Решение по делу № 12-13/2024 (12-339/2023;) от 13.11.2023

№ 12-13/2024

решение

г. Рыбинск

19 января 2024 г.

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Медведева Т.В.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «РЭКОН ПЛЮС» Мугумовой М.В.
на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ярославской области в ГО г. Рыбинск и Рыбинском МР по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «РЭКОН ПЛЮС» Мугумовой Марины Владимировны,

установил:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ярославской области в ГО г. Рыбинск и Рыбинском МР генеральный директор ООО «РЭКОН ПЛЮС» Мугумова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000,00 рублей за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)

Должностному лицу вменены нарушения, выявленные по результатам проверки, проведенной Рыбинской городской прокуратурой на предмет соблюдения ООО «РЭКОН ПЛЮС» требований законодательства о защите прав потребителей.

Генеральный директор ООО «РЭКОН ПЛЮС» Мугумова М.В. обратилась с жалобой на постановление об административном правонарушении, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, указывая, что привлечена к административной ответственности незаконно.

В жалобе отмечено, что указание в постановлении на то, что информация о возможности оплаты услуг ЖКХ наличными без комиссии не доведена до собственников – не соответствует действительности.

Кроме того, отсутствует ссылка на правовую норму, которой устанавливается такая обязанность. Управляющая организация (исполнитель) не обязаны указывать информацию о способах и путях оплаты жилищно-коммунальных услуг, а обязаны только обеспечить возможность оплаты таких услуг.

Также не соответствует действительности, что Заявитель не обеспечил возможности оплаты наличными денежными средствами. Документы, подтверждающие отказ платежного агента принять наличные денежные средств, в том числе, без комиссии, в дело не предоставлены.

В ходе проверки ООО «РЭКОН ПЛЮС» представил доказательства информирования потребителей о возможности оплаты услуг по содержанию общего имущества, управлению в многоквартирном доме любым способом: в отделениях Сбербанка и Почты России, Банка ВТБ, Промсвязьбанка, расчетно-кассовых пунктах, а также в онлайн-сервисах, в том числе, без комиссии.

ООО «РЭКОН ПЛЮС» размещает информацию о способах и путях оплаты коммунальных услуг на досках объявлений и на платежных документах, направляемых собственникам для внесения платы.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. В отсутствие доказательств совершения административного правонарушения Постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене.

В судебное заседание Мугумова М.В. не явилась (судебное извещение направлено почтой, корреспонденция вручена), направила для защиты интересов Федорова А.С., который доводы жалобы поддержал. Пояснил, что из вынесенного постановления не понятно, в чем заключается противоправность действий руководителя ООО «РЭКОН ПЛЮС». Между лицом, обратившимся с жалобой в прокуратуру, и ООО «РЭКОН ПЛЮС» имелся гражданско-правовой спор в связи с образовавшейся задолженностью по оплате коммунальных услуг. В настоящее время вынесено решение, доводы собственника квартиры о невозможности производить оплату не подтвердились. В ходе рассмотрения спора собственником оплата внесена без каких-либо препятствий. Защитник неоднократно сослался, что его правовая позиция по сути повторяет сложившуюся судебную практику, в том числе в Определениях Верховного Суда РФ. Настаивал, что со стороны ООО «РЭКОН ПЛЮС» обеспечена возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг, в том числе наличными денежными средствами, комиссии ООО «РЭКОН ПЛЮС» не взимаются.

В судебном заседании прокурор Кутыкова Е.О. полагала обжалуемое постановление законным, в удовлетворении жалобы просила отказать.

Заслушав представителя Мугумовой М.В., прокурора, исследовав письменные материалы, дополнения к жалобе, представленные в судебное заседание, проверяя законность обжалуемого постановления, суд исходит из следующего.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 4 статьи ст.14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)

Установлено, что управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Рэкон плюс» на основании договора, заключенного с ЖСК «<данные изъяты>».

Согласно п. 4.9 договора плата за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги вносится с использованием кредитных организаций, расчетно-кассовых пунктов или иных организаций на расчетный счет, указанный в платежном документе.

Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ООО «Рэкон плюс» в адрес собственника <адрес> направляются платежные документы для внесения платы за содержание общедомового имущества и предоставление коммунальных услуг (платежный документ за ДД.ММ.ГГГГ). Информация о возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг наличными денежными средствами без комиссии до собственников жилых помещений в многоквартирном доме не доведена.

Из пояснения ООО «Рэкон плюс», полученных в ходе проверки, следует, что оплату за услуги по содержанию и ремонту жилья можно произвести в кассах, терминалах и системе «Автоплатеж ЖКХ» ПАО «Сбербанк России», в кассах АО «Почта России», в терминалах ПАО «Промсвязьбанк», в кассах ООО «ИРК Биллинговый центр», кассовое обслуживание ООО «ИРК Биллинговый центр» составляет 1 %, но не менее 7 рублей.

Между ООО «Рэкон плюс» и ООО «ИРК «Биллинговый центр» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на осуществление деятельности по приему платежей в соответствии с п. 3.1 которого платежный агент взимает с плательщика вознаграждение.

В квитанции на оплату за содержание общедомового имущества и предоставление коммунальных услуг, предоставляемых ООО «Рэкон плюс» указаны реквизиты, в соответствии с которыми потребитель может внести плату в безналичной форме.

Объективная сторона вмененного должностному лицу административного правонарушения заключается в допущенных нарушениях, вследствие которых собственники жилых помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, не обеспечены возможностью оплаты жилищно-коммунальных услуг за июнь 2023 года путем наличных расчетов с исполнителем без взимания комиссии.

В обоснование обязанности обеспечить собственников жилых помещений возможностью оплаты жилищно-коммунальных услуг путем наличных расчетов с исполнителем без взимания комиссии в постановлении приводятся следующие нормы, нарушение которых повлекло совершение административного правонарушения.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Пунктом 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

В силу части 1 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Согласно части 4 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

На основании части 5 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 настоящей статьи.

Статьей 37 Закона о защите прав потребителей оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании статьи 39 Закона о защите прав потребителей правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 63 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354) плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно подпункту "а" пункту 65 Правил № 354 потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", перевод денежных средств осуществляется за счет плательщика.

Пунктом 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невыполнения правовых норм, указанных в ч.1 ст.153 ЖК РФ, статьи 39 Закона о защите прав потребителей, п.63, пп. «а» "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.

Обстоятельств, свидетельствующих, что со стороны генерального директора ООО «РЭКОН ПЛЮС» Мугумовой Марины Владимировны совершались действия, влекущие для потребителей нарушение права в части выбора способов оплаты услуг, не установлено.

С учетом изложенного и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу - прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ярославской области в ГО г. Рыбинск и Рыбинском МР по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «РЭКОН ПЛЮС» Мугумовой Марины Владимировны о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу прекратить в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Т.В. Медведева

УИД 76RS0013-01-2023-002404-13

12-13/2024 (12-339/2023;)

Категория:
Административные
Истцы
Кутыкова Е.О.
Ответчики
Мугумова Марина Владимировна
Другие
Федоров Александр Сергеевич
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Медведева Т. В.
Статьи

14.8

Дело на сайте суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
15.11.2023Материалы переданы в производство судье
19.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее