ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Курской А.Г.,
Готовкиной Т.С.,
при секретаре Калдиниченко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску Ш.С.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
14 января 2022 года Ш.С.А. обратился в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, в котором просил обязать ответчика принять архивную справку №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым по личному составу» о его заработной плате за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г., осуществить перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом сведений, содержащихся в указанной архивной справке, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему назначена страховая пенсия по стрости в размере 15 028,75 руб. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о разъяснении размера назначенной ему пенсии, на которое получил ответ, что при назначении пенсии представленная архивная справка № № от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г. не учтена, так как в ней не указаны денежные единицы, в которых начислялась заработная плата.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2022 года исковые требования Ш.С.А. удовлетворены.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность принять архивную справку №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым по личному составу» о заработной плате за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года и осуществить перерасчет пенсии Ш.С.А. с ДД.ММ.ГГГГ с учетом сведений, содержащихся в архивной справке №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в пользу Ш.С.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с таким решением суда, 30 мая 2022 года ГУ ОПФ РФ по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Ш.С.А. требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что в представленной архивной справке о заработной плате №№ от ДД.ММ.ГГГГ за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года не указаны денежные единицы, в связи с чем, учесть заработную плату за указанный период нет законных оснований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Ш.С.А., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая получена им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением; в суд апелляционной инстанции обеспечил явку своего представителя Л.Г.А.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Ш.С.А., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания и не известившнго суд о причинах своей неявки.
Заслушав докладчика, пояснения представителя ГУ УПФ РФ по Республике Крым К.А.В., представителя истца Л.Г.А., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Ш.С.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований не учитывать архивную справку о заработной плате №№ от ДД.ММ.ГГГГ для перерасчета истцу страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, поскольку информация о введении в оборот денежных единиц в Украине в указанные периоды является официальной и общеизвестной, в связи с чем дополнительного письменного подтверждения не требует.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям пенсионного законодательства.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии с ч.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Судом установлено, что что Ш.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ш.С.А. обратился в ГУ – УПФ РФ в г.Симферополе Республики Крым с заявлением о предоставлении расчета назначенной ему пенсии с указанием причин, по которым не были учтены определенные периоды работы.
Письмом ГУ – ОПФ РФ по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Ш.С.А. разъяснено, что им для назначения пенсии была предоставлена справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года, выданная ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым по личному составу». В справке не указаны денежные единицы, в которых начислялась заработная плата, поэтому сведения по заработной плате из архивной справки учесть для расчета пенсии невозможно.
Вместе с тем, в указанном письме ответчика указано, что при предварительном расчете отношения по заработной плате, с учетом сведений о заработной плате за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года, оптимальным (наиболее выгодным) является период с сентября ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года, отношение по заработной плате составит 3,13.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о незаконности действий пенсионного органа.
Так, согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 года №1-1-У и от 20.08.1992 года №1-68-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации №1-68-У от 20 августа 1992 года "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года. С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года № 762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории Российской Федерации до 10.01.1992 г. и по настоящее время. Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года № 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе был сам определить денежную единицу, указанную в справках.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования Ш.С.А. и возложил обязанность на ответчика произвести перерасчёт пенсии с учетом архивной справки №№ от ДД.ММ.ГГГГ за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года, выданной ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым по личному составу».
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Курская А.Г.
Готовкина Т.С.