УИД: 68RS0007-01-2023-000697-26
Дело №2-81/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2024 г. г. Жердевка
Жердевский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Плыкиной А.В.,
при секретаре Никитиной А.В.,
с участием помощника прокурора Жердевского района Тамбовской области Уклеина А.В.,
представителя ответчика ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» по доверенности Жегульского Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Жердевского района Тамбовской области Яковлева И.И., действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Жердевская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить здание больницы охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жердевского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Жердевская центральная районная больница» (далее по тексту – ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ»), указав, что прокуратурой Жердевского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения.
По результатам проведенного обследования антитеррористической защищенности здания и территории ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ», учреждению присвоена 3 категория опасности.
В нарушение пп. «г» п. 16.1 Требований, согласно которым на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, дополнительно осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны, надлежащая охрана учреждения отсутствует.
Выявленные нарушения не обеспечивают надлежащую антитеррористическую защищенность объекта здравоохранения, что в свою очередь может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан и работников учреждения здравоохранения в период их нахождения в ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ».
В судебном заседании помощник прокурора Жердевского района Тамбовской области Уклеин А.В. на удовлетворении исковых требований настаивает, пояснив вышеизложенное.
В судебном заседании представитель ответчика ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» по доверенности Жегульский Е.А. против удовлетворения исковых требований не возражает, но считает решение суда не исполнимым, поскольку у учреждения отсутствует финансирование на указанные цели.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области по доверенности Краснослободцев И.О. не явился, извещен надлежащим образом, представив в суд возражения на исковое заявление, суть которых сводится к следующему: в случае удовлетворения требований прокурора о защите нарушенного права, решение суда должно быть исполнимо, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено. У ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» на проведение мероприятий по охране объекта финансирования не хватает. У Больницы большой объем просроченной кредитной задолженности, сложившейся перед поставщиками товаров, работ и услуг. Средства обязательного медицинского страхования не покрывают полный объем расходов медицинских организаций. Включение наименований статей расходов медицинских организаций в структуру тарифа по ОМС не освобождает органы государственной власти области от обязанности по финансовому обеспечению за счет средств бюджета Тамбовской области указанных расходов Учреждения в объеме разницы между страховым обеспечением по ОМС и фактическими расходами Учреждения, превышающими указанное страховое обеспечение по этим видам расходов. По мнению представителя ТФОМС Тамбовской области, надлежащим способом защиты прав граждан в данном деле является разрешение вопроса об источниках финансового обеспечения оплаты расходов на охранные услуги учреждения и возложение обязанности на соответствующий орган власти.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Тамбовской области не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тамбовской области по доверенности Абызова С.Ю. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год Министерством на основании заключенных соглашений доводятся до подведомственных учреждений здравоохранения области в виде субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Перечень видов медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской области, утвержден Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению области медицинской помощи. ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» работает в системе обязательного медицинского страхования. Финансирование учреждений, работающих в системе ОМС, осуществляется страховой медицинской организацией за оказанные объемы медицинской помощи по установленным тарифам. Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы на оплату услуг охраны. Оплата услуг охраны объектов учреждений, в которых оказывается медицинская помощь по ОМС, не является расходным обязательством Тамбовской области. Средства, заработанные за счет средств ОМС, расходуются учреждением самостоятельно в соответствие с действующим законодательством. Распределение сумм ОМС между направлениями расходов производится учреждением самостоятельно и отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности, который утверждается руководителем учреждения.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
На основании ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу п.п."д" п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. (далее Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Исходя из требований п.13 вышеуказанной Концепции, основным направлением осуществления деятельности по предупреждению терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования).
Согласно п.15 Требований, антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) достигается посредством организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию), а также посредством исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Согласно подпункту «г» п.16.1 Требований, на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются мероприятия, в том числе и по обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Из содержания вышеуказанных требований следует, что объекты, относящиеся к третьей категории, должны быть обеспечены охранной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В соответствии с п.40 Концепции, финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Согласно п.42 Концепции, расходы на финансирование мероприятий в области противодействию терроризму определяется каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.
В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 6 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В судебном заседании было установлено, что согласно Уставу ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» создано как лечебно-профилактическое учреждение постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области №51 от 24.01.2001 и принято в государственную собственность области в соответствии с постановлением администрации области от 28.12.2011 № 1921. Учредителем ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» и собственником его имущества является Тамбовская область; функции и полномочия учредителя осуществляет управление здравоохранения Тамбовской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим полным наименованием, соответственно может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права, самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.
Согласно п.3.2 Устава, источниками формирования имущества и финансового обеспечения деятельности учреждения являются: имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделяемых учредителем на приобретение такого имущества, а также за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности; субсидии из бюджета Тамбовской области на выполнение государственного задания; средства обязательного медицинского страхования; субсидии из бюджета Тамбовской области на иные цели; доходы, полученные от оказания платных услуг и иной приносящей доходы деятельности; доходы, поступающие от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждением; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
11 октября 2023 прокуратурой Жердевского района Тамбовской области в адрес ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» выносилось представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого денежные средства на указанные цели выделены не были, в связи с отсутствием финансирования.
ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» неоднократно обращалось в Управление здравоохранения Тамбовской области о рассмотрения вопроса о финансировании мероприятий, необходимых для реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2017 №8.
Акт от 29.11.2023 проведенной проверки прокуратуры Жердевского района Тамбовской области по вопросу исполнения законодательства в части соблюдения требований о безопасности в учреждении здравоохранения, подтверждает, что по результатам проверки объекту присвоена третья категория опасности, который должен быть обеспечен охраной сотрудниками охранных организаций.
Охранные услуги ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ», расположенного по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, г. Жердевка, ул. Семашко, д. 1, оказываются путем осуществления контроля за состоянием технических средств охраны на охраняемых объектах, осуществляя прием от них и регистрацию тревожных сообщений с использованием пульта централизованной охраны.
При этом в силу п.15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения.
Применительно к учреждениям здравоохранения, указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данного учреждения, чем и обусловлено включение в требования норм, признающего такое присутствие обязательным.
Отсутствие охраны сотрудниками охранных организаций сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении здравоохранения, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора о возложении обязанности по обеспечению здания больницы охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности находящихся в нем граждан и несовершеннолетних лиц, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие должного финансирования мероприятий по охране учреждения здравоохранения не может освобождать ответчика от выполнения данной функции, так как исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности объекта здравоохранения является обязанностью учреждения, а непринятие данных мер влечет нарушение прав граждан, в том числе и несовершеннолетних лиц.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушения с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Как следует из искового заявления, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (физических лиц) с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений подп.1 п.1 и п.3 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей.
Таким образом, с ответчика ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Жердевская центральная районная больница» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить здание больницы, расположенное по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, г. Жердевка, ул. Семашко, д. 1А, охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Об исполнении решения уведомить суд незамедлительно.
Взыскать с Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Жердевская центральная районная больница» (ИНН №, ОГРН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Жердевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Плыкина
Решение в окончательной форме принято судом 02.02.2024.
Председательствующий А.В. Плыкина