Решение по делу № 2а-75/2020 от 23.12.2019

Дело №2а-75/2020 2а-505/2019 Уникальный идентификатор дела 44RS0004-01 -2019-000662-50

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2020 года    г.Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,

при секретаре Кудряшовой Н.Н., с участием заместителя Мантуровского межрайонного прокурора Зверевой С.Н.,

с участием административного истца - Е.Ю.Безкровной;

административных ответчиков - заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области О.Н.Грачевской, представителя УФССП по Костромской области О.Н.Грачевской, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Мантурово Костромской области об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Грачевской О.Н. от 12.07.2019г. в рамках исполнительного производства № 1242/19/44014-ИП от 21.01.2019г.,

УСТАНОВИЛ:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту - администрация г.о.г.Мантурово) с административным исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району О.Н.Грачевской от 12.07.2019г. в рамках исполнительного производства №1242/19/44014- ИП от 21.01.2019г.. Требования мотивированы тем, что 12 июля 2019 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Грачевской О.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника администрации г.о.г.Мантурово по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа ФС №015279403 от 25.06.2018г., выданным Мантуровским районным судом Костромской области по делу №2-171/2018 от 23.06.2018г.. Административный истец полагает, что обжалуемое постановление вынесено без учета вины должника - администрации г.о.г.Мантурово, которая не имела возможности исполнить обязательство перед кредитором своевременно и в. полном объеме, поскольку судебным решением на администрацию возложена обязанность разработать и утвердить в установленном законом порядке генеральную схему очистки территории городского округа г. Мантурово Костромской области в срок До 31.12.2018г.. Должником разработана и направлена 05 марта 2019 года в Роспотребнадзор по Костромской области в Шарьинском районе на согласование генеральная схема. Ответ Роспотребнадзора о необходимости доработки схемы санитарной очистки поступил в администрацию 28 июня 2019 года. Повторно доработанная схема была направлена на согласование в Роспотребнадзор 10 июля 2019 года. До настоящего времени нет информации о ее согласовании/несогласовании. Администрация обращалась в Мантуровскую межрайонную прокуратуру Костромской области, в Костромскую межрайонную природоохранную прокуратуру о нарушении Роспотребнадзором сроков

2

согласования данной схемы, однако прокуратура не нашла нарушения сроков и сочла жалобу Администрации необоснованной.

Ссылаясь на ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве») административный истец просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району О.Н. Грачевской от 12.07.2019г. на одну четверть от установленного размера.

Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 10 января 2020 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области (УФССП по Костромской области), (л.д.27).

В судебном заседании представитель административного истца - Безкровная Е.Ю. (по доверенности л.д.16-18;32) административный иск поддержала в полном объеме, по основаниям иска, кроме того пояснила, что своевременно исполнить решение ссуда Администрация не могла ввиду тяжелого материального положения, где муниципальный долг г.о.г. Мантурово по состоянию на 01.01.2020г. составляет 149 020,0 тыс. руб..

Представитель административных ответчиков, заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району, УФССП России по Костромской области Грачевская О.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска о снижении размера исполнительского сбора, поскольку административному истцу неоднократно выдавались требования об исполнении решения суда, предоставлялись сроки для исполнения судебного решения. Отметила, что каких либо доказательств того, что исполнение решения суда в установленные сроки невозможно должник судебному приставу-исполнителю не представил. До настоящего времени утверждение «Генеральной схемы санитарной очистки территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2019-2028 годы» не произведено. Решение суда не исполнено.

Прокурор Зверева С.Н. в судебном заседании полагала, что обстоятельства, на которые ссылается истец, им не доказаны. В удовлетворении требований об уменьшении размера исполнительского сбора просила отказать.

Выслушав административного истца, административного ответчика и соответчика, прокурора, исследовав представленные в суд материалы, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч.1,2 ст.6 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава - исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав - исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст.105 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает

3

должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.П ст.ЗО Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.ЗО Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч.1 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112, если должник не представил судебному приставу- исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст. 112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»),

В соответствии с ч.З ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч.б ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.З настоящей статьи.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений п.7 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.З ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу

4

ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).

При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст.112 Закона Ш29-ФЗ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Мантуровского районного суда Костромской области от 22 мая 2018 года на администрацию городского округа город Мантурово Костромской области в срок до 31 декабря 2018 года возложена обязанность разработать и утвердить в установленном порядке генеральную схему очистки территории городского округа город Мантурово Костромской области. Решение вступило в законную силу 23 июня 2018 года (л.д.40-41).

Так же, 25 июня 2018 года Мантуровским районным судом Костромской области выдан исполнительный лист серии ФС № 015279403.

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП по Костромской области Грачевской О.Н от 21.01.2019г. на основании исполнительного листа ФС №0152739403 от 25 июня 2018 года в отношении должника администрации г.о.г. Мантурово возбуждено исполнительное производство № 1242/19/44014-ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения должником постановления. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При наличии указанных обстоятельств, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава- исполнителя. С данным постановлением ознакомлен зам главы городского округа город Мантурово А.М.Семенов (л.д.42-43).

Требование заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Грачевской О.Н. об исполнении решения суда в

5

срок до 15.06.2019 года и предупреждение о возможном привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда получено первым заместителем главы администрации г.о.г.Мантурово А.М.Семеновым 30 мая 2019 года (л.д.51-54).

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Грачевской О.Н. от 12.07.2019г. в связи с тем, что исполнительный документ должником администрацией городского округа город Мантурово в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу- исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения, в связи с чем с администрации городского округа город Мантурово Костромской области взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб. (л.д.Ю).

В силу положений пп.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.

Согласно представленной администрацией городского округа горд Мантурово справки, кассовый план по сбору налоговых и неналоговых доходов в бюджет г.о.г. Мантурово на 2019 год утвержден в сумме 139461,7 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2020г., получено за 2019 год 137331,1 тыс. рублей или 98,5% от годовых назначений. По состоянию на 01.10.2019г. сумма просроченной кредиторской задолженности бюджета городского округа город Мантурово составила 66 244,7 тыс. руб. Муниципальный долг городского округа город Мантурово по состоянию на 01.01.2020г. составляет 149 920,0 тыс. рублей (л.д.33-34).

По смыслу приведенных выше норм, уменьшение исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора доказательств принятия таких мер должником не представлено.

Наличие муниципального долга и невыполнение кассового плана по сбору налоговых и неналоговых доходов в бюджет г.о.г. Мантурово на 2019 год, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца, суд исходит из того, что в установленный судебным приставом- исполнителем срок, судебный акт должником не исполнен; решение суда не исполнено до настоящего времени, доказательств того, что в установленный приставом срок должником предпринимались действия по исполнению судебного акта суду не представлено, также не

6

представлено доказательств наличия объективно непредотвратимых чрезвычайных обстоятельств, сложного имущественного положения должника и каких либо иных существенных обстоятельств, позволяющих суду уменьшить размер исполнительского сбора.

Суд, учитывая длительность неисполнения судебного постановления в полном объеме, непредставление доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации городского округа город Мантурово к заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области Грачевской О.Н., об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отдела- заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Грачевской О.Н. от 12.07.2019г. в рамках исполнительного производства № 1242/19/44014-ИП от 21.01.2019г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Е.С.Хасаншина

2а-75/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.о.г. Мантурово Костромской области
Ответчики
Заместитель старшего судебного пристава ОСП Грачевская О.Н.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
Другие
Мантуровская межрайонная прокуратура
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Хасаншина Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
manturovsky.kst.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2019Судебное заседание
12.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020Дело оформлено
11.03.2020Дело передано в архив
17.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее