дело № 2а-5465/2020
66RS0001-01-2020-006158-65
мотивированное решение
составлено 10.09.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2020 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
при секретаре Глухове М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Редакция газеты" "Областная газета" к вице-губернатору Свердловской области Бидонько Сергею Юрьевичу, директору Департамента информационной политики Свердловской области Прытковой Юлии Владимировне, Департаменту информационной политики Свердловской области, Правительству Свердловской области о признании незаконными решений,
установил:
государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Редакция газеты" "Областная газета" (далее – ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета", учреждение) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решения, выраженные в ответах вице-губернатора Свердловской области Бидонько С.Ю. от 30.04.2020 №, директора Департамента информационной политики Свердловской области Прытковой Ю.В. (далее - Департамент) от 27.03.2020 №, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" учреждено Губернатором Свердловской области и Законодательным Собранием Свердловской области с целью производства, выпуска и распространения официального издания высших органов государственной власти Свердловской области общественно-политической газеты "Областная газета".
На основании постановления Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 221-ПП "О Департаменте информационной политики Свердловской Области" Департамент является органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя в отношении ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета".
В июне 2019 года Департаментом в отношении ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" проведена внеплановая документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой в январе 2020 года в учреждение поступил акт внеплановой документарной проверки, утвержденный 30.12.2019 директором Департамента Прытковой.
В феврале 2020 года ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" подготовила возражения к указанному акту и 28.02.2020 обжаловала действия должностных лиц Департамента. В марте 2020 года в учреждение поступило незаконное решение Департамента о рассмотрении жалобы, которая в нарушение установленных требований в Правительство Свердловской области не поступила и была рассмотрена лично директором Департамента Прытковой, действия которой обжаловались учреждением. Своим решением "Об отказе в удовлетворении жалобы" от 27.03.2020 № Прыткова, превысив свои должностные полномочия и присвоив полномочия Правительства Свердловской области, с целью сокрытия незаконных действий сотрудников Департамента, признала эти действия правомерными. Решение директора Департамента Прытковой от 27.03.2020 не соответствует административному регламенту, так как она не имела права рассматривать жалобу на собственные незаконные действия, давать ответ на жалобу вместо Правительства Свердловской области, оставить жалобу у себя, лишив вышестоящий орган - Правительство Свердловской области возможности знакомиться с жалобой учреждения и принять решение по существу, чем нарушила право административного истца на обжалование незаконных действий Департамента и на защиту своих законных прав и интересов.
Не согласившись с решением директора Департамента Прытковой, 01.04.2020 учреждение обратилось с жалобой к Губернатору Свердловской области. 30.04.2020 в адрес учреждения поступило письмо № вице-губернатора Свердловской области Бидонько "О рассмотрении жалобы", в котором содержалось решение о признании законными действий Директора департамента Прытковой, а ее решение об отказе в удовлетворении жалобы соответствующим Административному регламенту. Решение вице-губернатора Бидонько от 30.04.2020 не соответствует закону, так как жалоба подается в Правительство Свердловской области, которое в соответствии с Законом является коллегиальным органом и принимает свои решения в форме постановлений и распоряжений. Решение вице-губернатора Бидонько не является постановлением или распоряжением Правительства Свердловской области и не может их заменять. Нарушены п. 3 ст. 1 и п. 7 ст. 20 Закона Свердловской области "О Правительстве Свердловской области". Вице-губернатор Бидонько входит в состав Правительства Свердловской области, но не имеет права подписывать решения от его имени. Нарушен п. 3 ст. 5 Закона Свердловской области "О Правительстве Свердловской области". Правительством Свердловской области руководит Губернатор Свердловской области. Бидонько в своем решении не представил доказательств того, что был уполномочен Губернатором Свердловской области рассматривать поступившую в Правительство Свердловской области жалобу учреждения и давать на нее ответ от имени Правительства Свердловской области. В решении вице-губернатора содержатся сведения, не соответствующие действительности. В письме указано, что в отношении Административного регламента Департамента информационной политики Свердловской области Главным Управлением Министерства юстиции по Свердловской области проведена правовая и антикоррупционная экспертиза. Согласно ответу Главного Управления Министерства юстиции по Свердловской области от 08.05.2020 № Административный регламент для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не поступал, правовая и антикоррупционная экспертиза в отношении него не проводилась. В результате незаконных решений должностных лиц доводы жалобы учреждения от 28.02.2020 № по существу рассмотрены не были, им не дана соответствующая правовая оценка. Учреждение было незаконно ограничено в защите своих прав и законных интересов.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены директор Департамента информационной политики Свердловской области Прыткова, Правительство Свердловской области.
В судебное заседание представитель административного истца ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Представители административного ответчика Департамента информационной политики Свердловской области Гадальшин М.Г., Ануфриев А.А. в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований просили отказать. Представили письменные возражения, в которых указано, что в части требований к Департаменту административный истец получил оспариваемое решение 27.03.2020 (вх. № от 27.03.2020) и трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на обращение с административным исковым заявлением истек 27.06.2020. Административное исковое заявления поступило в суд 06.08.2020. На основании вышеизложенного, имеются процессуальные основания для отказа в удовлетворении административного иска. Кроме того, административным истцом не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением директора Департамента "Об отказе в удовлетворении жалобы" от 27.03.2020 № и ответом Вице-губернатора Свердловской области от 30.04.2020 № "О рассмотрении жалобы", а также факт соблюдения срока обращения в суд с настоящим административным исковым. Так, жалоба ГБУ СО "Редакция газеты "Областная газета" от 28.02.2020 № направлена по системе электронного документооборота, адресатом назначения выбран Департамент информационной политики Свердловской области. Таким образом, ответ Директора Департамента от 27.03.2020 на жалобу учреждения предоставлен согласно адресности направления, является правомерным, соответствующим действующему законодательству и нормативно правовым актам Департамента, решение принято в рамках должностных полномочий и в установленный законом срок. При повторном обжаловании действий (бездействия) должностных лиц Департамента административный истец вновь не воспользовался правом прямого непосредственного обращения в Правительство Свердловской области. 01.04.2020 в адрес Губернатора Свердловской области поступило обращение административного истца о привлечении к ответственности директора Департамента Прытковой за превышение должностных полномочий, а также о рассмотрении жалобы учреждения от 28.02.2020. Согласно поручению Губернатора Свердловской области от 21.04.2020 № Вице-губернатору Свердловской области поручено рассмотреть обращение, информировать автора в срок до 30.04.2020. Поэтому Вице-губернатор Свердловской области являлся уполномоченным лицом на рассмотрение поступившей жалобы. Довод административного истца о том, что ответ последнему направлен не в надлежащей форме (распоряжения или постановления Правительства Свердловской области) основан не неверном толковании норм материального права, поскольку нормы действующего законодательства предусматривают одну форму правовой реакции на поступившую жалобу - письменный ответ. Нормативный правовой акт (правовой акт) высшего исполнительного органа государственной власти регламентирует конкретные общественные отношения, а не направлен на разрешение единовременной правоприменительной ситуации. Кроме того, в жалобе на имя Губернатора Свердловской области отсутствовали ссылки на новые обстоятельства, по которым ранее принятое решение Директором Департамента могло бы быть пересмотрено. Полагают, что существо оспариваемого ответа не нарушает прав и законных интересов административного истца, его содержание является конкретным и определенным, содержит ответы на все поставленные административным истцом вопросы, основано на фактических обстоятельствах спорной ситуации, принято в соответствии с нормами материального права. Обращение административного истца в адрес Губернатора Свердловской области зарегистрировано 01.04.2020 и рассмотрено в установленный законом тридцатидневный срок, ответ заявителю направлен 30.04.2020.
На основании вышеизложенного, ответ за подписью Вице-губернатора Свердловской области от 30.04.2020, направлен с соблюдением процедуры и срока, принят в надлежащей форме, подписан лицом, уполномоченным на рассмотрение и принятие решения по существу жалобы в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области.
Ответ Директора Департамента от 27.03.2020 на жалобу учреждения от 28.02.2020 № предоставлен согласно адресности обращения, является правомерным, соответствующим действующему законодательству и нормативно правовым актам Департамента, решение принято в рамках должностных полномочий и в установленный законом срок.
Доказательства, подтверждающие факт нарушения прав, свобод и законных интересов истца, а также правомерность требований, заявленных в административном исковом заявлении, истцом не предоставлены.
Административные ответчики вице-губернатор Свердловской области Бидонько, директор Департамента информационной политики Свердловской области Прыткова, представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административным ответчиком вице-губернатором Свердловской области Бидонько представлены письменные возражения, в которых он просит в удовлетворении исковых требований отказать. Рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном возражении на административное исковое заявление указано, что 01.04.2020 в адрес Губернатора Свердловской области поступило обращение административного истца о привлечении к ответственности за превышение должностных полномочий должностного лица - директора Департамента Прытковой, а также о рассмотрении жалобы учреждения от 28.02.2020 (вх. №). Губернатором Свердловской области дано поручение от 21.04.2020 № Вице-губернатору Свердловской области рассмотреть данное обращение и информировать автора в срок до 30.04.2020. Обращение административного истца было рассмотрено и ответ за подписью Вице-губернатора Свердловской области от 30.04.2020 № "О рассмотрении жалобы" направлен заявителю. Обращение заявителя рассмотрено с соблюдением процедуры и срока, предусмотренного Федеральным законом № 59-ФЗ, ответ подготовлен в надлежащей форме, подписан лицом, уполномоченным на рассмотрение обращения и принятие решения по существу жалобы в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области.
Довод административного истца о том, что ответ ему направлен не в надлежащей форме (распоряжения или постановления Правительства Свердловской области) основан не неверном толковании норм материального права, поскольку нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривают одну форму правовой реакции на поступившую жалобу - письменный ответ, но не нормативный правовой акт (правовой акт) высшего исполнительного органа государственной власти, призванный регламентировать конкретные общественные отношения, а не разрешать единовременную правоприменительную ситуацию.
Оспариваемый административным истцом ответ Вице-губернатора Свердловской области на поступившую жалобу структурно состоит из: части, посвященной правовой оценке административного регламента по исполнению государственной функции по контролю за деятельностью государственных учреждений Свердловской области, подведомственных Департаменту информационной политики Свердловской области, утвержденного приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 24.12.2018 №, а также разъяснением права, административного истца на обращения с жалобой на действия (бездействия) должностных лиц Департамента, порядка такого обращения; части, посвященной выводу о соответствии принятого и обжалуемого решения требованиям приведенного регламента; части, посвященной выводу об отсутствии в жалобе ссылок на новые обстоятельства, по которым ранее принятое решение могло бы быть пересмотрено.
Полагает, что существо оспариваемого ответа не нарушает прав и законных интересов административного истца, его содержание является конкретным и определенным, содержит ответы на все поставленные административным истцом вопросы, основано на фактических обстоятельствах спорной ситуации, принято в соответствии с нормами материального права.
Вопреки доводу административного истца о недостоверности сведений, содержащихся в оспариваемом ответе, касающихся факта проведения правовой и антикоррупционной экспертизы Административного регламента Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, считает необходимым пояснить, что Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведены такие экспертизы в отношении проекта Регламента непосредственно перед его принятием, чего требует соответствующее законодательство Российской Федерации.
Выводы об отсутствии противоречия Административного регламента вышестоящим нормативным правовым актам, а также об отсутствии в нем коррупционных факторов изложены в экспертном заключении на проект приказа Департамента информационной политики Свердловской области "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции по контролю за деятельностью государственных учреждений Свердловской области, подведомственных Департаменту информационной политики Свердловской области" от 16.11.2018 № (вх. №).
Основные выводы ответа на жалобу административного истца касаются оценки ответа на жалобу, ранее рассмотренную в Департаменте, его соответствии требованиям Административного регламента, оценки правомерности действий сотрудников Департамента, с которыми изначально не согласен административный истец.
Вместе с тем отмечает, что административный истец выражает несогласие с содержанием ответа Вице-губернатора Свердловской области в части формально-юридических его признаков, при том, что административный истец не указывает на противоречие иных выводов оспариваемого ответа фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Оспариваемый ответ не ограничивает каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, не возлагает на него никаких обязанностей. Поэтому и нет никаких оснований полагать, что он нарушает какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца (л.д. 143-152).
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу ст. 10, 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Порядок исполнения государственной функции по контролю за деятельностью государственных учреждений Свердловской области, подведомственных Департаменту информационной политики Свердловской области, установлен административным регламентом, утвержденным приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 24.12.2018 № (далее – Административный регламент) (л.д. 70-84).
Согласно п. 2 раздела 1 Административного регламента в перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, включен в том числе Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, исполняющего государственную функцию, а также должностных лиц Департамента определяет Раздел 5 Административного регламента.
Пунктом 32 Раздела 5 Административного регламента предусмотрено право заинтересованного лица на обжалование действий (бездействия) должностных лиц Департамента, а также решений, принятых ими в ходе исполнения государственной функции.
Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является жалоба, поданная в письменной форме или в форме электронного документа.
Обращение заинтересованного лица, предметом обжалования которого являются решения, действия (бездействие) должностных лиц Департамента, рассматривается Директором Департамента.
По результатам рассмотрения жалобы Директор Департамента принимает одно из следующих решений:
1) признает правомерными действия (бездействия), решение должностного лица Департамента и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) признает действия (бездействия), решение должностного лица Департамента неправомерными и определяет соответствующие меры, в том числе для устранения допущенных нарушений.
Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Заинтересованные лица имеют право обжаловать действия или бездействие должностных лиц Департамента, а также их решения, принятые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции, в Правительство Свердловской области.
В соответствии с положениями постановления Правительства Свердловской области от 05.04.2017 №-П "О Департаменте информационной политики Свердловской области" Департамент информационной политики Свердловской области осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" (л.д. 101-106).
Полномочия, функции и права Департамента закреплены в главе 2 Положения о Департаменте информационной политики Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 31.05.2017 №-ПП, согласно которой Департамент осуществляет прием граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в срок, установленный законодательством Российской Федерации; проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений (л.д. 108-117).
В соответствии с пп. "е" п. 7 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пп. 14 и 14-1 п. 1 ст. 44 Устава Свердловской области Губернатор Свердловской области: формирует Правительство Свердловской области, назначает на должность с согласия Законодательного Собрания Свердловской области первого заместителя Губернатора Свердловской области, назначает на должность вице- губернатора Свердловской области, заместителей Губернатора Свердловской области, иных членов Правительства Свердловской области, принимает решение об отставке Правительства Свердловской области, освобождает от должности членов Правительства Свердловской области; определяет полномочия вице-губернатора Свердловской области, первого заместителя Губернатора Свердловской области и заместителей Губернатора Свердловской области, распределяет обязанности между вице- губернатором Свердловской области, первым заместителем Губернатора Свердловской области и заместителями Губернатора Свердловской области.
Согласно ст. 42 Устава Свердловской области Губернатор Свердловской области является высшим должностным лицом Свердловской области и возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Губернатор Свердловской области руководит Правительством Свердловской области, определяет основные направления его деятельности и несет ответственность за нее.
Правительство Свердловской области состоит из Губернатора Свердловской области и членов Правительства Свердловской области, к которым относятся вице-губернатор Свердловской области, первый заместитель Губернатора Свердловской области, заместители Губернатора Свердловской области и иные члены Правительства Свердловской области, количество которых устанавливается Губернатором Свердловской области (п. 1 ст. 50 Устава Свердловской области).
Указом Губернатора Свердловской области от 13.06.2019 № 300-УГ "О полномочиях Вице-губернатора Свердловской области, Первого Заместителя Губернатора Свердловской области и заместителей Губернатора Свердловской области и распределении обязанностей между членами Правительства Свердловской области" определены полномочия Вице-губернатора Свердловской области, утверждено Распределение обязанностей между членами Правительства Свердловской области.
Пунктом 1 названного Указа Губернатора Свердловской области определено, что Вице-губернатор Свердловской области осуществляет следующие полномочия:
1) организует деятельность Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области в сфере внутренней и информационной политики и координирует деятельность областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по вопросам развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и отдельным вопросам, отнесенным к его компетенции Губернатором Свердловской области;
2) обеспечивает по поручению Губернатора Свердловской области взаимодействие Правительства Свердловской области с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, Уполномоченным по правам человека в Свердловской области, Уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
3) обеспечивает по поручению Губернатора Свердловской области взаимодействие Правительства Свердловской области с Законодательным Собранием Свердловской области по вопросам местного самоуправления, внутренней и информационной политики;
4) участвует в подготовке докладов о фактически достигнутых и планируемых значениях показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области для представления Губернатором Свердловской области Президенту Российской Федерации;
5) осуществляет руководство созданными Губернатором Свердловской области постоянными и временными координационными, консультативными, совещательными комиссиями и советами в соответствии с правовыми актами Губернатора Свердловской области;
6) иные полномочия в соответствии с поручениями Губернатора Свердловской области.
В соответствии с Разделом 1 Распределения обязанностей между членами Правительства Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13.06.2019 № 300-УГ, Вице-губернатор Свердловской области Бидонько организует деятельность Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области в сфере внутренней и информационной политики и координирует вопросы: реализации основных направлений внутренней политики Свердловской области; взаимодействия с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, иными некоммерческими организациями; участия в осуществлении государственной политики в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Свердловской области; оказания государственной поддержки казачьим обществам, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области; участия в реализации основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации на территории Свердловской области; участия в организации и осуществлении на территории Свердловской области мероприятий по предупреждению экстремизма; реализации отдельных направлений государственной информационной политики Свердловской области, деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области при ее реализации; обеспечения взаимодействия средств массовой информации с Губернатором Свердловской области, Правительством Свердловской области и иными исполнительными органами государственной власти Свердловской области; обеспечения информирования населения Свердловской области о деятельности органов государственной власти Свердловской области и по социально значимым вопросам; осуществления мониторинга материалов средств массовой информации для выявления тенденций в социально-политических процессах, организации подготовки аналитических материалов, обзора ведущих региональных и федеральных средств массовой информации для представления Губернатору Свердловской области и Правительству Свердловской области; обеспечения информационного сопровождения мероприятий по вопросам профилактики экстремистской деятельности на территории Свердловской области; представления средствам массовой информации сведений о социально- экономическом положении Свердловской области, а также о деятельности Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области и иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области; создания информационных материалов, в том числе просветительского и иного социально значимого содержания, о деятельности Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области и иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области; деятельности территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области; участия в выработке региональной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Свердловской области, развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, с применением методов эффективного регулирования экономики; содействия развитию местного самоуправления, обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и исполнительных органов государственной власти Свердловской области; осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Свердловской области, и отдельных государственных полномочий Свердловской области.
Курирует деятельность заместителей Губернатора Свердловской области и министров Свердловской области по вопросам, закрепленным за ним настоящим распределением обязанностей.
Координирует деятельность: Департамента внутренней политики Свердловской области; Департамента информационной политики Свердловской области; администраций управленческих округов Свердловской области.
Осуществляет курирование деятельности Департамента по местному самоуправлению Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области.
Исполняет иные обязанности по поручению Губернатора Свердловской области.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента информационной политики Свердловской области от 10.06.2019 № в отношении ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" назначено проведение внеплановой документарной проверки за период с 01.01.2018 по 31.03.2019 (л.д. 30-31). По итогам проведенной проверки 23.02.2020 в учреждение направлена копия акта внеплановой документарной проверки ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" (л.д. 46-69).
28.02.2020 ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" обратилась в Департамент информационной политики Свердловской области с жалобой на законность действий должностных Департамента при проведении внеплановой документарной проверки финансово-хозяйственной деятельности. Согласно просительной части жалобы заявитель оспаривает положения приказа Департамента информационной политики Свердловской области от 10.06.2019 № "О проведении внеплановой документарной проверки ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета", Административного регламента, уведомление Департамента о проведении проверки, действия (бездействие) должностных лиц Департамента (л.д. 13-19, 21-23, 138). По данной жалобе Департаментом проведена проверка, итоги которой зафиксированы в коллегиальном акте Департамента от 12.03.2020. Данный акт содержит описание поставленных в жалобе вопросов, оценку всех доводов жалобы, принятого решения о правомерности действий (бездействия), решений должностных лиц Департамента и об отказе в удовлетворении жалобы. По результатам проверки 27.03.2020 заявителю дан мотивированный ответ №, которым действия (бездействие) должностных лиц признаны правомерными. В удовлетворении жалобы отказано (л.д. 20).
Не согласившись с ответом директора Департамента Прытковой от 27.03.2020, ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" обратилась с жалобой в Правительство Свердловской области. По поручению Губернатора Свердловской области от 21.04.2020 № Вице-губернатору Свердловской области поручено рассмотреть данную жалобу и информировать заявителя до 30.04.2020.
По результатам рассмотрения жалобы Вице-губернатором Свердловской области Бидонько дан письменный ответ от 30.04.2020 №, которым ответ Департамента от 27.03.2020 признан правомерным, оснований для его пересмотра не установлено (л.д. 24-25, 154-156).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обращение ГБУ СО "Редакция газеты" "Областная газета" 28.02.2020 № Департаментом рассмотрено в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Административным регламентом. По результатам рассмотрения обращения, 27.03.2020 заявителю уполномоченным должностным лицом директором Департамента Прытковой направлен ответ, который соответствует требованиям закона, положениям Административного регламента, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.
Доводы административного искового заявления о том, что директор Департамента Прыткова не имела полномочий рассматривать жалобу учреждения суд признает необоснованными, поскольку заявитель обратился с жалобой непосредственно в Департамент, который уполномочен рассматривать данные жалобы. Кроме того, не согласившись с ответом Департамента, административный истец реализовал свое право на дальнейшее обжалование, обратившись с жалобой к вышестоящему должностному лицу – Губернатору Свердловской области.
Исходя из анализа приведенных нормативных положений и установленных обстоятельств дела, следует, что директор Департамента и Вице-губернатор Свердловской области обладали компетенцией по рассмотрению жалоб административного истца. Обращения административного истца рассмотрены уполномоченными должностными лицами в установленный законом срок, данные ему ответы мотивированы, основаны на материалах проверок и требованиях закона, то есть отвечают признакам полноты, своевременности, объективности, всесторонности.
Само по себе несогласие с содержанием полученных на обращения административного истца ответов не свидетельствует о признании незаконным решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб. Несогласие административного истца с ответами не свидетельствует о их незаконности, не лишает административного истца возможности защищать свои права и законные интересы, обратившись в суд за разрешением возникшего у него с Департаментом спора.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Разрешая доводы административных ответчиков о пропуске срока обращения с административным исковым заявлением в суд необходимо учитывать следующее.
Согласно ч. 1, 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, ответ на обращения, с учетом процедуры обжалования первоначального ответа директора Департамента от 27.03.2020, административному истцу направлен 30.04.2020, а в суд впервые с настоящим административным исковым заявлением он обратился 20.07.2020, то есть в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Определением суда от 04.08.2020 административное исковое заявление административному истцу было возвращено по причине не исправления недостатков, указанных в определении суда от 21.07.2020 об оставлении административного искового заявления без движения. Административный истец обжаловал определение суда от 04.08.2020 и до настоящего времени его частная жалоба Свердловским областным судом не рассмотрена. Повторно административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением 06.08.2020.
Таким образом, суд не усматривает оснований для отказа административному истцу в заявленных им требованиях на основании ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины, поскольку административный истец изначально обратился в суд с соблюдением установленного срока. Повторно в суд административный истец обратился 06.08.2020, то есть с незначительным пропуском срока, и с учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления на основании ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано, оснований для взыскания с административных ответчиков расходов по уплате государственной пошлины, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Редакция газеты" "Областная газета" к вице-губернатору Свердловской области Бидонько Сергею Юрьевичу, директору Департамента информационной политики Свердловской области Прытковой Юлии Владимировне, Департаменту информационной политики Свердловской области, Правительству Свердловской области о признании незаконными решений оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий Н.В. Коблов