УИД № 64RS0027-01-2021-001498-26
производство № 2а-631/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года город Петровск
Петровский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего - судьи Романовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания – Целиковой А.Р.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Петровского межрайонного прокурора Лаушкина С.А., действующего на основании доверенности от 01.04.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петровского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Петровский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что Петровской межрайонной прокуратурой при осуществлении мониторинга сети «Интернет» было установлено, что на WEB-cайтах:
https://www.libex.ru/detail/book1058971.html,
https://shafa.ua/home/knigi/istoricheskie-knigi/52114133-kniga-mein-kampf-moya-borba-adolf-gitler в свободном доступе размещена информация о продаже книги А.Гитлера «Майн Кампф» (Моя борьба), признанная экстремистским материалом решением Кировского районного суда г.Уфы от 24.03.2010 года.
Проведенной проверкой установлено, что вход на страницы указанных «Интернет» ресурсов свободен для всех без исключения граждан, страница сайта не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
В силу п.3 ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – Федеральный закон №114-ФЗ) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Петровского межрайонного прокурора Лаушкин С.А. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Саратовской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из доказательств, исследованных в судебном заседании, в рамках проведенной прокуратурой проверки установлено, что в сети «Интернет» на страницах сайтов:
https://www.libex.ru/detail/book1058971.html,
https://shafa.ua/home/knigi/istoricheskie-knigi/52114133-kniga-mein-kampf-moya-borba-adolf-gitler в свободном доступе размещена информация о продаже книги А.Гитлера «Майн Кампф» (Моя борьба), признанная экстремистским материалом решением Кировского районного суда г.Уфы от 24.03.2010 года.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ) к целям государственной политики в интересах детей отнесены защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 124-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона №114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Таким образом, предоставление возможности приобретения с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет материалов, внесенных в федеральный список экстремистских материалов, фактически является распространением запрещенной информации и может причинить существенный вред развитию несовершеннолетних.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.13 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности; распространение указанной в заявлении информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению правонарушений, что запрещено законом.
Целью предъявления административного иска, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно подпункта «в» пункта 4 постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В соответствии с частью 11 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".
Учитывая изложенное, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск Петровского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию о продаже книги А.Гитлера «Майн Кампф» (Моя борьба), признанной экстремистским материалом решением Кировского районного суда г.Уфы от 24.03.2010 года, размещенную в сети Интернет на WEB-cайтах:
https://www.libex.ru/detail/book1058971.html,
https://shafa.ua/home/knigi/istoricheskie-knigi/52114133-kniga-mein-kampf-moya-borba-adolf-gitler информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов:
https://www.libex.ru/detail/book1058971.html,
https://shafa.ua/home/knigi/istoricheskie-knigi/52114133-kniga-mein-kampf-moya-borba-adolf-gitler в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Петровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2021 года.
Председательствующий Е.В. Романова