Решение от 19.11.2020 по делу № 33а-7435/2020 от 21.10.2020

Судья: Шолохов А.А.                 Дело № 33а-7435/2020 (№ 2а-770(1)/2020)

64RS0028-01-2020-001881-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 ноября 2020 года                               город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой М.В.,

судей Аршиновой Е.В., Бугаевой Е.М.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

с участием прокурора Савиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области к Парменову С.В. об установлении административного надзора по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе Парменова С.В. на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 23 сентября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснение Парменова С.В., поддержавшего апелляционную жалобу и дополнения к ней, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к жалобе, возражения Пугачевской межрайонной прокуратуры Саратовской области, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия

установила:

временно исполняющий обязанности начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее - ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Парменова С.В. с применением административных ограничений в виде запрета выезда за пределы Энгельсского района Саратовской области без разрешения органов внутренних дел; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов до 06 часов; возложения обязанности являться 2 раза в месяц для регистрации орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.

Требования мотивированы тем, что приговором Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 декабря 2016 года, с учетом определения Саратовского областного суда от 28 марта 2017 года, Парменов С.В. осужден к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных частью <данные изъяты> к 2 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Постановлением Дзержинского районного суда города Оренбурга от 18 декабря 2017 года неотбытое наказание заменено более мягким видом наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год 29 дней. Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 26 марта 2019 года в отношении Парменова С.В. устанавливался административный надзор сроком на 2 года с применением административных ограничений. Приговором того же суда от 05 марта 2018 года Парменов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 314.1 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Учитывая, что Парменов С.В. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, совершенного в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы, административный истец полагал необходимым установить в отношении данного лица административный надзор с применением административных ограничений.

Решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 23 сентября 2020 года в отношении Парменова С.В. установлен административный надзор на срок погашения судимости (3 года) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с применением следующих ограничений: в виде запрета выезда за пределы Энгельсского района Саратовской области без разрешения органов внутренних дел; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов до 06 часов; возложения обязанности являться 2 раза в месяц для регистрации орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному поднадзорным лицом месту жительства или фактического пребывания.

Парменов С.В. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе, с учетом ее дополнений, просит его изменить, исключив запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов до 06 часов. Полагает, что применение вышеперечисленных ограничений судом не обосновано и не мотивировано, при их применении не учтено поведение лица в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, об уважительной причине неявки не известили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Исходя из требований статьи 4 Закона № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ).

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Из материалов административного дела усматривается, что решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 26 марта 2019 года в отношении Парменова С.В. устанавливался административный надзор сроком на 2 года с применением вышеперечисленных административных ограничений.

Приговором Энгельсского районного суда Саратовской области от 23 декабря 2016 года Парменов С.В., с учетом определения Саратовского областного суда от 28 марта 2017 года, Парменов С.В. осужден к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных частью <данные изъяты> к 2 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Постановлением Дзержинского районного суда города Оренбурга от 18 декабря 2017 года неотбытое наказание Парменову С.В. заменено более мягким видом наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год 29 дней.

Приговором Энгельсского районного суда Саратовской области от 07 июля 2020 Парменов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 314.1 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Помимо этого, в действиях Парменова С.А. установлен рецидив преступлений.

Таким образом, Парменов С.В. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, совершенного в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы.

Разрешая административные исковые требования об установлении в отношении Парменова С.В. административного надзора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, принимая во внимание, что лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, обоснованно установил в отношении Парменова С.В. административный надзор на срок погашения судимости.

Определяя срок административного надзора, суд правильно применил положения Закона № 64-ФЗ, принял во внимание пункт «в» части 3 статьи 86 УК РФ и обоснованно установил административный надзор Парменову С.В. сроком на 3 года. При этом установленные судом административные ограничения отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенного Парменовым С.В. преступления, соответствуют целям и задачам административного надзора, являются разумными и необходимыми, способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.

Установленное судом административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого помещения в ночное время соответствуют приведенному в статье 4 Закона № 64-ФЗ перечню таких ограничений, чрезмерным не является. При этом судебная коллегия учитывает, что Парменова С.В. был привлечен к уголовной ответственности в связи с неоднократным несоблюдением административных ограничений, установленных решением суда от 26 марта 2019 года, а именно: запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на исследованных по делу доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, оснований для переоценки представленных доказательств не имеется.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что поднадзорное лицо в течение срока административного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона № 64-ФЗ, - с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.

Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Каких-либо нарушений процессуального закона судебной коллегией также не установлено. Оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда от 23 сентября 2020 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-7435/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-17 УФСИН России по Саратовской области
Лысенко Н.С.
Ответчики
Парменов Сергей Владимирович
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Литвинова М.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
22.10.2020Передача дела судье
19.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2020Передано в экспедицию
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее