Судья Эбзеева Х.Х.                                                          Дело № 33-796/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск                                                                         22 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

            председательствующего – Лайпанова А.И.,

            судей – Сыч О.А., Чотчаева Х.О.,

            при секретаре судебного заседания Чочуеве М.А-А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 08 октября 2021 года по гражданскому делу № 2-102/21 по иску Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермических ям (скотомогильников), возложении обязанности по регистрации прав на них и постановке на кадастровый учет.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Чотчаева Х.О., представителя соответчика - Правительства КЧР Байрамуковой Л.А., действующей по доверенности 02-09/2 от 10.01.2022 г., представителя ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Хабичева А.Н.-М., действующего по доверенности №5 от 10.01.2022 г., заключение прокурора Станкевич Г.А., судебная коллегия

                                                У С Т А Н О В И Л А:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью КЧР действующих биотермических ям (скотомогильников), расположенных на территории: с.Важное Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики на расстоянии 1000 метров на восток от трассы «Черкесск-Карачаевск» с географическими координатами: №-43, 58, 554, Е - 041, 55, 515; а. Сары-Тюз Усть-Джегутинского района КЧР 850 метров на восток от ФАД «Черкесск-Домбай» с географическими координатами: №-43, 35,321, Е - 041, 54, 386; Усть-Джегутинского муниципального района КЧР на расстоянии 2 км восточнее г.Усть-Джегута в направлении а. Новая Джегута на территории полигона ТБО, с географическими координатами: №-41, 59,16, Е - 44,4,14.

В обоснование иска указано, что Усть-Джегутинской межрайоной прокуратурой КЧР проведена проверка исполнения требований законодательства в области животноводства, а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. Установлено, что на территории с. Важное Усть-Джегутинского района КЧР на расстоянии 1000 метров на восток от трассы «Черкесск-Карачаевск» с географическими координатами: №-43, 58, 554, Е - 041, 55, 515, а также в а.Сары-Тюз Усть-Джегутинского района КЧР 850 метров на восток от ФАД «Черкесск-Домбай» с географическими координатами: №-43, 35,321, Е - 041, 54, 386, расположены законсервированные биометрические ямы для утилизации отходов (скотомогильники), которые не отвечают требованиям ветеринарно- санитарных правил. В нарушение п.5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 №13-7-2469, территории вокруг действующих скотомогильников не огорожены глухим забором не менее 2 метров с въездными воротами, с внутренней стороны не выкопаны траншеи глубиной 0,8 - 1,4 метра, шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта. Они не состоят на балансе Усть-Джегутинского муниципального района. Сведений о том, что указанные скотомогильники состоят на чьем-либо балансе, о регистрации прав на них в ЕГРН у контролирующих органов отсутствуют. Полагает, что данные обстоятельства могут привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний на территории Усть-Джегутинского района КЧР. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства КЧР нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также на защиту окружающей среды от негативного воздействия, предусмотренные ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации.

Определением Усть-Джегутинского районного суда КЧР от                               26.02.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство КЧР.

07 октября 2021 года от представителя истца Шидаковой А.А. поступило заявление об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором истец отказался от исковых требований в части признания государственной собственностью КЧР действующей биотермической ямы (скотомогильника), расположенного на территории Усть-Джегутинского муниципального района КЧР на расстоянии 2 км восточнее г.Усть-Джегута в направлении а. Новая Джегута на территории полигона ТБО, с географическими координатами: №-41, 59,16, Е - 44,4,14.

В судебном заседании от 08 октября 2021 года представитель истца Шидакова А.А. поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Расулов Р.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Представитель соответчика - Правительства КЧР Байрамукова Л.А. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица – Усть-Джегутинского муниципального района КЧР Байрамуков А.Х. оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – администрация Важненского сельского поселения и Сары-Тюзского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили.

Представитель третьего лица - Управления ветеринарии КЧР просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в отзыве на иск просило отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица – Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск просил требования прокурора удовлетворить.

