Дело № 3а-22/2020
УИД 19OS0000-01-2019-000165-75
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Абакан 27 февраля 2020 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Бедненко И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова Василия Георгиевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Сафронов В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование иска указал, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, определённую в отчете оценщика, выполненном по заказу административного истца. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью, просил установить стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Определениями судьи от 14 января 2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра», от 30 января 2020 г.- Сюськин И.А., Михайлова Г.Г. в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Майнагашев Р.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Минимущества Республики Хакасия Стеценко О.Н. не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП» по Республике Хакасия Синюкина И.А. просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав в письменных отзывах, что право административного истца на установление рыночной стоимости земельного участка не оспаривается.
Представители администрации Ширинского района, администрации Соленоозерного сельсовета, заинтересованные лица Сюськин И.А., Михайлова Г.Г. в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).
Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела видно, что с 14 мая 2010 г. по 30 апреля 2019 г. Сафронов В.Г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, <адрес>.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 28 октября 2016 г. № 020-145-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты> руб., сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2016 г.
Административный истец признается плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка (статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации), и относящегося к местным налогам.
23 августа 2018 г. в адрес Сафронова В.Г. направлено налоговое уведомление об уплате, в том числе земельного налога за земельный участок с кадастровым номером № за 2017 год (за период, когда указанный земельный участок находился в собственности административного истца).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налога, Сафронов В.Г. 24 декабря 2019 г. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет № 53-19/2С, выполненный оценщиком Топоевой И.К., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на 1 января 2016 г. составляет <данные изъяты> руб. (л.д.18).
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Суд полагает возможным принять отчет № 53-19/2С в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку он составлен оценщиком, имеющим специальное образование, квалификационный аттестат в области «Оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; отчет содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные при проведении оценки материалы, отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы оценщика понятны и соответствуют поставленному на его разрешение вопросу.
Возражений относительно достоверности определенной в отчете стоимости земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 г. превышала его рыночную стоимость.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Принимая во внимание положения статьи 391 НК РФ, установленная настоящим решением кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При таких обстоятельствах имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2016 г., с применением стоимости с 1 января 2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Сафронова Василия Георгиевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в суд 24 декабря 2019 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2016 г., с применением стоимости с 1 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении административных исковых требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Л. Петрова
В окончательной форме решение изготовлено 28 февраля 2020 г.