Решение по делу № 3а-22/2020 от 24.12.2019

Дело № 3а-22/2020

                                                                           УИД 19OS0000-01-2019-000165-75

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г. Абакан                           27 февраля 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Бедненко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова Василия Георгиевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Сафронов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование иска указал, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, определённую в отчете оценщика, выполненном по заказу административного истца. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью, просил установить стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

Определениями судьи от 14 января 2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра», от 30 января 2020 г.- Сюськин И.А., Михайлова Г.Г. в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Майнагашев Р.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Минимущества Республики Хакасия Стеценко О.Н. не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП» по Республике Хакасия Синюкина И.А. просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав в письменных отзывах, что право административного истца на установление рыночной стоимости земельного участка не оспаривается.

Представители администрации Ширинского района, администрации Соленоозерного сельсовета, заинтересованные лица Сюськин И.А., Михайлова Г.Г. в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.              № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из материалов дела видно, что с 14 мая 2010 г. по 30 апреля 2019 г. Сафронов В.Г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , <адрес>.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 28 октября 2016 г. № 020-145-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в размере <данные изъяты> руб., сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2016 г.

Административный истец признается плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка (статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации), и относящегося к местным налогам.

23 августа 2018 г. в адрес Сафронова В.Г. направлено налоговое уведомление об уплате, в том числе земельного налога за земельный участок с кадастровым номером за 2017 год (за период, когда указанный земельный участок находился в собственности административного истца).

Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налога, Сафронов В.Г. 24 декабря 2019 г. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет № 53-19/2С, выполненный оценщиком Топоевой И.К., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на 1 января 2016 г. составляет <данные изъяты> руб. (л.д.18).

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству                       об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки    (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

Суд полагает возможным принять отчет № 53-19/2С в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку он составлен оценщиком, имеющим специальное образование, квалификационный аттестат в области «Оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; отчет содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные при проведении оценки материалы, отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы оценщика понятны и соответствуют поставленному на его разрешение вопросу.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете стоимости земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 г. превышала его рыночную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется         в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Принимая во внимание положения статьи 391 НК РФ, установленная настоящим решением кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года     № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При таких обстоятельствах имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2016 г., с применением стоимости с 1 января 2017 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Сафронова Василия Георгиевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд 24 декабря 2019 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2016 г., с применением стоимости с 1 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В удовлетворении административных исковых требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                  Т.Л. Петрова

В окончательной форме решение изготовлено 28 февраля 2020 г.

3а-22/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафронов Василий Георгиевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РХ
Другие
Сюскин Игорь Анатольевич
Управление Росреестра по Республике Хакасия
Администрация Соленоозерного сельсовета
Михайлова Галина Георгиевна
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Майнагашев Роман Александрович
администрация Ширинского района Республики Хакасия
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Петрова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация административного искового заявления
24.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2020Подготовка дела (собеседование)
14.01.2020Рассмотрение дела начато с начала
30.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Рассмотрение дела начато с начала
13.02.2020Подготовка дела (собеседование)
13.02.2020Рассмотрение дела начато с начала
13.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2020Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее