Решение по делу № 2-1413/2024 (2-8403/2023;) от 14.12.2023

Дело № 2-1413/2024

УИД 41RS0001-01-2023-014188-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2024 года                                         г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Белоусова А.С.,

при секретаре ФИО8 Э.С.,

с участием представителя истца ФИО9 Н.П., представителей ответчика ФИО10 Е.Ю., ФИО11 П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю к АО «Южные электрические сети Камчатки», администрации сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района о возложении обязанности исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства,

                      У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю (далее по тексту - Управление), обратилось в суд с иском к АО «Южные электрические сети Камчатки» (далее по тексту – АО «ЮЭСК») о возложении обязанности исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований истец указал, что АО «ЮЭСК» осуществляет деятельность по обеспечению населения с. Манилы, с. Каменское, с. Аянка, с. Слаутное Пенжинского муниципального района Камчатского края питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, включая забор, очистку и распределение воды для питьевых и промышленных нужд (код по ОКВЭД ОК код ).

АО «ЮЭСК» эксплуатирует в с. Манилы Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозаборы с. Манилы участки недр «Манильский-2» (скважины № 2 и № 3), в с. Аянка Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Моховой», в с. Слаутное Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Слаутный», в с. Каменское Пенжинского района – поверхностные источники водоснабжения – подрусловый водозабор «Ряж» (летний период), ручей «Каменка» (весенний и осенний период), река Пенжина протока Култук (зимний период).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении АО «ЮЭСК» проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

           В нарушение п. 75 (Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам), п. 77 (осуществление производственного контроля по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды в соответствии с установленной периодичностью) Санитарных правил 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), табл. 3.1, 3.3, 3.5, 3.7 Санитарных правил 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), АО «ЮЭСК» за период 2022-2023 годы при установленной периодичности не в полном объеме осуществляло на вышеуказанных эксплуатируемых источниках водоснабжения производственный контроль качества питьевой и горячей воды. Нарушение периодичности лабораторных исследований АО «ЮЭСК» подтверждается рядом протоколов лабораторных испытаний.

         На официальном ресурсе Роспотребнадзора http://fp.crc/ru/, расположенном в телекоммуникационной системе «Интернет», отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны водозаборов «Моховой» в с. Аянка, в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, а также санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, что является нарушением ч. 3, ч. 5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, п. 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

         Неисполнение в полном объеме производственного (лабораторного) контроля, отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения АО «ЮЭСК», а также отсутствие организации зон санитарной охраны источников водоснабжения (в т.ч. при разработке проектной документации), не позволяет оценить и не гарантирует качество, безопасность питьевой воды, подаваемой населению, создает риски загрязнения источников водоснабжения микробного, химического характера и как следствие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения при употреблении питьевой воды (возникновение инфекционных и неинфекционных заболеваний у населения, связанных с водным фактором).

        На основании изложенного, ссылаясь на то, что нарушение АО «ЮЭСК» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает права неопределенного круга лиц, к которому относятся не только жители с. Манилы, с. Каменское, с. Аянка, с. Слаутное Пенжинского муниципального района Камчатского края, находящиеся в них в настоящее время, но и иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств и времени могут оказаться в данных населенных пунктах в будущих периодах, истец просил суд обязать АО «ЮЭСК» в срок до 1 июля 2024 года:

- обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21;

- оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка, поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта;

- обеспечить установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного источника - «Моховой» в с. Аянка и поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;

- организовать зоны санитарной охраны источников водоснабжения: подземного источника - «Моховой» в с. Аянка и поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;

- разработать проекты зон санитарной охраны с определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и режим хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны водных объектов: подземного источника - «Моховой» в с. Аянка и поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.

        Определением суда от 13 февраля 2024 года по ходатайству представителей ответчика к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, администрация сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района.

        11 апреля 2024 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в Камчатском крае».

         В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования.

       В судебном заседании представитель истца ФИО12 Н.П., действующая на основании доверенности, окончательно просила суд:

- обязать АО «ЮЭСК» в срок до 1 июля 2024 года обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением (санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21;

- обязать АО «ЮЭСК» в срок до 1 декабря 2025 года оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка, поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта;

- обязать АО «ЮЭСК» и администрацию сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района в срок до 1 декабря 2025 года: 1) обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское Пенжинского района; 2) организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения - поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское

Пенжинского района; 3) разработать проект зоны санитарной охраны c определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и режим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта - поверхностного водозабора — река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское Пенжинского района, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения;

- обязать АО «ЮЭСК» и администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района в срок до 1 декабря 2025 года:

1). обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - подземного источника «Моховой» в

c. Аянка; 2) организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения -

подземного источника «Моховой» в c. Аянка; 3) разработать проект зоны санитарной охраны c определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта для подземного источника «Моховой» в c. Аянка.

         Представители ответчика АО «Южные электрические сети Камчатки» - ФИО13 Е.Ю., ФИО14 П.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями согласились частично. Относительно требования истца в части возложения обязанности по оформлению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка, поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта, возражений не имели. Исковые требования в оставшейся части полагали неподлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснили, что программа производственного контроля выполняется АО «ЮЭСК» в полном объеме по периодичности и количеству проб при исследовании питьевой воды из источников перед поступлением в распределительную сеть, что подтверждается протоколами испытаний и заключениями по результатам испытаний. В силу требований закона именно на администрацию сельских поселений, как на орган местного самоуправления, обладающем полномочиями собственника в отношении водных объектов, лежит обязанность по разработке проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Непосредственное же осуществление АО «ЮЭСК» деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает администрацию от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения на территории сельских поселений.

Ответчики: администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, администрация сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представителей в суд не направили, возражений, ходатайств не представили.

         Третье лицо – ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в Камчатском крае» о времени и месте рассмотрения дела извещалось, представителя в суд не направило.

         Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в ст. 2, ч. 1 ст. 7 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что прямо предусмотрено статьей 18 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

              В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

         Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно- модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статьей 8 абз. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

          Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11 Федерального закона от 3 марта 1999 года № 52-ФЗ).

           Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищённые от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

        Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

        Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ (при наличии СЭЗ).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.

В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24-27 данного кодекса.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.

         В силу ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены Санитарные правила 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Также Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 утверждены Санитарные правила 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В соответствии с указанными санитарными правилами качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Согласно п. 77 СанПин 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с приложениями № 2 - № 4 к данным санитарным правилам.

            В судебном заседании установлено, что АО «ЮЭСК» осуществляет деятельность по забору/очистке воды для питьевых/ промышленных нужд и эксплуатирует водозаборные участки: в с. Манилы Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозаборы с. Манилы участки недр «Манильский-2» (скважины № 2 и № 3), в с. Аянка Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Моховой», в с. Слаутное Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Слаутный», в с. Каменское Пенжинского района – поверхностные источники водоснабжения – подрусловый водозабор «Ряж» (летний период), ручей «Каменка» (весенний и осенний период), река Пенжина протока Култук (зимний период).

    АО «ЮЭСК» эксплуатирует источники водоснабжения (в с. Аянка, в с. Каменское) на основании концессионного соглашения № 1 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между указанной организацией (концессионером) и МО сельское поселение «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края в лице администрации сельского поселения (концедентом) и концессионного соглашения № 3 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между данной организацией (концессионером) и МО сельское поселение «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края в лице администрации сельского поселения (концедентом) на срок по 30 июня 2032 год.

В соответствии с условиями данных соглашений концессионер обязуется реконструировать, в том числе осуществить переустройство, модернизацию и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более эффективным оборудованием, имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по теплоснабжению и водоснабжению с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункты 1.1. соглашений).

В целях настоящих соглашений к реконструкции объектов соглашения относятся мероприятия по их переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более эффективным оборудованием, изменению технологического и функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения (пункты 1.2 соглашений).

В период с 22 августа по 28 августа 2023 года на основании выданного заместителем руководителя Управления задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных санитарных требований от 18 августа 2023 года № проведено наблюдение в отношении АО «ЮЭСК».

Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ года при проведении наблюдения за соблюдением АО «ЮЭСК» обязательных санитарных требований (мониторинга безопасности) установлены следующие нарушения требований:

1) Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населению» (ч. 3 ст. 18 - не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения o соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (оформление санитарно-эпидемиологических заключений Управлением не проводилось) (на официальном ресурсе Роспотребнадзора http://fp.crc/ru/, расположенном в телекоммуникационной системе «Интернет» отсутствуют), в том числе: для подземного водозабора «Моховой» в c. Аяйха Пенжинского района; для поверхностных водозаборов в c. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; рyчей «Каменка»; река Пенжина (протока Култук);

2) СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», yтв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 (п. 1.13 - не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны водозаборов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения c. Аянка и c. Каменское Пенжинского района (на официальном ресурсе Роспотребнадзора http://fp.crc.ru/, расположенном в телекоммуникационной системе «Интеpнет» отсутствует), в том числе: для подземного источника «Моховой» в c. Аянка; для поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское Пенжинского района;

3) СанПиН 2.1.3684-21 «Санитаpно-эпидемиологические требования к    содержанию территорий    городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,    утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы    и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов    среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача    РФ 28 января 2021 года № 2 (п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.1, 3.3, 3.5, 3.6 СанПиН 1.2.3685-21) - пробы воды из подземных и поверхностного источников, перед подачей в распределительную сеть и в разводящей сети, в течение 2022 - 2023 годов, исследовались не на все микробиологические, органолептические, обобщенные, радиологические показатели, a именно:

- пробы питьевой воды из подземных источников водоснабжения скважин № 2 и № 3 c. Манилы исследовались на микробиологические показатели в 2022 году за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные;

- пробы воды перед поступлением в разводящую сеть (накопительная емкость) в c. Манилы за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные, радиологические показатели за исключением исследования на содержание радона;                                                          - пробы воды в разводящей сети (детский сад, больница) в с. Манилы исследовались на микробиологические показатели из каждого водоразбора (детский сад, больница) за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов);

- пробы питьевой воды из подземного источника водоснабжения - водозабора «Моховой» в c. Аянка за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание общая минерализация (сухой остаток), нефтепродукты, ПАВ анионоактивные, общий органический углерод;

- пробы воды в разводящей сети в с. Аянка за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением    исследований на содержание энтерококков и колифагов;

- пробы питьевой воды из подзeмного источника водоснабжения - водозабора в c. Слаутное за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные;

- пробы воды из разводящей сети c. Слаутное за период 2022-2023 годы, исследовались по микробиологическим показателям за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов;

- пробы питьевой воды из поверхностных источников водоснабжения за период 2022-2023 годы, исследовались в c. Каменское (подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река Пенжина (протока Култук) на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание ОМЧ (общее микробное число) в январе 2022 года; на содержание энтерококков за 11 месяцев 2022 года и за 5 месяцев 2023 года; на обобщённые показатели за исключением исследований в августе 2022 года на содержание водородного показателя (рН); в октябре на содержание растворимого кислорода; на            оpганолептические показатели в 2022 году и 4 раза за 5 месяцев 2023 года за исключением исследований на содержание взвешенных частиц;

- пробы воды перед поступлением в разводящую сеть в c. Каменское исследовались на микробиологические показатели в 2022 году и в 2023 года за исключением исследований на содержание энтерококков, на обобщённые показатели в 2022 году в 2023 году за исключением исследований на содержание: нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные;

- пробы воды из разводящей сети в c. Каменское исследовались на микробиологические показатели в 2022 году и в 2023 году за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов;

- п. 77, таб. 1, 2, 3 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21, АО «ЮЭСК» производственный (лабораторный) контроль, проводится не в полном объеме, a именно: не соответствует периодичность и количество проб при исследовании питьевой воды из источников, перед поступлением в распределительную сеть и распределительной сети в течение года;

- абз. 1, 3 п. 78 СанПиН 2.1.3684-21, АО «ЮЭСК» не направило информацию o результате лабораторного исследования пробы питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в адрес Управления (проба воды из разводящей сети в детском саду не соответствовала по микробиологическим показателям, обнаружены общие (обобщенные) колиформные бактерии в количестве 0,3 КОЕ/100 см3, при гигиеническом нормативе «отсутствие») протоколами лабораторных исследований от 30 августа 2022 № 5914в.

Указанные в акте нарушения подтверждены представленными в материалы дела копиями рабочих программ производственного контроля качества питьевой воды Пенжинского района (с. Манилы, с. Аянка, с. Слаутное, с. Каменское), копиями протоколов лабораторных испытаний питьевой воды за 2022-2023 годы по Пенжинскому району.

    Как следует из содержания искового заявления и пояснений представителя истца, нарушение ответчиками требований, установленных законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, является нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья. Отсутствие организации зон санитарной охраны источника водоснабжения создает риски загрязнения источника водоснабжения микробного, химического характера и как следствие создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения при употреблении питьевой воды. Неисполнение в полном объеме производственного (лабораторного) контроля, не позволяет оценить и не гарантирует качество и безопасность питьевой воды, подаваемой населению и как следствие создает риски возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний y населения, связанных c водным фактором. Отсутствие    санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения АО «ЮЭСК», а также выполнение установленной программы производственного контроля в полном объеме не гарантирует безопасность источников водоснабжения и питьевой воды подаваемой населению и как следствие создает риск развития инфекционных и неинфекционных заболеваний       и причинения вреда здоровью конечных потребителей воды в с. Манилы, c. Каменское, с. Аянка, с Слаутное Пенжинского района.

В ходе рассмотрения дела представители ответчика АО «ЮЭСК», указали на необоснованность требования о возложении обязанности обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, поскольку на момент рассмотрения дела допущенное нарушение устранено.

В обоснование данного довода суду представлены следующие доказательства: договор № на платную услугу по проведению санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) при осуществлении производственного контроля от 10 января 2024 года, заключенный между АО «ЮЭСК» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» на срок до 31 декабря 2024 года, программы производственного контроля в отношении с. Манилы, с. Аянка, с. Слаутное, с. Каменское на 2023 год, направления на исследования проб воды, протоколы испытаний и заключения по результатам испытаний за период 2023 – 2024 год, согласно которым качество воды соответствует требованиям Санитарных правил 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы    и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов    среды обитания».

    Оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на АО «ЮЭСК» обеспечить проведение производственного контроля суд не усматривает.

    Между тем, доказательств того, что ответчиками в соответствии с требованиями санитарного законодательства оформлены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов - для поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук) и подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка Пенжинского района санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта; обеспечена установка зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организованы зоны санитарной охраны источников водоснабжения, разработаны проекты зон санитарной охраны с определением границ зон и составляющих её поясов, планы мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водных объектов - поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района и подземного источника «Моховой» в с. Аянка, в материалы дела не представлено.

Таким образом, факт нарушения права неопределенного круга лиц, к которому относятся граждане, проживающие в указанных сельских поселениях, в результате нарушения ответчиками требований, установленных законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: требования, предусмотренные абз.1, 2, 5 ст. 11, ч. 3 ст. 18 абз. 2 ч. 5 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ; п.п. 1.5, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

          Анализируя вышеприведенные нормы действующего законодательства в их системной взаимосвязи, с учетом установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организации разработке проектов зон санитарной охраны, разработка проектов зон с определением их границ и составляющих поясов, плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правил и режима хозяйственного использования территорий ЗСО спорных водных объектов, лежит на органе местного самоуправления.

           Именно администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района и администрация сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района как органы местного самоуправления осуществляют полномочия собственников в отношении спорных водных объектов (поверхностный водозабор река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района, подземный источник «Моховой» в с. Аянка), независимо от того, переданы ли данные объекты другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании.

          В этой связи, правовых оснований для возложения указанной обязанности на ответчика АО «ЮЭСК» суд не усматривает.

         В свою очередь, АО «ЮЭСК» как лицо, осуществляющее водоснабжение и эксплуатирующее водные объекты, в рассматриваемом случае, в соответствии с п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязано оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водных объектов: водозаборов для поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук) и подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка Пенжинского района.

     Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

           Заявленные истцом сроки исполнения ответчиками санитарного законодательства суд находит разумными и реальными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Иск Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю удовлетворить частично.

    Обязать АО «Южные электрические сети Камчатки» (ИНН 4101101796, ОГРН 1054100032744) в срок до 1 декабря 2025 года:

    - оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборов для поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта;

    - оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка Пенжинского района.

    Обязать администрацию сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района (ИНН 8204000476) в срок до 1 декабря 2025 года:

    - обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;

    - организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения - поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;

    - разработать проект зоны санитарной охраны с определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта - поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Обязать администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района (ИНН 8204007496) в срок до 1 декабря 2025 года:

    - обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – подземного источника «Моховой» в с. Аянка;

    - организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения – подземного источника «Моховой» в с. Аянка;

    - разработать проект зоны санитарной охраны с определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта для подземного источника «Моховой» в с. Аянка.

    В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 мая 2024 года

Председательствующий             подпись                              А.С. Белоусов

Копия верна

Судья                                                                                    А.С. Белоусов

Подлинник решения находится в деле Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края № 2-1413/2024

2-1413/2024 (2-8403/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю Господарик Яна Николаевна
Ответчики
Администрация сельского поселения "село Аянка" Пенжинского муниципального района
Администрация сельского поселения "с. Каменское" Пенжинского муниципального района
АО "Южные электрические сети Камчатки"
Другие
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае"
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Белоусов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
14.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2023Передача материалов судье
21.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее