Дело № 2а-149/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Земетчино 30 мая 2018 года
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Тюиной Н.Л.,
с участием административного истца в лице заместителя прокурора Земетчинского района Пензенской области Гуляевой Н.М.,
при секретаре Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-149/2018 г. по административному исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения; обязать администрацию Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области принять меры по организации мест захоронения, связанные с отводом, межеванием и постановкой на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами, расположенных по адресу: Пензенская область, Земетчинский район, д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки факта непринятия администрацией Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области мер по содержанию и оборудованию в соответствии с действующим законодательством мест захоронения (кладбищ), расположенных в д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя Земетчинского района Пензенской области, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Пролетарского сельсовета в д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя имеются действующие кладбища (места захоронения). Данные кладбища на балансе администрации указанного сельсовета не состоят, в реестре муниципальной собственности не числятся, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельные участки отсутствуют.
Бездействие администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбищ, контролю за их состоянием не возможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбищ в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках.
В судебном заседании административный истец в лице заместителя прокурора Земетчинского района Пензенской области Гуляевой Н.М., действующей на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Согласна с ходатайством административного ответчика о предоставлении срока для устранения выявленных нарушений.
Административный ответчик, в лице и.о. главы администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области Простовой Н.Н., в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте слушания дела. В суд поступило заявление административного ответчика с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, с административными исковыми требованиями прокурора согласна. Просила установить срок для исполнения требований прокурора до 01 августа 2019 года.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 ( за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений ( за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 года № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», принятого в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15,18,22,31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее – Федеральный закон № 131 –ФЗ).
Следовательно, к вопросам местного значения поселения согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131- ФЗ относиться организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 4 ст.18 и частью2 ст.25 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» ( далее –Федеральный закон № 8-ФЗ), предусмотрено определение органом местного самоуправления порядка деятельности общественных кладбищ и организация похоронного дела.
В соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших ( пеплом после сожжения тел ( останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 стать17 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ, для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
В соответствии с требованиями ст. 1 Земельного кодекса РФ, основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектом земельных отношений является земельный участок.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» определено, что землеустройство – это мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской
Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 688.
Согласно ч. 4 и ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В силу ст.35 и ст.37 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом. Результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.
Из положений статьи 70 Земельного кодекса РФ следует, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
На основании ч. 4 и ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Заявление о государственном кадастровом учете в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.
Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка факта непринятия администрацией Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области мер по содержанию и оборудованию в соответствии с действующим законодательством мест захоронения (кладбищ) на территории Пролетарского сельсовета в д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя Земетчинского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что на территории Пролетарского сельсовета в д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя имеются действующие кладбища (места захоронения). Данные кладбища на балансе администрации указанного сельсовета не состоят, в реестре муниципальной собственности не числятся, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельные участки у административного ответчика отсутствуют.
Администрация Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в нарушение законодательства не принимает должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами в с д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя Земетчинского района Пензенской области на территории Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, а именно: не принимаются меры к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ (не проведено межевание, земельные участки не поставлены на кадастровый учет), что подтверждается актом проверки.
Не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке привело к обезличиванию территорий данных общественных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области на территории кладбищ. Не проведение в отношении указанных земельных участков предусмотренных земельным законодательством землеустроительных и кадастровых работ препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения.
При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании бездействия администрации незаконным, и понуждении к совершению определенных действий обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, и исходя из характера возложенной на административного ответчика администрацию Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области обязанности провести все действия, установленные земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных под кладбищами в д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя Земетчинского района Пензенской области, суд считает возможным установить срок для исполнения – до 1 августа 2019 года
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственную пошлину с административного ответчика администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области суд не взыскивает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения.
Обязать администрацию Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в срок до 1 августа 2019 года принять меры по организации мест захоронения, связанных с отводом, межеванием и постановкой на кадастровый учет земельных участков под кладбищами, расположенными по адресу: Пензенская область, Земетчинский район, д. Ниловка, с. Рянза, с. Крутец, с.Лесное, п.Красное Знамя.
Администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу - прокурору Земетчинского района Пензенской области по истечению срока исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области со дня изготовления решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2018 года.
Судья