ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-12911/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-1558/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 20 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Р. к администрации г. Феодосии Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Д.Н., А.А. о признании нуждающимся в жилом помещении с даты постановки на учет в войсковой части, о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о включении в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты по кассационной жалобе Н.Р. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10.12.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия
установила:
Н.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Феодосии Республики Крым о признании нуждающимся в жилом помещении с даты постановки на учет в войсковой части, о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о включении в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Д.Н., А.А.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26.08.2020 в удовлетворении исковых требований Н.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Н.Р. – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Н.Р. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства Украины и неверно дана оценка фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Н.Р. уволен с военной службы в запас по окончанию контракта приказом начальника Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины от 01.08.2006 № 92-лс. В Вооруженных Силах Российской Федерации Н.Р. не служил.
Н.Р. является пенсионером в воинском звании старшего прапорщика, имеет общую выслугу – 25 лет 7 месяцев 11 дней, из них календарную – 21 год 4 месяца 7 дней, льготную – 4 года 3 месяца 11 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Н.Р. обратился в администрацию г. Феодосии Республики Крым с заявлением о подтверждении нуждаемости в жилом помещении с даты постановки на учёт в воинских частях вооружённых сил, участником мероприятий по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 №116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" и включении в список граждан на состав семьи из трех человек.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Феодосии Республики Крым сообщила о невозможности рассмотрения указанного заявления по причине отсутствия в жилищном деле, сформированном при постановке на квартирный учёт, выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части о постановке Н.Р. на квартирный учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из сообщения военного комиссариата г. Феодосии и Кировского района Республики Крым от 09.12.2019 установлено, что формирование, ведение, хранение жилищных дел военнослужащих не входит в задачи комиссариата.
Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым сообщило Н.Р. о том, что документы и протоколы заседаний жилищных комиссий Симферопольского пограничного отряда Государственной пограничной службы Украины отсутствуют, жилищное (учётное) дело истца также отсутствует, в связи с чем, предоставить выписку из протокола жилищной комиссии не представляется возможным.
Личное дело Н.Р. на хранение в Центральный пограничный архив ФСБ России, документы войсковой части №2161 Государственной пограничной службы Украины не поступали.
По сведениям Единого реестра Н.Р. на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма не состоял.
В жилищном (учётном) деле Н.Р. , отсутствуют сведения о постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Из справки отдела по учёту и распределению жилой площади исполнительного комитета Феодосийского городского совета следует, что по состоянию на апрель 2010 года Н.Р. на квартирном учёте при исполнительном комитете не значится.
Не согласившись с данными обстоятельствами, Н.Р. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что истцом не предоставлены доказательства о постановке на жилищный учёт, следовательно, истец не соответствует категории, установленной Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" от 22 марта 2018 года № 116.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Частью 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" от 22 марта 2018 года № 116 (далее – Указ №116) закреплено право на обеспечение жилыми помещениями постоянно проживающим на территории Республики Крым и города Севастополя, в том числе граждан России и членов их семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба (подпункт "а" пункта 1).
Обеспечение жилыми помещениями указанных граждан осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
Согласно пункту 5 Указа № 116 поручено Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, передать списки граждан, названных в пункте I настоящего Указа, в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 Указа № 116 порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона №517-ЗРК/2018 органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, в том числе, с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
На основании части 4 ст. 1 Закона № 517-ЗРК/2018 порядок учета нуждающихся в жилых помещениях и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения определяются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года №384 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее – Порядок № 384).
Согласно пункту 2 Порядка № 384 право на обеспечение жилыми помещениями имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым, в том числе, граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 3 Порядка №384 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №116.
Основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и для включения в список в силу пункта 22 Порядка № 384 является: несоответствие граждан категории, установленной Указом № 116; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств; отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" предусмотрено условие обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в том числе наличие условия, что гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и уволен до 18 марта 2014 года.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26.08.2020 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10.12.2020 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░