Дело № 2а-1361/2019
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года г.Чита
Черновский районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи А.В. Петрова,
при секретаре Резановой С.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Федотову В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени, штрафных санкций
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите (далее по тексту – МИФНС № 2 по г.Чите) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федотову В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени, штрафных санкций в размере 1 683 186 руб. 57 коп.
В ходе рассмотрения дела административный истец заявленные исковые требования уточнил, в связи с частичной оплатой имеющейся задолженности просил взыскать с Федотова В.А. задолженность по обязательным платежам, пени, штрафные санкции в размере 1 679 029 руб. 84 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Несин Р.А., участвующий в рассмотрении дела на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что Федотову В.А. об имеющейся у него задолженности перед налоговым органом известно, но оплачивать задолженность добровольно он не намерен, кроме того, просил восстановить срок для подачи административного искового заявления, который был пропущен по причине модернизации программно-информационных ресурсов ФНС России и переходе на новую автоматизированную систему, которой некорректно производился отбор налогоплательщиков с истекшими сроками уплаты налогов. Данное обстоятельство было выявлено только при осуществлении выборки информации в ручном режиме, а поскольку процесс отбора информации в ручном режиме занимает продолжительное время, то это привело к несвоевременному обращению в суд за взыскание обязательных платежей к Федотову В.А., о чем представил соответствующую справку от 30.08.2019 г.
Административный ответчик Федотов В.А., о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом, что подтверждается имеющимися материалами дела (л.д.__), в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял.
В силу положений статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом сторон, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует проведению судебного разбирательства, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика, поскольку его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать установленные налоги.
Обязанность каждого гражданина РФ платить законно установленные налоги и сборы также установлена статьей 57 Конституции РФ.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Исходя из подпунктов 9 и 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п.3 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Как следует из материалов дела, административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, в обязанность которого входила уплата налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость.
Из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № № от 17.07.2019 следует, что Федотов В.А. осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 20.06.2013 г. по 25.11.2015 г. ИП Федотов В.А. осуществлял оптовую торговлю продуктами питания и непродовольственными товарами.
Согласно положений п. 1 ст. 209, п. 1,3 ст. 210 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме.
В силу взаимосвязанных положений ст.ст. 210, 221 и 227 Налогового кодекса РФ, а также исходя из положений п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ, величина дохода от предпринимательской деятельности подлежит уменьшению на сумму профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 Налогового кодекса РФ, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организации».
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ установлено, что общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно п.1 ст.171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В соответствии со ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 Налогового кодекса РФ.
Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
В соответствии с п. 5.1 ст. 174 Налогового кодекса РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, отраженные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
Согласно материалам дела на основании решения о проведении выездной налоговой проверки № от 14 ноября 2016 г. проведена налоговая проверка в отношении Федотова В.А. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов и сборов за следующие периоды:
- налог на доходы физических лиц за период с 01.01.2013г. по 31.12.2015 г.;
- налог на доходы физических лиц, подлежащий удержанию и перечислению налоговым агентом за период с 20.06.2013 г. по 25.11.2015 г.;
- налог на добавленную стоимость за период с 20.06.2013 г. по 31.12.2015 г.;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 20.06.2013 г. по 25.11.2015 г.
По итогам проверки составлен акт выездной налоговой проверки № от 18.04.2017 г.
26 мая 2017 года заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г.Чите А.Т.В. на основании акта налоговой проверки № от 18.04.2017 г., ходатайства Федотова В.А. о снижении штрафных санкций, вынесено решение № о привлечении Федотова В.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно данному решению выездная налоговая проверка по НДФЛ проведена за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г., по НДФЛ (подлежащий удержанию и перечислению налоговым агентом) проведена за период 20.06.2013 г. по 25.11.2015 г., по НДС за период с 20.06.2013 г. по 31.12.2015 г., по ЕНВД (для отдельных видов деятельности) проведена за период с 20.06.2013 г. по 25.11.2015 г. Дата начала налоговой проверки 14.11.2016 г., дата окончания налоговой проверки 07.04.2017 г. Фактически в налоговый период ИП Федотов В.А. осуществлял оптовую торговлю продуктами питания и непродовольственными товарами.
В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ Федотовым В.А. неправомерно была занижена налоговая база для исчисления НДФЛ за 2013 г. на 468 826,55 руб. В результате занижения налоговой базы неполная уплата НДФЛ за 2013 г. составила 60 947 руб.
Также в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ Федотовым В.А. неправомерно была занижена налоговая база для исчисления НДФЛ за 2014 г. на 5 986 338,40 руб. В результате занижения налоговой базы неполная уплата НДФЛ за 2014 г. составила 778 224 руб.
В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ Федотовым В.А. неправомерно была занижена налоговая база для исчисления НДФЛ за 2015 г. на 3 771 705, 49 руб. В результате занижения налоговой базы неполная уплата НДФЛ за 2015 г. составила 490 322 руб.
Ввиду несвоевременной уплаты налога на доходы физических лиц за 2013 г., 2014 г., 2015 г. Федотову В.А. начислены пени в размере 245 093,86 руб. в соответствии с п.3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ.
Тем же решением № от 26.05.2017 г. в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ Федотов В.А. привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, которой предусматривается взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
В нарушение п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ Федотовым В.А. неправомерно заявлен налоговый вычет по НДС за 3 квартал 2015 г. на сумму 47 452,46 руб. и налоговый вычет по НДС за 3 квартал 2015 г. на сумму 15 063.98 руб. В результате неправомерных действий налогоплательщика неполная уплата НДС за 3 квартал 2015 г. составила 62 516 руб.
Ввиду несвоевременной уплаты налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 г. Федотову В.А. начислены пени в размере 11 283,38 руб. в соответствии с п. 3,4 ст. 75 Налогового кодекса РФ.
Тем же решением № от 26.05.2017 г. в нарушение п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ Федотов В.А. привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, которой предусматривается взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Ввиду наличия смягчающих обстоятельств налоговым органом было принято решение о снижении суммы штрафа в 8 раз.
Таким образом, общая сумма задолженности составляет – 1 683 186,57 руб.
Требованием № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.07.2017 г. налогоплательщик был извещен об имеющейся задолженности и необходимости в добровольном порядке погасить ее в срок до 15.08.2017 г.
Пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банках, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
В связи с неисполнением Федотовым В.А. требования МИФНС № 2 по г. Чите обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени, штрафных санкций в размере 1 683 186 руб. 57 коп. Ввиду частичной оплаты административный истец уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать с Федотова В.А. задолженность по обязательным платежам, пени, штрафные санкции в размере 1 679 029 руб. 84 коп.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из указанных норм следует, что пени являются мерой компенсационного характера, направленной на восстановление потерь связанных с фактом несвоевременной уплаты обязательных платежей.
Налоговый орган, обращаясь в суд с заявлением о взыскании недоимки по НДФЛ и НДС, указал, что у административного ответчика образовалась задолженность. Исходя из того, что возникшая задолженность не погашалась, налоговый орган обоснованно начислял на суммы недоимки пени.
На основании части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с расчетами пени налогоплательщиком уплата НДФЛ и НДС производилась несвоевременно, в связи с чем налоговым органом начислены взыскиваемые суммы пени.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществления расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При проверке расчетов суд нарушений не установил.
Исходя из части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Как следует из материалов дела, а также обстоятельств установленных в ходе судебного разбирательства, налогоплательщиком не уплачен в полном объеме единый НДФЛ за период 2013 г.-2015 г. и НДС за 3 квартал 2015 г. в результате занижения налоговой базы.
Согласно расчетам штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган снизил сумму штрафа в 8 раз.
Таким образом, исчисление штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает обоснованным.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществления расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Одновременно с заявленными требованиями налоговый орган заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, пояснив, что указанный срок пропущен по причине модернизации программно-информационных ресурсов ФНС России и переходе на новую автоматизированную систему, которой некорректно производился отбор налогоплательщиков с истекшими сроками уплаты налогов. Данное обстоятельство было выявлено только при осуществлении выборки информации в ручном режиме, а поскольку процесс отбора информации в ручном режиме занимает продолжительное время, то это привело к несвоевременному обращению в суд за взыскание обязательных платежей к Федотову В.А.
Суд, рассмотрев заявленное налоговым органом ходатайство, приходит к следующим выводам.
Cогласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела с административным исковым заявлением взыскатель обратился в Черновский районный суд г.Читы 17.07.2019 г. (л.д.__) по причине модернизации программно-информационных ресурсов ФНС России и переходе на новую автоматизированную систему, которой некорректно производился отбор налогоплательщиков с истекшими сроками уплаты налогов.
На основании изложенного, а также учитывая, что согласно представленным материалам дела, взыскиваемые суммы задолженности по НДФЛ и НДС налогоплательщиком не уплачены, пропущенный взыскателем срок подлежит восстановлению, а исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доказательств уважительности причин неоплаты задолженности (напр. тяжелая болезнь, наличие на иждивении нетрудоспособных иждивенцев и пр.) в ходе рассмотрения дела не установлено и стороной ответчика о таких не заявлялось.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 679 029 ░░░. 84 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 329 493 ░░░. 00 ░░░.;
- ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 245 093 ░░░. 86 ░░░.;
- ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 33 237 ░░░. 33 ░░░.;
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 58 359 ░░░. 27 ░░░.;
- ░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 11 283 ░░░. 38 ░░░.;
- ░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 563 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 595 ░░░. 15 ░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░