. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца начальником департамента жилищной политики Администрации г. Иркутска был дан ответ №, из которого следует, что в настоящее время в Администрации г. Иркутска отсутствует возможность для обеспечения Василенко О.И. жилым помещением по договору социального найма в связи с тем, что свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска отсутствуют, а денежные средства на приобретение жилья указанной категории граждан из бюджета Иркутской области в бюджет города Иркутска не поступают. Полагает, что изложенные ответчиком причины не могут считаться уважительными и давать Администрации г. Иркутска право откладывать обеспечение Василенко О.И. отдельным жилым помещением на неопределенный срок. Считает, что внеочередной характер обеспечения жилым помещением отдельных категорий граждан, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в таком обеспечении, предполагает немедленную реализацию данного права с момента его возникновения.

В судебном заседании истец Василенко И.В. доводы иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска Лагутенко К.А., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, дополнительно пояснив, что Администрация г. Иркутска придерживается позиции, изложенной в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что законодательством не предусмотрен порядок предоставления жилых помещения гражданам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, из муниципального жилищного фонда. Жилые помещения должны предоставляться из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ, то есть органами государственной власти РФ, а не муниципальными, в связи с чем Администрация г. Иркутска является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в адрес которого было направлено извещение о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, причина неявки суду не известна.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив все представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ (далее по тексту ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются ЖК РФ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (далее – Постановление № 378) во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (далее – Постановление № 817) в соответствии с ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь.

Указанные постановления утратили силу с 1 января 2018 года, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н утвержден новый Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Судом установлено, что Василенко О. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением <данные изъяты> районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Василенко О.И. была признана <данные изъяты>.

Распоряжением Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ № над Василенко О.И. была установлена опека, а истец был назначен ее опекуном.

По информации ОГБУЗ ИОПНД от ДД.ММ.ГГГГ № Василенко О.И. подходит под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Решением Администрации г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ № Василенко О.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22.01.2018 решение Администрации г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ № было признанно незаконным. Администрацию г. Иркутска обязали повторно рассмотреть заявление Василенко И.В. в интересах Василенко О.И. о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Приказом Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № Василенко О.И. признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 1 человек.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 08.10.2018 приказ Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № признан незаконным. На Администрацию г. Иркутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Василенко И.В. в интересах Василенко О.И. о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Приказом начальника Департамента жилищной политики Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № Василенко О. И. была признана малоимущей, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Истец Василенко И.В., действуя в интересах опекаемой ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении Василенко О.И. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

На заявление истца ДД.ММ.ГГГГ начальником департамента жилищной политики Администрации г. Иркутска был дан ответ №, что в Администрации г. Иркутска отсутствует возможность для обеспечения Василенко О.И. жилым помещением по договору социального найма в связи с тем, что свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда города Иркутска отсутствуют, а денежные средства на приобретение жилья указанной категории граждан из бюджета Иркутской области в бюджет города Иркутска не поступают.

Из информации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда следует, что Василенко О.И. в настоящее время не попадает под действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Попадала под действие Постановления Правительства РФ № 817н от 21.12.2004 «Об утверждении заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилплощадь». Попадала под действие Постановления Правительства РФ № 378н от 16.06.2006 п. 3 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ (№) у Василенко О.И. отсутствуют недвижимое имущество, зарегистрированное на праве собственности, на ином вещном праве.

Таким образом, судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что до настоящего времени жилое помещение Василенко О.И. предоставлено не было, несмотря на то, что Василенко О.И. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Оценивая представленные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что Василенко О.И. с детства является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, в связи с наличием тяжелого хронического заболевания включена в список в лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, попадала под действие Постановления Правительства РФ № 817н от 21.12.2004 «Об утверждении заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилплощадь», а также под действие Постановления Правительства РФ № 378н от 16.06.2006 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, суд находит заявленные Василенко И.В. в интересах Василенко О.И. требования подлежащими удовлетворению.

Оценивая доводы стороны ответчика об отсутствии обязанности у Администрации г. Иркутска по обеспечению жилым помещением истца, суд принимает во внимание следующее.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Из ст. 31 ФЗ РФ № 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 17 ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области», предусмотрены категории граждан, для которых определяется форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области», форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется для следующих категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем:

1) отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции ФЗ РФ от 02.01.2000 № 40-ФЗ);

2) инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 4(1) Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области», статьей 21 Устава Иркутской области, Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18.09.2009 № 261/40-пп, уполномоченным на предоставление таких выплат органом определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 13.08.2014 № 123-мпр «Об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей» (вместе с «Положением об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей»).

При этом внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Предоставление гражданам жилых помещений в соответствии со ст. 4 Закона «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат, в то время как вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма относятся к компетенции органов местного самоуправления.

На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 127-оз от 17.12.2008 граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, пу. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения у вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ст.ст. 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 1563-0-0).

В согласовании с изложенными нормами находится и ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 2 п. 2.2 Определения от 17.12.2009 № 1563-0-0, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (ст.ст. 12,40, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1), ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (включая ст.ст. 2, 14, 16, 50), ЖК РФ (ст.ст. 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.

Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.

Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.

При таких обстоятельствах, суд находит требования к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности предоставить Василенко О.И. жилое помещение, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» и составляет 15,0 кв.м общей площади на одного человека.

Таким образом, Василенко О.И. может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15,0 кв.м.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что Василенко О.И. с детства является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, в связи с наличием тяжелого хронического заболевания включена в список в лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, попадала под действие Постановления Правительства РФ № 817н от 21.12.2004 «Об утверждении заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилплощадь», а также под действие Постановления Правительства РФ № 378н от 16.06.2006 п. 3 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», отдельной жилой площадью не была обеспечена по независящим от нее причинам.

При таких обстоятельствах, заявленные Василенко И.В. в интересах Василенко О.И. требования о предоставлении жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, суд находит подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-4511/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Василенко Игорь Владимирович
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Безъязыкова Марина Львовна
Дело на сайте суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
21.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2019Передача материалов судье
25.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2019Судебное заседание
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
11.11.2019Судебное заседание
21.11.2019Судебное заседание
16.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее