Мотивированное решение изготовлено 25.03.2016 года.
Дело № 2-14/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2016 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.,
при секретаре Сендажи А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подвысоцкого А.В. к Муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск», ООО «Автодорсервис -Экология» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно–транспортного происшествия,
Установил:
Кочеткова А.А., действуя по доверенности от Подвысоцкого А.В., обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» (далее по тексту – МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск») о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Определением суда от 15.12.2015 по ходатайству представителя истца Кочетковой А.А. к участию в деле привлечен в качестве соответчика ООО «Автодорсервис -Экология» (далее по тексту – ООО «АДС-Эко»), ООО «Автодорсервис» исключен из числа третьих лиц.
В обоснование заявленных требований, а также в судебном заседании 15.12.2016 указала, что 13.10.2015 в *** в результате въезда в яму, находящуюся на проезжей части, автомобилю ***, принадлежащему Подвысоцкому А.В. на праве собственности, причинены значительные технические повреждения.
При осмотре места происшествия выяснилось, что на проезжей части имеется яма - глубина 10см, ширина 60см, длина 90 см, истцом на место аварии были вызваны сотрудники ГИБДД, которые составили соответствующие документы: справку о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) от 13.10.2015, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.10.2015, акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 13.10.2015.
На момент аварии знаки, предупреждающие о ведении ремонтных работ либо о наличии аварийно-опасного участка дороги, отсутствовали.
19.10.2015 в адрес ответчика направлено уведомление о проведении осмотра поврежденного транспортного средства. Осмотр автомобиля производился с участием представителя ООО «Автодорсервис», который подписывать акт осмотра отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
На основании акта осмотра поврежденного транспортного средства от 23.10.2015, составлено заключение 23-10/15-150 независимой технической экспертизы, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля *** с учетом износа составила 149700 руб.
Учитывая, что ООО «АДС-Эко», в обязанности которого входит осуществлять надлежащие содержание и ремонтные работы на участке дороги – ***, является подрядчиком МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», исковые требования уточнила и просила со ссылками на статьи 15, 16, 1064, 1069, Гражданского кодекса РФ, положения Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» взыскать с МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», ООО «АДС-Эко» стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в размере 149700 руб., расходы по проведению независимой экспертизы в размере 10000 руб., стоимость услуг по эвакуации транспортного средства в размере 3500 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 20000 руб., а также судебные расходы в виде расходов по оплате нотариальных услуг в сумме 1520 руб. и расходов по уплате госпошлины в размере 4464 руб.
Истец Подвысоцкий А.В. в судебные заседания не явился, воспользовался правом ведения дела через представителей в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Представители истца Кочеткова А.А., ФИО1., будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая надлежащим ответчиком по делу МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск».
Представитель ответчика МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Крапивина А.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, полагая МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» ненадлежащим ответчиком по делу. Ранее в ходе судебного заседания 15.12.2015 пояснила, что автомобильная дорога «***» находится в оперативном управлении МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», вместе с тем между МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» и ООО «АДС-Эко» заключен муниципальный контракт от 13.03.2015 на выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети благоустройства ЗАТО г.Североморск, таким образом по состоянию на 13.10.2015 автомобильная дорога «***» находилась в обслуживании ООО «АДС-Эко».
На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований к МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» отказать, поскольку надлежащим ответчиком по делу является ООО «АДС-Эко».
Представитель МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Новикова Н.В. в судебное заседание не явилась, ранее в ходе судебного заседания 12.01.2016 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, подробно изложенным в возражениях на исковое заявление. Так, указала, что в соответствии с постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 15.08.2011 № 630 «О создании Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г.Североморск», МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
Основная цель деятельности МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск, осуществляемых, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов.
Таким образом, МКУ «ГЦ ЖКХ ЗА ТО г.Североморск» осуществляет функции органа местного самоуправления по содержанию объектов транспортной инфраструктуры муниципального образования ЗАТО г.Североморск, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.
В рамках обеспечения реализации вопросов местного значения муниципального образования ЗАТО г.Североморск, связанных с осуществлением дорожной деятельности, МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» был заключен муниципальный контракт от 13.03.2015 № 04/15 на выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г.Североморск с ООО «АДС - Эко». При этом, объект транспортной инфраструктуры «***», протяженностью 1,139 км является автомобильной дорогой общего пользования местного значения МО ЗАТО г.Североморск и включен в перечень объектов улично-дорожной сети, в отношении которых в соответствии с муниципальным контрактом подрядная организация приняла обязательства по производству работ по его содержанию, ремонту и обслуживанию.
В соответствии с п.1.4. Раздела 1 технического задания к муниципальному контракту, Перечни объектов улично-дорожной сети, а также объемы выполнения работ по каждому объекту, в том числе по элементам отражены в Приложениях 3.1. (3.3.1 - 3.1.4), 3.4-3.8, 3.1, 3.13 к Техническому заданию. Объект Проезд, протяженностью 1139 м., включен в перечень объектов улично-дорожной сети (Приложение 3.1.4 к Техническому заданию) в отношении которых подрядчику надлежит выполнять весь комплекс работ, предусмотренный муниципальным контрактом.
В соответствии с п. 5.2.1. Технического задания, аварийными являются разрушения и деформации, размеры которых превышают по глубине (высоте) - 5 см, по ширине - 60 см и по длине - 15 см, препятствующие непрерывному и безопасному движению транспорта с разрешенной скоростью. В соответствии с п.5.3.1. Технического задания, аварийные проломы и деформации дорожных покрытий должны быть незамедлительно огорожены и устранены в течение 24 часов с момента их обнаружения по результатам ежедневных осмотров УДС или получения предписания от ГИБДД либо заказчика.
На основании изложенного, полагала, что МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск», является ненадлежащим ответчиком по гражданскому делу, в связи с тем, просила суд освободить МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» от ответственности.
Представитель ответчика ООО «АДС -Эко» Тимилова А.А. в судебном заседании, а также ранее в ходе судебных заседаний 12.01.2016, 22.01.2016 пояснила, что в целом не оспаривает исковые требования, однако не согласна с размером причиненного истцу ущерба, полагая его завышенным.
Указала, что «***», на котором произошло ДТП, обслуживается ООО «АДС -Эко» на основании муниципального контракта № 04/15 от 13.03.2015 на выполнение работ по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск, заключенного между ООО «АДС-Эко» и МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск», в связи с чем ООО «АДС -Эко» должен выполнять весь комплекс работ, предусмотренный муниципальным контрактом, в том числе ремонт проезжей части, включенный в перечень объектов улично-дорожной сети, согласно Приложению к Техническому заданию к муниципальному контракту № 04/15.
Ознакомившись с результатами заключения эксперта № 145/02-2 от 03.03.2016, назначенному на основании определения суда 22.01.2016, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля ***, с учетом износа составила 48070,12 руб., исковые требования на сумму 48070,12 руб. признала. При этом пояснила, с заключением независимой технической экспертизы № 23-10/15-150 не согласна, поскольку представитель ООО «АДС -Эко» не был извещен о проведении указанной экспертизы, в связи с чем был лишен возможности присутствовать на осмотре транспортного средства, то есть был лишен возможности выразить свое мнение относительно указанных в акте осмотра повреждений автомобиля. Полагала, что размер восстановительного ремонта, указанный в заключении независимой технической экспертизы № 23-10/15-150 завышен и не соответствует стоимости ремонта автомобиля аналогичной марки и года выпуска.
На основании изложенного, исковые требования в части взыскания ущерба в размере 48070,12 руб. (согласно заключения эксперта № 145/02-2 от 03.03.2016), а также расходов по уплате услуг эвакуатора в размере 3500 руб. признала, в удовлетворении исковых требований в части 101629,88 руб. просила отказать, также просила отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания расходов по оплате услуг представителя в размере 20000 руб., оплате услуг нотариуса в размере 1520 руб. и уплате государственной пошлины в размере 4464 руб., поскольку истцом не были предприняты меры урегулирования спора в досудебном порядке, что в свою очередь привело к несению указанных расходов.
Представитель третьих лиц администрации ЗАТО г. Североморск и Комитета по развитию городского хозяйства ЗАТО г. Североморск Федулов А.Ю. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать. Ранее в судебных заседаниях 15.12.2015 и 22.01.2015 поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Со ссылками на положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 26.12.2013 № 1363 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования ЗАТО г. Североморск и присвоении им идентификационных номеров" пояснил, что автомобильная дорога «***», расположенная в ***, протяженностью 1,139 км, имеющая идентификационный номер 47-530 ОПМГ 58 является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
В соответствии с Уставом муниципального образования ЗАТО Г. Североморск, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Г. Североморск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, при этом администрация ЗАТО г. Североморск осуществляет содержание, капитальный ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также создает и обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО г. Североморск.
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 28.11.2006 №222 «Об утверждении Положения «О Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск», Комитету по развитию городского хозяйства переданы функции по организации содержания и ремонта объектов регулирования дорожного движения; осуществлению контроля за организацией работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
На основании постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 15.08.2011 №630 создано МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск», которое являясь некоммерческой организацией, создана для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Полномочиями учредителя МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» наделен Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск.
Основная цель деятельности МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» - оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск, осуществляемых, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов.
Таким образом, МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» осуществляет функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем качестве объектов транспортной инфраструктуры муниципального образования ЗАТО г.Североморск рассматриваемой категории. Указанные объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск закреплены за МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» на праве оперативного управления в соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ.
Во исполнение указанных функций МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» был заключен муниципальный контракт от 13.03.201504/15 на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства, улично-дорожной сети в ЗАТО г. Североморск на 2015 год с ООО «АДС-Эко». При этом автомобильная дорога «***», расположенная в пгт. Сафоново Мурманской области включена в перечень объектов улично-дорожной сети, в отношении которых в соответствии с муниципальным контрактом подрядной организацией приняты обязательства, в части производства работ по его содержанию, ремонту и обслуживанию.
На основании изложенного, со ссылками на положения ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ, полагал, что МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» является ненадлежащим ответчиком по гражданскому делу в связи с тем, что учреждение в полном объеме реализовало комплекс мер по обеспечению реализации вопросов местного значения в области дорожной деятельности, просил в иске к МКУ «ГЦ ЖКХ ЗА ТО г.Североморск» о отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы по факту ДТП, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Статья 15 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договоров не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, для возложения ответственности на лицо вследствие причинения вреда (деликтной ответственности), необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность (незаконность) поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда.
Из вышеуказанной нормы права следует, что вред, причиненный гражданину, подлежит возмещению причинителем вреда, в действиях которого имеется противоправность поведения и вина. Установленная данной нормой права презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить ответчик. Потерпевший представляет доказательств, подтверждающие размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, которое в силу закона обязано возместить вред.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93, в соответствии с п. 3.1.1 которого покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
На основании п. 2 ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право: получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Из приведенных выше положений закона следует, что заявляя требования о возмещении причиненного ущерба, истец должен доказать факт ненадлежащего содержания участка дороги, где произошло ДТП, факт причинения вреда и причинно-следственную связь между действиями ответчиков и причиненным вредом.
Как следует из материалов дела, 13.10.2015 в 21 час. 15 мин. в районе дома *** произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ***, принадлежащего Подвысоцкому А.В. и под его управлением.
Прибывшими на место ДТП сотрудниками ГИБДД были составлены справка о дорожно-транспортном происшествии и акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, схема происшествия.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 13.10.2015, а также определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении следует, что при повороте налево транспортное средство ***, под управлением Подвысоцкого А.В, въехало в неровность на дороге (яму – глубина 10 см, ширина 60 см, длина 90 см), в результате чего указанному транспортному средству причинены механические повреждения, при этом нарушение Правил дорожного движения в действиях Подвысоцкого А.В. отсутствовало.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами по факту дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт причинения вреда автомобилю истца находится в причинно-следственной связи с ненадлежащим содержанием участка дороги, где произошло ДТП.
Разрешая заявленные истцом требования к МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» и ООО «АДС-Эко» суд приходит к следующему.
Согласно ч. 7 п. 1.2 Постановления Правительства Российской федерации от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения", дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное понятие ДТП дано в абзаце 12 п. 1.2 Правил дорожного движения РФ.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, то есть на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131).
Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию и строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрации (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющий автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7), ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п. 11).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п. 10 ст. 6 указанного Закона).
Статьей 13 того же Закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11).
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – ФЗ № 131-ФЗ), администрация ЗАТО г. Североморск наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с Уставом муниципального образования ЗАТО г. Североморск, принятым Советом депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО г. Североморск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, при этом администрация ЗАТО г. Североморск осуществляет содержание, капитальный ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также создает и обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО г. Североморск.
Согласно постановлению администрации ЗАТО г.Североморск «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования ЗАТО г. Североморск и присвоении им идентификационных номеров» от 26.12.2013 № 1363 автомобильная дорога «Проезд ул. Панина», расположенная в пгт. Сафоново Мурманской области, протяженностью 1,139 км, имеющая идентификационный номер 47-530 ОПМГ 58 является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 28.11.2006 №222 «Об утверждении Положения «О Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск», Комитету по развитию городского хозяйства переданы функции по организации содержания и ремонта объектов регулирования дорожного движения; осуществлению контроля за организацией работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
На основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 15.08.2011 №630 создано МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск», которое являясь некоммерческой организацией, создана для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Полномочиями учредителя МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» наделен Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск.
Основная цель деятельности МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» - оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск, осуществляемых, в том числе, посредством заключения муниципальных контрактов.
Таким образом, МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» осуществляет функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем качестве объектов транспортной инфраструктуры муниципального образования ЗАТО г.Североморск рассматриваемой категории. Указанные объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск закреплены за МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» на праве оперативного управления в соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ.
Во исполнение указанных функций МКУ ГЦ «ЖКХ ЗАТО г.Североморск» был заключен муниципальный контракт от 13.03.2015 04/15 на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск на 2015 год с ООО «АДС-Эко».
В соответствии с п.1.1. муниципального контракта подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию и обслуживанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (Приложение №1) и локальной сметой (Приложение №2), а Заказчик обязуется принять в установленном порядке выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п.1.4 технического задания на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск в перечень объектов улично-дорожной сети, в том числе входит проезд № 72 (по акту приема-передачи из Казны в МКУ) по ул. Панина, расположенный в пгт. Сафоново Мурманской области, протяженностью 1,139 км.
В пункте 5.2.1 технического задания указано, что аварийными являются разрушения и деформации, размеры которых превышают по глубине (высоте) – 5 см, по ширине – 60 см, и по длине - 15 см, препятствующие непрерывному и безопасному движению транспорта с разрешенной скоростью.
В соответствии с п.5.3.1 технического задания предусмотрено, что аварийные проломы и деформации дорожных покрытий должны быть незамедлительно огорожены и устранены в течение 24 (двадцати четырех) часов с момента их обнаружения по результатам ежедневных осмотров УДС или получения предписания от ОГИБДД либо заказчика.
В целях устранения нарушений требований нормативных документов и условий муниципального контракта от 13.03.2015 № 04/15, влияющих на безопасность дорожного движения, эстетическое и санитарное состояние объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск генеральному директору ООО «АДС-Эко» МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» было направлено соответствующее предписание № 44, которое было выполнено 23.10.2015.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеет место наличие причинно – следственной связи между ненадлежащим выполнением подрядчиком ООО «АДС-Эко» своих обязанностей и причиненным истцу материальным ущербом.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296). Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
Правомочия казенного учреждения, основанного на праве оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в оперативном управлении, определены статьями 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Часть 1 ст.299 Гражданского кодекса РФ определяет, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Анализ вышеприведенных норм позволяет суду сделать вывод, что у казенного учреждения возникает право оперативного управления на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за этим предприятием, с момента передачи имущества. Казенные учреждения при осуществлении права оперативного управления имуществом обязаны обеспечить сохранность и использование закрепленного за ним имущества по целевому назначению, содержать его в надлежащем состоянии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за вред, причиненный автомобилю истца в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на вышеуказанном участке дороги в связи с наличием на нем повреждений, лежит на организации МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск», за которой на праве оперативного управления закреплены объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск, в том числе проезд № 72 (по акту приема-передачи из Казны в МКУ) по ***, протяженностью 1,139 км.
При определении размера восстановительного ремонта спорного транспортного средства суд приходит к следующему.
В обоснование исковых требований истцом представлено заключение независимой технической экспертизы № 23-10/15-150, согласно которого стоимость восстановления поврежденного транспортного средства, ***, с учетом износа составляет 149700 руб.
В целях проверки доводов сторон определением Североморского районного суда Мурманской области от 22.01.2016 по ходатайству представителя ответчика ООО «АДС-Эко» была назначена судебная товароведческая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № 145/02-2 от 03.03.2016 ФБУ «Мурманская лаборатория судебной экспертизы» стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом износа составляет 48070,12 руб.
При определении размера ущерба подлежащего выплате истцу принимает во внимание заключение эксперта № 145/02-2 от 03.03.2016, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, проведено экспертом ФБУ «Мурманская лаборатория судебной экспертизы», предупрежденным по ст. 307 Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющим специальное образование, квалификацию по экспертной специальности 13.4 «исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта остаточной стоимости» и стаж экспертной работы с 2013 г., в связи с чем сомнений в достоверности выводов, изложенных в данной экспертизе, не возникает. Заключение дано с применением допустимых методик на основании определения суда, выводы эксперта мотивированы.
Оценивая в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства в их совокупности, суд полагает, что при определении суммы ущерба следует руководствоваться заключением судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая вышеприведенные нормы права и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования Подвысоцкого А.В. в части взыскания материального ущерба с МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» подлежат частичному удовлетворению в сумме 48070,12 руб., а также расходы по оплате услуг эвакуации в размере 3500 руб., подтвержденные письменными доказательствами, предоставленными в подлиннике, и которые относятся в порядке ст. 15 Гражданского кодекса РФ к убыткам истца.
В удовлетворении исковых требований к ООО «АДС -Эко» отказать.
При этом суд учитывает, что МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» не лишено право взыскания в судебном порядке выплаченного истцу ущерба с ООО «АДС -Эко», на которого в соответствии с муниципальным контрактом от 13.03.2015 04/15 возложены работы по содержанию объектов улично-дорожной сети и благоустройства ЗАТО г. Североморск на 2015 год.
Из материалов дела усматривается, что истцу оказаны юридические услуги по составлению искового заявления и представлению интересов в суде.
Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В обоснование размера понесенных расходов на юридические услуги предоставлены договор на оказание юридических услуг от 16.10.2015 на сумму 20000 руб., а также расписка о получении указанных денежных средств, согласно указанному договору исполнитель обязался организовать осмотр транспортного средства, подготовить необходимые документы в суд и осуществить представительство клиента на всех стадиях судебного процесса при рассмотрении дела, в случае положительного решения, осуществить необходимые действия по исполнению судебного решения.
Представленные документы сомнений у суда не вызывают, так как представлены в подлинниках.
Вместе с тем, учитывая, что исковые требования истца удовлетворены частично, а также правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 21.12.2004 № 454-О и применимой к гражданскому процессу, согласно которой обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд взыскивает на основании ст.ст.94, 98, 100, 101 Гражданского процессуального кодекса РФ, с МУК «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» в пользу истца судебные расходы в размере 10000 руб., полагая указанную сумму не нарушающей баланс интересов спорящих сторон.
Суд находит также обоснованными в силу положений ст.ст. 94, 98 ГПК РФ и подлежащими взысканию в пользу истца документально подтвержденные и связанные с рассмотрением настоящего дела расходы за оформление доверенности на имя представителя в сумме 486,4 руб., которому истец поручил осуществлять защиту его интересов в суде в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ, подтвержденные письменными доказательствами, предоставленными в подлиннике.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1642,10 руб.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 48070,12 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3500 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 486,4 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 10000 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1642,10 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░