Дело № 88-20401/2022
Уникальный идентификатор дела 67RS0005-01-2021-001181-31
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 сентября 2022 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО8,
судей ФИО2, ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Мосводоканал» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, его отмене, взыскании неполученного заработка и компенсации морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-17/2022),
по кассационной жалобе АО «Мосводоконал» на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 12.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 12.05.2022,
которыми исковые удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, пояснения представителя АО «Мосводоканал» ФИО4 (по доверенности), представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве ФИО5 (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
ФИО9 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Мосводоконал» с учетом уточненного иска о признании незаконным и отмене приказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отстранении его от работы, взыскании заработка за время простоя по вине работодателя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 167,08 руб., компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование иска указал, что работая слесарем по ремонту автомобилей 5 разряда цеха по ремонту и эксплуатации автотранспорта Вазузской гидротехнической системы АО «Мосводоканал», - приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ №п незаконно отстранен от работы без выплаты заработной платы в связи с письменным, отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции до прохождения вакцинации.
Полагает данный приказ незаконным, поскольку выполняемая истцом работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, фактическое место работы находится в <адрес>, в связи с чем, на него не распространяются требования постановления Главного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 №1 о проведении профилактических прививок. Незаконное отстранение от работы повлекло прекращение выплаты заработной платы и причинило моральные страдания.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 12.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 12.05.2022 постановлено:
Признать приказ акционерного общества «Мосводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы» незаконным.
Взыскать с акционерного общества «Мосводоканал» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111167 (сто одиннадцать тысяч сто шестьдесят семь) руб. 08 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с акционерного общества «Мосводоканал» в доход бюджета госпошлину в размере 3723 (три тысячи семьсот двадцать три) руб. 34 коп.
В кассационной жалобе АО «Мосводоконал», поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Гагаринского районного суда Смоленской области от 12.01.2022 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании объявлялся перерыв с ДД.ММ.ГГГГ до 12 часов 25 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 принят на работу в Производственное предприятие ВГТС им. 60-летия октября в должности слесаря по ремонту топливной аппаратуры (в последующем – МГУП «Мосводоканал» ВНТС), ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен трудовой договор № о работе в должности: слесаря по ремонту топливной аппаратуры V разряда автотранспортного цеха, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ФИО7 переведен на работу в структурное подразделение Цех по ремонту и эксплуатации автотранспорта Вазузская гидротехническая система на должность слесаря по ремонту автомобилей 5 разряда.
Ввиду письменного отказа, от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказом АО «Мосводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ №п ФИО9 отстранен от работы без начисления заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ и до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
Материалами дела установлено, что согласно п. 2.1-2.5. Производственной инструкции №(48)302-39/16 слесаря по ремонту автомобилей 5 разряда в Цехе по ремонту и эксплуатации автотранспорта, утвержденной Директором Вазузской гидротехнической системы от код ДД.ММ.ГГГГ в обязанности слесаря по ремонту автомобилей 5 разряда входит: осуществление технического обслуживания и ремонт транспортных средств, контроль за исправным состоянием эксплуатируемого оборудования, выполнение разборки, ремонта, сборки сложных агрегатов, узлов, приборов и их замену при техническом обслуживании, устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов, работы по внедрению новой техники, модернизации производства.
Разрешая спор о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», а также Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н об утверждении национального календаря профилактических—прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, доводы ответчика о необходимости обязательной вакцинации истца отклонил, поскольку работа истца в качестве слесаря по ремонту о автомобилей не связана с предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, даже, несмотря на то, что его рабочее находился на территории предприятия АО «Мосводоканал».
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций не основанными на подлежащих применению нормах материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 7).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
В силу статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) нельзя допускать к работе носителей возбудителей инфекционных заболеваний.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами, а также гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения, а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ главный государственный санитарный врач при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абзац 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому «коронавирусная инфекция» (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19 групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, местожительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
С учетом исковых требований ФИО1, их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, обстоятельствами, имеющими значение для дела, являлись: установление факта осуществления деятельности АО «Мосводоканал» в организации, поименованной в Приложении постановления Главного государственного санитарного врача по Смоленской области, осуществление деятельности истца в АО «Мосводоканал» на основании трудового договора, был ли привит истец от новой коронавирусной инфекции, имеются ли медицинские противопоказания против вакцинации, причины отказа истца от вакцинации при отсутствии прививки и медицинских противопоказаний.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание приведенные нормы, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не установили, сославшись на то, что работа истца в качестве слесаря по ремонту о автомобилей не связана с предоставлением услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с изложенным, решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 12.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 12.05.2022 нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на правильность разрешения заявленного спора, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем подлежат отмене, с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.01.2022 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 12.05.2022 ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░