Судья Шаркунов И.С. № 33а-3096/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-1-572/2020
город Калуга 28 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А.,
судей Сычева Ю.В., Коротковой И.Д.,
при секретаре Сухоруковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Амеличевой С.А. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Дзержинский район» на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 30 июля 2020 года по административному исковому заявлению Азарова Александра Дмитриевича к администрации муниципального района «Дзержинский район» об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л а :
20 мая 2020 года в Дзержинский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление Азарова А.Д., в котором административный истец указал, что является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использованием «для сельскохозяйственного производства». Письмом администрации МР «Дзержинский район» № 9 от 27 января 2020 года ему отказано в выдаче разрешения на строительство склада сельскохозяйственной продукции на названном земельном участке по мотиву того, что земельный участок не входит ни в одну из территориальных зон. Оспаривая принятое решение, административный истец указал, что в нем отсутствуют ссылки на нормы права, строительство склада сельскохозяйственной продукции соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка, отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает права на пользование земельным участком.
В судебном заседании Азаров А.Д. административный иск поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика администрации МР «Дзержинский район», представителя заинтересованного лица администрации СП «Село Дворцы». Ранее участвуя в судебных заседаниях, представитель администрации МР «Дзержинский район» по доверенности Пупанова М.И. административный иск не признала, представив письменные возражения (л.д. 25-26).
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 30 июля 2020 года административный иск Азарова А.Д. удовлетворен, отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме №9 от 27 января 2020 года признан незаконным. На отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района «Дзержинский район» возложена обязанность в установленном законом порядке с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Азарова А.Д. о выдаче разрешения на строительство от 22 января 2020 года.
В апелляционной жалобе администрации МР «Дзержинский район» ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Выслушав представителя административного ответчика по доверенности Пупанову М.И., поддержавшую апелляционную жалобу, Азарова А.Д., возражавшего против отмены решения суда, проверив материалы дела, исследовав доказательства, принятые в настоящем судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Азарову А.Д. на основании договора аренды земельного участка № 735 от 22 октября 2018 года, заключенного с администрацией МР «Дзержинский район», предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6000 кв.м., расположенный в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Калужская область, Дзержинский район, <адрес>. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование «для сельскохозяйственного использования» (л.д. 14-18).
23 января 2020 года Азаров А.Д. обратился в администрацию МР «Дзержинский район» Калужской области с заявлением, датированным 22 января 2020 года, о выдаче разрешения на строительство склада сельскохозяйственной продукции на названном земельном участке (л.д. 77).
Письмом администрации МР «Дзержинский район» Калужской области № 9 от 27 января 2020 года заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием на то, что согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Село Дворцы» земельный участок не входит ни в одну территориальную зону. В ответе имеется ссылка на градостроительный план земельного участка № 59 от 05 сентября 2019 года, содержащий информацию о характеристиках земельного участка, не предназначенного к застройке (л.д. 79).
Признавая незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, районный суд исходил из того, что договор аренды земельного участка не содержит запрета на строительство, согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Село Дворцы» земельный участок находится в территориальной зоне С1, вид его разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» предполагает размещение на нем зданий, сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В связи с чем, районный суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ нарушает права арендатора, препятствует реализации целевого назначения земельного участка, сформированного, в том числе, и для целей строительства.
Однако с таким решением суда согласиться нельзя, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к объектам капитального строительства, не являющимися линейными объектами, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 1.1 указанной статьи).
В силу части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство, среди которых назван градостроительный план земельного участка.
Как следует из части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
По сути, градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка, имеющихся в отношении него строительных ограничениях и возможности размещения на участке объекта капитального строительства.В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство, в том числе, при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и другие категории земель. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 указанной статьи).
Как установлено частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон (пункты 3, 4 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечислены земли, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, к ним, в частности, относятся сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, из земель сельскохозяйственного назначения выделяют земли, подлежащие застройке зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (несельскохозяйственные угодья), а также земли, на которых возведение объектов капитального строительства запрещено. Целевое назначение земельных участков конкретизируется градостроительным регламентом, входящим составной частью в правила землепользования и застройки, для несельскохозяйственных угодий. Для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается, их правовой режим определяется уполномоченными органами публичной власти в соответствии с федеральными законами.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен за границами населенного пункта, относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».
Правила землепользования и застройки МО СП «Село Дворцы» Дзержинского района (далее по тексту Правила) в редакции решения Сельской Думы МО СП Село «Дворцы» от 26 декабря 2016 года № 104, на которые сослался районный суд при вынесении решения, в статье 29 содержат описание видов разрешенного использования, согласно которому для земельных участков с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного использования» предусмотрено ведение сельского хозяйства, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом в статье 28 Правил, содержащей перечень территориальных зон, в зоне сельскохозяйственного использования установлены следующие территориальные зоны: С-1 Зона сельскохозяйственного использования. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями; С-2 Зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства; С-3 Зона размещения садово-дачных участков.
В соответствии с частью 8 статьи 5, частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31.8 Правил для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно Выписке из Правил, выкопировки из Карты градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий, арендуемый административным истцом земельный участок не входит в установленные территориальные зоны, его целевое назначение определено как «земли сельскохозяйственного назначения», градостроительный регламент для него не установлен. Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объектов сельскохозяйственного производства (л.д. 81).
В дело представлен подготовленный на основании заявления Азарова А.Д. градостроительный план земельного участка № № от 05 сентября 2019 года, не предусматривающий возможности осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером №. Как указано в градостроительном плане, градостроительный регламент не установлен, земельный участок не входит ни в одну территориальную зону.
Таким образом, с учетом приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации на спорном земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого не установлен градостроительный регламент, не может быть возведено какое-либо здание, являющееся объектом капитального строительства.
При таких обстоятельствах оспариваемое Азаровым А.Д. решение административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство соответствует части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение принято с учетом правового режима земельного участка, содержит ссылку на градостроительный план земельного участка, в котором отражена информация об имеющихся в отношении него строительных ограничениях и невозможности размещения на участке объекта капитального строительства.
Правовой режим земельного участка, его целевое назначение не могут быть преодолены заключением договора аренды земельного участка, содержащего иные условия его использования.
При таких обстоятельствах решение районного суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Азарова А.Д.
Руководствуясь статьями 309, 310 частью 2 пунктом 4, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 30 июля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Азарова Александра Дмитриевича о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме № 9 от 27 января 2020 года, и возложении обязанности рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство в установленном законом порядке, отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи