Решение по делу № 2а-129/2019 от 15.02.2019

Решение вступило в законную силу: 07.05.2019 года.

Дело № 2а-129/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2019 года г. Облучье


Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Шлеверда Н.М.,

при секретаре судебного заседания Саяпиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Скобелкиной Т.А. о взыскании задолженности по налогу,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Скобелкиной Т.А. о взыскании задолженности по налогу.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, в собственности Скобелкиной Т.А. находится недвижимое имущество – квартира, расположенная по АДРЕС.

Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление№112164594 от 06.08.2016 об уплате налога на имущество физических лиц в срок не позднее 01.12.2016.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации Скобелкиной Т.А. направлено требование № 9022 от 16.12.2016 об уплате налога в сумме 3100 рублей и пени в сумме 14,47 рублей со сроком исполнения в добровольном порядке до 24.01.2017. В установленный срок задолженность в полном объеме не погашена, требования не исполнены.

Требование об уплате налога, пеней, по которому сумма задолженности превысила 3000 рублей, должно было быть исполнено в добровольном порядке до 24.01.2017, таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 24.07.2017.

Причиной пропуска срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, стал программный сбой базы данных налогового органа, в результате которого недоимка была выявлена несвоевременно, что является уважительной причиной.

Административный истец просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления о взыскании со Скобелкиной Т.А. налога. Взыскать со Скобелкиной Т.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 3100 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России№ 1 по ЕАО, административный ответчик Скобелкина Т.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Суд, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 289 КАС РФ, рассмотрел дело без участия представителя административного истца, административного ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество; жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1).

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п. 2).

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Пунктом 2 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица, по состоянию на 2015 год Скобелкина Т.А. являлась собственником квартиры, расположенной по АДРЕС.

20.09.2016 в адрес Скобелкиной Т.А. заказным письмом направлялось налоговое уведомление № 112164594 от 06.08.2016 об оплате в срок до 01.12.2016 налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 3100рублей.

Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога до 01.12.2016 Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО по состоянию на 16.12.2016 Скобелкиной Т.А. выставлено требование № 9022 об уплате в срок до 24.01.2017 указанных в налоговом уведомлении № 112164594 от 06.08.2016 сумм налога на имущество физических лиц за 2015 год, а также пеней за неуплату налога в размере 14,47рублей, которое направлено заказным письмом 19.12.2016.

Неисполнение требований об уплате налогов и пеней ответчиком послужило основанием для обращения налогового органа в суд.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговые правоотношения – это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России№ 1 по ЕАО обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании со Скобелкиной Т.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, по требованию № 9022 от 16.12.2016 со сроком исполнения до 24.01.2017. Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 24.07.2017. Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган не обращался, а с административным исковым заявлением в Облученский районный суд ЕАО обратился только в феврале 2019 года. Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, Межрайонная ИФНС России№ 1 по ЕАО указала, что причиной пропуска срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, установленного статьей48Налогового кодекса Российской Федерации, стал программный сбой базы данных налогового органа, в результате которого недоимка была выявлена несвоевременно.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Сбой в работе программного обеспечения, в результате которого недоимка была выявлена несвоевременно, относится к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем, не может быть признан уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, следовательно, требования о взыскании вышеуказанной недоимки по налогам удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Скобелкиной Т.А. о взыскании задолженности по налогу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.М. Шлеверда

2а-129/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №1 по ЕАО
Ответчики
Скобелкина Татьяна Алексеевна
Суд
Облученский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Шлеверда Н.М.
Дело на сайте суда
obluchensky.brb.sudrf.ru
15.02.2019Регистрация административного искового заявления
18.02.2019Передача материалов судье
18.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2019Подготовка дела (собеседование)
27.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Судебное заседание
05.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2019Дело оформлено
07.05.2019Дело передано в архив
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Дело оформлено
09.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее