Дело № 2-1413/2024
УИД 41RS0001-01-2023-014188-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Белоусова А.С.,
при секретаре ФИО8 Э.С.,
с участием представителя истца ФИО9 Н.П., представителей ответчика ФИО10 Е.Ю., ФИО11 П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю к АО «Южные электрические сети Камчатки», администрации сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района о возложении обязанности исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю (далее по тексту - Управление), обратилось в суд с иском к АО «Южные электрические сети Камчатки» (далее по тексту – АО «ЮЭСК») о возложении обязанности исполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований истец указал, что АО «ЮЭСК» осуществляет деятельность по обеспечению населения с. Манилы, с. Каменское, с. Аянка, с. Слаутное Пенжинского муниципального района Камчатского края питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, включая забор, очистку и распределение воды для питьевых и промышленных нужд (код по ОКВЭД ОК № код №).
АО «ЮЭСК» эксплуатирует в с. Манилы Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозаборы с. Манилы участки недр «Манильский-2» (скважины № 2 и № 3), в с. Аянка Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Моховой», в с. Слаутное Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Слаутный», в с. Каменское Пенжинского района – поверхностные источники водоснабжения – подрусловый водозабор «Ряж» (летний период), ручей «Каменка» (весенний и осенний период), река Пенжина протока Култук (зимний период).
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении АО «ЮЭСК» проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В нарушение п. 75 (Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам), п. 77 (осуществление производственного контроля по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды в соответствии с установленной периодичностью) Санитарных правил 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), табл. 3.1, 3.3, 3.5, 3.7 Санитарных правил 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), АО «ЮЭСК» за период 2022-2023 годы при установленной периодичности не в полном объеме осуществляло на вышеуказанных эксплуатируемых источниках водоснабжения производственный контроль качества питьевой и горячей воды. Нарушение периодичности лабораторных исследований АО «ЮЭСК» подтверждается рядом протоколов лабораторных испытаний.
На официальном ресурсе Роспотребнадзора http://fp.crc/ru/, расположенном в телекоммуникационной системе «Интернет», отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны водозаборов «Моховой» в с. Аянка, в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, а также санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, что является нарушением ч. 3, ч. 5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5, п. 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Неисполнение в полном объеме производственного (лабораторного) контроля, отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения АО «ЮЭСК», а также отсутствие организации зон санитарной охраны источников водоснабжения (в т.ч. при разработке проектной документации), не позволяет оценить и не гарантирует качество, безопасность питьевой воды, подаваемой населению, создает риски загрязнения источников водоснабжения микробного, химического характера и как следствие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения при употреблении питьевой воды (возникновение инфекционных и неинфекционных заболеваний у населения, связанных с водным фактором).
На основании изложенного, ссылаясь на то, что нарушение АО «ЮЭСК» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает права неопределенного круга лиц, к которому относятся не только жители с. Манилы, с. Каменское, с. Аянка, с. Слаутное Пенжинского муниципального района Камчатского края, находящиеся в них в настоящее время, но и иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств и времени могут оказаться в данных населенных пунктах в будущих периодах, истец просил суд обязать АО «ЮЭСК» в срок до 1 июля 2024 года:
- обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21;
- оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка, поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта;
- обеспечить установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного источника - «Моховой» в с. Аянка и поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;
- организовать зоны санитарной охраны источников водоснабжения: подземного источника - «Моховой» в с. Аянка и поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;
- разработать проекты зон санитарной охраны с определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и режим хозяйственного использования территорий зон санитарной охраны водных объектов: подземного источника - «Моховой» в с. Аянка и поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.
Определением суда от 13 февраля 2024 года по ходатайству представителей ответчика к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, администрация сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района.
11 апреля 2024 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в Камчатском крае».
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования.
В судебном заседании представитель истца ФИО12 Н.П., действующая на основании доверенности, окончательно просила суд:
- обязать АО «ЮЭСК» в срок до 1 июля 2024 года обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением (санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21;
- обязать АО «ЮЭСК» в срок до 1 декабря 2025 года оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка, поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта;
- обязать АО «ЮЭСК» и администрацию сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района в срок до 1 декабря 2025 года: 1) обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское Пенжинского района; 2) организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения - поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское
Пенжинского района; 3) разработать проект зоны санитарной охраны c определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и режим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта - поверхностного водозабора — река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское Пенжинского района, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения;
- обязать АО «ЮЭСК» и администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района в срок до 1 декабря 2025 года:
1). обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - подземного источника «Моховой» в
c. Аянка; 2) организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения -
подземного источника «Моховой» в c. Аянка; 3) разработать проект зоны санитарной охраны c определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта для подземного источника «Моховой» в c. Аянка.
Представители ответчика АО «Южные электрические сети Камчатки» - ФИО13 Е.Ю., ФИО14 П.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями согласились частично. Относительно требования истца в части возложения обязанности по оформлению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка, поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта, возражений не имели. Исковые требования в оставшейся части полагали неподлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснили, что программа производственного контроля выполняется АО «ЮЭСК» в полном объеме по периодичности и количеству проб при исследовании питьевой воды из источников перед поступлением в распределительную сеть, что подтверждается протоколами испытаний и заключениями по результатам испытаний. В силу требований закона именно на администрацию сельских поселений, как на орган местного самоуправления, обладающем полномочиями собственника в отношении водных объектов, лежит обязанность по разработке проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Непосредственное же осуществление АО «ЮЭСК» деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает администрацию от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения на территории сельских поселений.
Ответчики: администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, администрация сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представителей в суд не направили, возражений, ходатайств не представили.
Третье лицо – ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в Камчатском крае» о времени и месте рассмотрения дела извещалось, представителя в суд не направило.
Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в ст. 2, ч. 1 ст. 7 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что прямо предусмотрено статьей 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно- модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Статьей 8 абз. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11 Федерального закона от 3 марта 1999 года № 52-ФЗ).
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищённые от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ (при наличии СЭЗ).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24-27 данного кодекса.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
В силу ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены Санитарные правила 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Также Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 утверждены Санитарные правила 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В соответствии с указанными санитарными правилами качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Согласно п. 77 СанПин 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с приложениями № 2 - № 4 к данным санитарным правилам.
В судебном заседании установлено, что АО «ЮЭСК» осуществляет деятельность по забору/очистке воды для питьевых/ промышленных нужд и эксплуатирует водозаборные участки: в с. Манилы Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозаборы с. Манилы участки недр «Манильский-2» (скважины № 2 и № 3), в с. Аянка Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Моховой», в с. Слаутное Пенжинского района подземный источник водоснабжения – водозабор участок недр «Слаутный», в с. Каменское Пенжинского района – поверхностные источники водоснабжения – подрусловый водозабор «Ряж» (летний период), ручей «Каменка» (весенний и осенний период), река Пенжина протока Култук (зимний период).
АО «ЮЭСК» эксплуатирует источники водоснабжения (в с. Аянка, в с. Каменское) на основании концессионного соглашения № 1 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между указанной организацией (концессионером) и МО сельское поселение «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края в лице администрации сельского поселения (концедентом) и концессионного соглашения № 3 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между данной организацией (концессионером) и МО сельское поселение «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края в лице администрации сельского поселения (концедентом) на срок по 30 июня 2032 год.
В соответствии с условиями данных соглашений концессионер обязуется реконструировать, в том числе осуществить переустройство, модернизацию и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более эффективным оборудованием, имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по теплоснабжению и водоснабжению с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункты 1.1. соглашений).
В целях настоящих соглашений к реконструкции объектов соглашения относятся мероприятия по их переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более эффективным оборудованием, изменению технологического и функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения (пункты 1.2 соглашений).
В период с 22 августа по 28 августа 2023 года на основании выданного заместителем руководителя Управления задания на проведение наблюдения за соблюдением обязательных санитарных требований от 18 августа 2023 года № № проведено наблюдение в отношении АО «ЮЭСК».
Согласно акту № № от ДД.ММ.ГГГГ года при проведении наблюдения за соблюдением АО «ЮЭСК» обязательных санитарных требований (мониторинга безопасности) установлены следующие нарушения требований:
1) Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населению» (ч. 3 ст. 18 - не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения o соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов (оформление санитарно-эпидемиологических заключений Управлением не проводилось) (на официальном ресурсе Роспотребнадзора http://fp.crc/ru/, расположенном в телекоммуникационной системе «Интернет» отсутствуют), в том числе: для подземного водозабора «Моховой» в c. Аяйха Пенжинского района; для поверхностных водозаборов в c. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; рyчей «Каменка»; река Пенжина (протока Култук);
2) СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», yтв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 (п. 1.13 - не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны водозаборов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения c. Аянка и c. Каменское Пенжинского района (на официальном ресурсе Роспотребнадзора http://fp.crc.ru/, расположенном в телекоммуникационной системе «Интеpнет» отсутствует), в том числе: для подземного источника «Моховой» в c. Аянка; для поверхностного водозабора - река «Пенжина» (протока Култук) в c. Каменское Пенжинского района;
3) СанПиН 2.1.3684-21 «Санитаpно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2021 года № 2 (п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, табл. 3.1, 3.3, 3.5, 3.6 СанПиН 1.2.3685-21) - пробы воды из подземных и поверхностного источников, перед подачей в распределительную сеть и в разводящей сети, в течение 2022 - 2023 годов, исследовались не на все микробиологические, органолептические, обобщенные, радиологические показатели, a именно:
- пробы питьевой воды из подземных источников водоснабжения скважин № 2 и № 3 c. Манилы исследовались на микробиологические показатели в 2022 году за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные;
- пробы воды перед поступлением в разводящую сеть (накопительная емкость) в c. Манилы за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные, радиологические показатели за исключением исследования на содержание радона; - пробы воды в разводящей сети (детский сад, больница) в с. Манилы исследовались на микробиологические показатели из каждого водоразбора (детский сад, больница) за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов);
- пробы питьевой воды из подземного источника водоснабжения - водозабора «Моховой» в c. Аянка за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание общая минерализация (сухой остаток), нефтепродукты, ПАВ анионоактивные, общий органический углерод;
- пробы воды в разводящей сети в с. Аянка за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов;
- пробы питьевой воды из подзeмного источника водоснабжения - водозабора в c. Слаутное за период 2022-2023 годы, исследовались на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов, на обобщённые показатели за исключением исследований на содержание нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные;
- пробы воды из разводящей сети c. Слаутное за период 2022-2023 годы, исследовались по микробиологическим показателям за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов;
- пробы питьевой воды из поверхностных источников водоснабжения за период 2022-2023 годы, исследовались в c. Каменское (подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река Пенжина (протока Култук) на микробиологические показатели за исключением исследований на содержание ОМЧ (общее микробное число) в январе 2022 года; на содержание энтерококков за 11 месяцев 2022 года и за 5 месяцев 2023 года; на обобщённые показатели за исключением исследований в августе 2022 года на содержание водородного показателя (рН); в октябре на содержание растворимого кислорода; на оpганолептические показатели в 2022 году и 4 раза за 5 месяцев 2023 года за исключением исследований на содержание взвешенных частиц;
- пробы воды перед поступлением в разводящую сеть в c. Каменское исследовались на микробиологические показатели в 2022 году и в 2023 года за исключением исследований на содержание энтерококков, на обобщённые показатели в 2022 году в 2023 году за исключением исследований на содержание: нефтепродуктов, ПАВ анионоактивные;
- пробы воды из разводящей сети в c. Каменское исследовались на микробиологические показатели в 2022 году и в 2023 году за исключением исследований на содержание энтерококков и колифагов;
- п. 77, таб. 1, 2, 3 приложения № 4 СанПиН 2.1.3684-21, АО «ЮЭСК» производственный (лабораторный) контроль, проводится не в полном объеме, a именно: не соответствует периодичность и количество проб при исследовании питьевой воды из источников, перед поступлением в распределительную сеть и распределительной сети в течение года;
- абз. 1, 3 п. 78 СанПиН 2.1.3684-21, АО «ЮЭСК» не направило информацию o результате лабораторного исследования пробы питьевой воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в адрес Управления (проба воды из разводящей сети в детском саду не соответствовала по микробиологическим показателям, обнаружены общие (обобщенные) колиформные бактерии в количестве 0,3 КОЕ/100 см3, при гигиеническом нормативе «отсутствие») протоколами лабораторных исследований от 30 августа 2022 № 5914в.
Указанные в акте нарушения подтверждены представленными в материалы дела копиями рабочих программ производственного контроля качества питьевой воды Пенжинского района (с. Манилы, с. Аянка, с. Слаутное, с. Каменское), копиями протоколов лабораторных испытаний питьевой воды за 2022-2023 годы по Пенжинскому району.
Как следует из содержания искового заявления и пояснений представителя истца, нарушение ответчиками требований, установленных законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, является нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья. Отсутствие организации зон санитарной охраны источника водоснабжения создает риски загрязнения источника водоснабжения микробного, химического характера и как следствие создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения при употреблении питьевой воды. Неисполнение в полном объеме производственного (лабораторного) контроля, не позволяет оценить и не гарантирует качество и безопасность питьевой воды, подаваемой населению и как следствие создает риски возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний y населения, связанных c водным фактором. Отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения АО «ЮЭСК», а также выполнение установленной программы производственного контроля в полном объеме не гарантирует безопасность источников водоснабжения и питьевой воды подаваемой населению и как следствие создает риск развития инфекционных и неинфекционных заболеваний и причинения вреда здоровью конечных потребителей воды в с. Манилы, c. Каменское, с. Аянка, с Слаутное Пенжинского района.
В ходе рассмотрения дела представители ответчика АО «ЮЭСК», указали на необоснованность требования о возложении обязанности обеспечить проведение производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий при оказании услуг с установленной периодичностью и по установленным показателям, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, поскольку на момент рассмотрения дела допущенное нарушение устранено.
В обоснование данного довода суду представлены следующие доказательства: договор № № на платную услугу по проведению санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) при осуществлении производственного контроля от 10 января 2024 года, заключенный между АО «ЮЭСК» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» на срок до 31 декабря 2024 года, программы производственного контроля в отношении с. Манилы, с. Аянка, с. Слаутное, с. Каменское на 2023 год, направления на исследования проб воды, протоколы испытаний и заключения по результатам испытаний за период 2023 – 2024 год, согласно которым качество воды соответствует требованиям Санитарных правил 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на АО «ЮЭСК» обеспечить проведение производственного контроля суд не усматривает.
Между тем, доказательств того, что ответчиками в соответствии с требованиями санитарного законодательства оформлены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов - для поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук) и подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка Пенжинского района санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта; обеспечена установка зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организованы зоны санитарной охраны источников водоснабжения, разработаны проекты зон санитарной охраны с определением границ зон и составляющих её поясов, планы мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водных объектов - поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района и подземного источника «Моховой» в с. Аянка, в материалы дела не представлено.
Таким образом, факт нарушения права неопределенного круга лиц, к которому относятся граждане, проживающие в указанных сельских поселениях, в результате нарушения ответчиками требований, установленных законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: требования, предусмотренные абз.1, 2, 5 ст. 11, ч. 3 ст. 18 абз. 2 ч. 5 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ; п.п. 1.5, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Анализируя вышеприведенные нормы действующего законодательства в их системной взаимосвязи, с учетом установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, организации разработке проектов зон санитарной охраны, разработка проектов зон с определением их границ и составляющих поясов, плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правил и режима хозяйственного использования территорий ЗСО спорных водных объектов, лежит на органе местного самоуправления.
Именно администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района и администрация сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района как органы местного самоуправления осуществляют полномочия собственников в отношении спорных водных объектов (поверхностный водозабор река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района, подземный источник «Моховой» в с. Аянка), независимо от того, переданы ли данные объекты другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании.
В этой связи, правовых оснований для возложения указанной обязанности на ответчика АО «ЮЭСК» суд не усматривает.
В свою очередь, АО «ЮЭСК» как лицо, осуществляющее водоснабжение и эксплуатирующее водные объекты, в рассматриваемом случае, в соответствии с п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязано оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водных объектов: водозаборов для поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук) и подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка Пенжинского района.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленные истцом сроки исполнения ответчиками санитарного законодательства суд находит разумными и реальными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю удовлетворить частично.
Обязать АО «Южные электрические сети Камчатки» (ИНН 4101101796, ОГРН 1054100032744) в срок до 1 декабря 2025 года:
- оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборов для поверхностных водозаборов в с. Каменское: подрусловый водозабор «Ряж»; ручей «Каменка»; река «Пенжина» (протока Култук), санитарным правилам и условиям безопасного здоровья населения использования водного объекта;
- оформить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта – подземного водозабора «Моховой» в с. Аянка Пенжинского района.
Обязать администрацию сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района (ИНН 8204000476) в срок до 1 декабря 2025 года:
- обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;
- организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения - поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района;
- разработать проект зоны санитарной охраны с определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта - поверхностного водозабора – река «Пенжина» (протока Култук) в с. Каменское Пенжинского района, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.
Обязать администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района (ИНН 8204007496) в срок до 1 декабря 2025 года:
- обеспечить установление зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – подземного источника «Моховой» в с. Аянка;
- организовать зону санитарной охраны источника водоснабжения – подземного источника «Моховой» в с. Аянка;
- разработать проект зоны санитарной охраны с определением границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории, правила и ражим хозяйственного использования территорий зоны санитарной охраны водного объекта для подземного источника «Моховой» в с. Аянка.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22 мая 2024 года
Председательствующий подпись А.С. Белоусов
Копия верна
Судья А.С. Белоусов
Подлинник решения находится в деле Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края № 2-1413/2024