Третье лиц, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 октября 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, Правительство КЧР подало на него апелляционную жалобу с просьбой об его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указано, что в решении суда не указаны законы, которыми руководствовался суд при принятии решения о применении Решения Евразийской комиссии, равно как и не указаны мотивы и законы, по которым суд не применил Ветеринарные правила, утвержденные приказом Минсельхоза №626. Спорные объекты (скотомогильники) расположены вблизи населенных пунктов – с.Важное и а.Сары-Тюз, что представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи с чем является основанием для ликвидации данных объектов путем их утилизации. Согласно Ветеринарных правил, утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах) или под открытым небом в траншеях до образования негорючего остатка. Ввиду отсутствия на территории Карачаево-Черкесской Республики крематоров и невозможности эксплуатации скотомогильников в связи с расположением вблизи населенных пунктов, единственным решением является ликвидация путем сжигания в биотермической яме. Суд же данные обстоятельства не учел, привел в решении суда выводы, несоответствующие обстоятельствам дела. Кроме того, суд первой инстанции не учел, что Правительство КЧР не является субъектом правоотношений, указанных в Решении Евразийской комиссии.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель соответчика-Правительства КЧР Байрамукова Л.А. и представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Хабичев А.Н.-М. полностью поддержали доводы апелляционной жалобы, просили в удовлетворении иска прокурора отказать.

Прокурор Станкевич Г.А. просила суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу соответчика-Правительства КЧР - без удовлетворения.

Представители третьих лиц - Усть-Джегутинского муниципального района, Усть-Джегутинского городского поселения, администрации Важненского и Сары-Тюзского сельских поселений, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и КЧР, Управления ветеринарии КЧР, будучи извещенными о дате и месте его проведения, в судебное заседание не явились, причину неявки не пояснили, об отложении дела не ходатайствовали.

Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и КЧР и Управления ветеринарии КЧР, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Судебная коллегия, учитывая, что все участники процесса извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с ч.2.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства-члена земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (п.3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года №27).

Законодательные акты Российской Федерации также определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.

В силу ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федеральных законов от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

В частности, в силу подпунктов 49, 49.1, 49.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.

Для осуществления перечисленных полномочий согласно подп.«ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Аналогичная норма содержится и в подп. «ц» ч.2 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 22 июля 2005 года №71-РЗ (в редакции от                  4 мая 2017 года) «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики».

В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469) о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, относится к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них.

Согласно позиции, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N КАС06-193, признано недействующим содержащееся в п. 6.1 названных Правил указание на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

Суд апелляционной инстанции полагает, что с момента создания такого объекта как скотомогильник он является государственной собственностью, а временное неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующими органами государственной власти своих должностных обязанностей в отношении данного объекта не свидетельствует об обратном.

В соответствии с пунктами 5.6, 5.8, 6.4, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, территория скотомогильника (биотермической ямы) должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывается траншея глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов (документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.07.2020 N 1122, однако действовал на момент вынесения решения суда).

Из представленных Управлением ветеринарии КЧР документов усматривается, что спорные скотомогильники не отвечает вышеперечисленным требованиям, установленным Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Вступление в силу с 1 января 2021 г. Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 г. N 626, и утрата силы Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, не свидетельствует об освобождении ответчиков от обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, или по его консервации.

Вопреки доводам жалобы, отсутствие крематоров на территории КЧР, не свидетельствует об отсутствии скотомогильников (биотермических ям), в отношении которых невозможно проводить работы по их обустройству.

       Согласно положениям пункта 5.9 СП 289.1325800.2017 все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации. Особенности сооружения биотермических ям и консервации скотомогильников определены в пунктах 6.8 - 6.9.5 СП 289.1325800.2017.

       Из материалов дела следует, что на территории с. Важное, Усть-Джегутинского района КЧР на расстоянии 1 000 метров на восток от трассы «Черкесск-Карачаевск», географические координаты -№ - 43,58,554: Е - 041, 55,515, расположена законсервированная биотермическая яма, для утилизации отходов (скотомогильник), содержание которого не отвечает требованиям закона.

В нарушение п. 5.6 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 года № 13-7- 2469» территория вокруг законсервированного скотомогильника не огорожена глухим забором не менее 2 м. с въездными воротами, с внутренней стороны не выкопана траншея глубиной 0,8 - 1,4 м., шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта. Законсервированный скотомогильник - бесхозный.

       Указанный скотомогильник на балансе администрации Усть-Джегутинского муниципального и Важненского сельского поселения не числится, права на скотомогильник не зарегистрированы.

       Сведений о том, что вышеуказанный скотомогильник состоит на чьем - либо балансе, о регистрации прав в ЕГРП у контролирующих органов отсутствуют.

      Также в ходе проведенной проверки установлено, что на территории а. Сары-Тюз, Усть-Джегутинского района КЧР 850 метров на восток от ФАД - Черкесск-Домбай», географические координаты -№ - 43,35,321; Е - 041, 54,386, расположена законсервированная биотермическая яма, для утилизации отходов скотомогильник), содержание которого не отвечает требованиям закона. В нарушение п. 5.6 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 года № 13-7- 2459» территория вокруг законсервированного скотомогильника не огорожена глухим забором не менее 2 м. с въездными воротами, с внутренней стороны не выкопана траншея глубиной 0,8 - 1,4 м., шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта. Законсервированный скотомогильник - бесхозный.

Указанный скотомогильник на балансе администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Сары-Тюзского сельского поселения не числится, права за скотомогильник не зарегистрированы.

Сведений о том, что вышеуказанный скотомогильник состоит на чьем - либо балансе, о регистрации прав в ЕГРП у контролирующих органов отсутствуют.

Из Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 года №97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» следует, что одной из основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.п.13 п.14).

В этой связи, доводы жалобы на решение Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 г. №27 в части того, что Правительство КЧР не является соответчиком по делу, субъектом указанных правоотношений, судебная коллегия находит не состоятельными.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что спорный объект должен находиться в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики, на территории которой он расположен, а Правительство КЧР должно осуществить мероприятия по принятию скотомогильников в собственность субъекта.

По этим же основаниям судебная коллегия отвергает доводы соответчика о том, что сельское поселение, на территории которого расположена биологическая яма (скотомогильник), должно было обратиться в порядке, предусмотренном ст.225 ГК РФ, в регистрирующий орган и поставить ее на учет как бесхозяйную вещь с последующим оформлением права на эту вещь.

Согласно постановлению Правительства КЧР от 22 октября 2008 года № 381 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений КЧР», Министерство имущественных и земельных отношений КЧР является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, проводящим единую государственную политику в области управления имуществом, земельными ресурсами, осуществляющим полномочия собственника имущества, являющегося государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики (п.1.1). Министерство осуществляет полномочия по учету, управлению и распоряжению республиканским имуществом (п.3.1); осуществляет в установленном порядке учет республиканского имущества, ведение Реестра государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики (п. 3.1.7); принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Карачаево-Черкесской Республики (п. 3.1.30); осуществляет от имени Карачаево-Черкесской Республики юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики при управлении республиканским имуществом и его приватизации на территории Карачаево-Черкесской Республики (п. 3.1.32); выступает от имени Карачаево-Черкесской Республики при государственной регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики на недвижимое имущество, составляющее казну Карачаево-Черкесской Республики, и сделок с ним (п. 3.1.36).

В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий субъекту Российской Федерации, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти.

Следовательно, именно Министерством имущественных и земельных отношений КЧР должны быть организованы и выполнены мероприятия по постановке спорного объекта на кадастровый учет и по регистрации права собственности на него за субъектом. То есть требования прокурора в этой части также обоснованы.

Учитывая данные правовые положения и установленные в отношении скотомогильников (биотермических ям), расположенных в районе с. Важное и а. Сары-Тюз Усть-Джегутинского района, имеются правовые основания для удовлетворения требования прокурора о признании данных объектов государственной собственностью КЧР.

Отсутствие документов по выбору и отводу земельного участка для строительств скотомогильника (биотермической ямы), ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму), не могут оцениваться как обстоятельства, препятствующие признанию указанных объектов государственной собственностью КЧР.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

      Председательствующий:

          Судьи:

33-796/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор Докшоков А.З.
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Другие
Администрация Сары-Тюзского СП
Администрация Усть-Джегутинского ГП
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринароному и фитосанитарному надзору по СК по КЧР
Управление Росреестра по КЧР
Администрация Усть-Джегутинского МР КЧР
Управление ветеринарии КЧР
Администрация Важненского СП
Суд
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Усть-Джегутинский районный суд
Дело на сайте суда
vs.kchr.sudrf.ru
22.06.2022Судебное заседание
22.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее