Решение от 09.04.2021 по делу № 2а-1482/2021 от 05.03.2021

Дело № 2а-1482/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2021 г. г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Н.Ю.,

при секретаре Тимофеевой Я.В.,

с участием представителей административного истца Амбарцумова А.Х. – Туркова С.В., Туркова В.В.,

представителя административного ответчика МИФНС России №1 по Псковской области – Акбашевой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Амбарцумова А.Х. к МИФНС России №1 по Псковской области о признании незаконным отказа произвести перерасчет налога на имущество физических лиц с учетом измененной кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

    Амбарцумов А.Х. обратился в суд с административным иском к МИФНС России № 1 по Псковской области, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ окончательно просил признать незаконным отказ МИФНС России № 1 по Псковской области учитывать кадастровую стоимость в размере 10 790 034,44 руб. по объекту недвижимости – одноэтажное нежилое здание административного корпуса и мастерские – шиноремонтный корпус, с кадастровым номером * расположенное по адресу: * при исчислении, установлении и взыскании налога на имущество физических лиц за 2019 год и обязать произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год с учетом измененной кадастровой стоимости 10 790 034,44 руб. по объекту недвижимости - одноэтажное нежилое здание административного корпуса и мастерские – шиноремонтный корпус, с кадастровым номером *, расположенное по адресу: г*

    Требование обосновано тем, что в 2018-2019 г.г. административному истцу принадлежало одноэтажное нежилое здание административного корпуса и мастерские – шиноремонтный корпус, с кадастровым номером *, расположенное по адресу: г* По состоянию на 1 января 2018 года и 1 января 2019 года кадастровая стоимость указанного здания составляла 42 250 000 руб. Указанная кадастровая стоимость изменена в 2019 году и составила 10 790 034,44 руб. По мнению административного истца, изменение кадастровой стоимости произошло вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, соответственно налоговый орган необоснованно отказал ему в перерасчете налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости здания по адресу: г* в размере 10 790 034,44 руб., чем нарушил положения ст. 378.2, 400-403 Налогового кодекса РФ.

    Административный истец Амбарцумов А.Х. уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя.

    Представители административного истца Амбарцумова А.Х. – Турков С.В., Турков В.В., в судебном заседании требования поддержали с учетом уточнений по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно указали, что налоговый орган необоснованно не применил ст. 5 Налогового кодекса, т.к. уменьшение кадастровой стоимости объекта недвижимости улучшает положение административного истца как плательщика налога. В спорном периоде имелось две кадастровые стоимости объекта недвижимости, соответственно, должна была применяться наименьшая кадастровая стоимость объекта налогообложения.

    Представитель административного ответчика МИФНС России №1 по Псковской области – Акбашева Ж.А. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что постановлением Администрации Псковской области от 19.11.2019 № 409 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Псковской области и в отношении спорного объекта недвижимости определена кадастровая стоимость 10 790 034,44 руб., которая для целей налогообложения должна применяться с 01.01.2020. Таким образом, в 2019 году налоговый орган обоснованно исчислил налог на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости здания по адресу: * исходя из его кадастровой стоимости 42 250 000,0 руб., сведения о которой имелись в ЕГРН по состоянию на 01.01.2019.

    Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Псковской области уведомлено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве указал, что 23.12.2012 в ЕГРН внесена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилое здание административного корпуса и мастерские – шиноремонтный корпус, с кадастровым номером *, расположенное по адресу: г* – 42 250 000 руб., определенная по состоянию на 19.11.2011 в рамках государственной кадастровой оценки постановлением Администрации Псковской области от 25.09.2012 № 509. 24.01.2020 в ЕГРН внесена кадастровая стоимость объекта недвижимость с кадастровым номером *, определенная по состоянию на 01.01.2019 в рамках государственной кадастровой оценки в размере 10 790 034,44 руб., согласно приложению к постановлению Администрации Псковской области от 19.11.2019 № 409. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 10 790 034,44 руб. для целей, предусмотренных законодательством РФ, подлежит применению с 01.01.2020. Административный истец не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 60:27:0060103:40.

    Заинтересованное лицо Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, отношение к административному иску по существу требований не выразил.

    В соответствии со ст. 150 КА РФ дело рассмотрено при данной явке.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно части 1 ст.403 Налогового кодекса РФ Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    В силу абзацев 2,3 части 2 статьи 403 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно абз. 3-5 ст. 24.20 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в ред. от 09.11.2020) изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Из материалов дела следует и установлено судом, что по состоянию на 01.01.2019 административный истец являлся собственником объекта недвижимости - нежилое здание административного корпуса и мастерские – шиноремонтный корпус, с кадастровым номером *, расположенное по адресу: г* (л.д.29-30, 38-40).

Согласно выписке их ЕГРН по состоянию на 01.01.2019 кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 42 250 000 руб. (л.д.32).

В силу абзаца 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Согласно приложению к постановлению Администрации Псковской области от 19.11.2020 № 409 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *, определенная по состоянию на 01.01.2019, утверждена в размере 10 790 034,44 руб.

В адрес административного истца направлено налоговое уведомление № 181875 от 01.09.2020 об уплате налогов, в том числе налога на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 845 000,0 руб., исчисленного из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 42 250 000 руб. (л.д.35-37).

29.12.2020, 26.01.2021, 27.01.2021 Амбарцумов А.Х. обратился в МИФНС России № 1 по Псковской области с заявлениями о перерасчете налога на имущество физических лиц с применением кадастровой стоимости 10 790 034,44 руб.

В удовлетворении заявлений административного истца о перерасчете налога на имущество физических лиц отказано (л.д.11-12, 15).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 42 250 000 руб. утверждена постановлением Администрации Псковской области от 25.09.2012 № 509.

Таким образом, из установленных судом обстоятельств следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости нежилое здание административного корпуса и мастерские – шиноремонтный корпус, с кадастровым номером *, расположенное по адресу: г* изменена на основании постановления Администрации Псковской области от 19.11.2020 № 409 в рамках государственной кадастровой оценки. Сведения о кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 10 790 034,44 руб., определенной по состоянию на 01.01.2019, внесены в ЕГРН 24.01.2020.

Таким образом, с учетом положений пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 10 790 034,44 руб., внесенная в ЕГРН 24.01.2020, не учитывается при определении налоговой базы в 2019 году и предыдущих налоговых периодах, поскольку изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости произошло на основании правого акта органа исполнительной власть субъекта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, а не по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

В связи с этим у налогового органа не имелось оснований для перерасчета налога на имущества физических лиц за 2019 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером * исходя из кадастровой стоимости 10 790 034,44 руб.

    Доводы представителей административного истца о неверном применении административным ответчиком начала действия постановления Администрации Псковской области от 19.11.2020 № 409 с 01.01.2020, а не с 01.01.2019, т.к. кадастровая стоимость установлена по состоянию на 01.01.2019, неприменении положений ст. 5 Налогового кодекса РФ, неприменении наименьшей кадастровой стоимости при наличии данных о двух кадастровых стоимостях объекта недвижимости, судом отклоняются.    

Пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

    Пунктом 4 постановления Администрации Псковской области от 19.11.2019 № 409 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Псковской области» определено, что оно вступает в силу с 01 января 2020 года.

    Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости, установленная постановлением Администрации Псковской области от 19.11.2019 № 409, во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 403, статьи 405 Налогового кодекса РФ, применяется для целей налогообложения с 01.01.2020.

В абзаце 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

    Между тем по состоянию на 01.01.2019 имелась одна установленная на эту дату кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере 42 250 000,0 руб., что следует из выписки из ЕГРН, приложенной административным истцом к административному иску (л.д.32).

    Поскольку суд пришел к выводу, что действия административного ответчика МИФНС России №1 по Псковской области по отказу административному истцу произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год с учетом измененной кадастровой стоимости не противоречат закону, то оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2021.

2а-1482/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Амбарцумов Арташес Хачатурович
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №1 по ПО
Другие
Управление Росреестра по Псковской области
Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области
Турков Владислав Васильевич
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Псковской области, администрации Псковской области
Турков Сергей Васильевич
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Грачёва Наталья Юрьевна
Дело на сайте суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
05.03.2021Регистрация административного искового заявления
09.03.2021Передача материалов судье
11.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2021Дело оформлено
16.07.2021Дело передано в архив
09.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее