дело №2а-2331/2022
44RS0002-01-2021-004785-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» июля 2022 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.
при секретаре Стяжковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чегодаева С. М. к администрации города Костромы о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищногостроительства, установленным параметрам и возложении обязанности восстановить нарушенные права,
установил:
Чегодаев С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Костромы о признании незаконным постановления Администрации города Костромы от 20.09.2021 № 1669 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, ..., о признании незаконным Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам от 21.10.2021 г. №64, и обязании администрацию города Костромы повторно рассмотреть его заявления о планируемом строительстве и о разрешении на отклонения от предельных параметров.
Данные требования мотивированы тем, что Чегодаев С.М. является собственником жилого дома и земельного участка кадастровый №, площадь 611+/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использовании: для индивидуального жилищного строительства по адресу: .... 03 февраля 2021 г. он обратился к Ответчику с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства расположенного по адресу: .... По результатам рассмотрения данного уведомления Администрация города Костромы направила в адрес заявителя ответное уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, в частности: - о недопустимости размещения объекта па земельном участке, в виду того, что дом расположен в зоне слабого подтопления; - несоответствие минимального отступа от границ земельного участка, отсутствие разрешения на отклонения предельных параметров строительства.).
После получения указанного уведомления истец обратился в организацию осуществляющую разработку проектной документации, с целью включения в нее подраздела "Инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления". 13.10.2020 в Администрацию им повторно было направлено заявление с приложением вышеуказанной документации, в удовлетворении которых года ему было отказано ввиду того, что разработанный проект не подтверждает исполнение мероприятий, предусмотренных статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Данные уведомление и постановление истец считает незаконными, поскольку из буквального толкования части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Таким образом, поскольку истец не возводит новое строение, а производит реконструкцию имеющегося, использование земельного участка осуществляется в соответствии с его разрешенным использованием, оспариваемый отказ нарушает права Истца. Истец изначально приобретал данный дом на земельном участке под реконструкцию, разрешение на которую предыдущему собственнику было выдано. Также, Истцом были осуществлены инженерно-геологические изыскания. В соответствии с Техническим отчетом, предоставленным ООО «АльфаСтройПроект» грунтовые воды на спорном земельном участке залегают на глубине 6,5 метров, что исключает возможность подтопления территории водами. Исходя из баланса интересов сторон, принимая во внимание, что получение разрешения на строительство не направлено на увеличение неблагоприятных последствий для Ответчика, на защиту от которых направлены положения статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, уведомление о несоответствии следует признать незаконным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Чегодаева Д.А.
Решением Ленинского районного суда ... от 28 февраля 2022 г. признаны незаконными постановление Администрации города Костромы от 20.09.2021 № 1669 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, ..., а также Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищногостроительства, установленным параметрам от 21.10.2021 г. №64. На администрацию города Костромы возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Чегодаева С. М. о планируемом строительстве и о разрешение на отклонения от предельных параметров.
Апелляционным определением Костромского областного суда от 01 июня 202 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Верхне-Волжское бассейновое водное управление и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
В судебное заседание административный истец Чегодаев С.М. не явился, извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Семенова А.В. направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель администрации города Костромы по доверенности Ершова Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям изложенным в отзыве.
Заинтересованные лица Верхне-Волжское бассейновое водное управление и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в судебное заседание своих представителей не направили, Верхне-Волжское бассейновое водное управление просило рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) содержащее сведения, в том числе кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка, и др.
Согласно п. 7 данной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно пп. 1, 2 п. 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления (п.11).
Как установлено судом, Чегодаеву С.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 611+/-9 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использовании: для индивидуального жилищного строительства по адресу: ... расположенный на данном земельном участке жилой дом с кадастровым номером № общей площадью 54,5 кв.м.
Данный земельный участок расположен в зоне (Ж1) малоэтажной, индивидуальной жилой застройки.
В соответствии со ст. 17 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных Решением Думы города Костромы от 16.12.2010 № 622, для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-1, устанавливаются следующие основные виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства: минимальный размер земельного участка - 0,04 га; минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м; предельная высота зданий - 10,5 м;
максимальный процент застройки - 25 процентов.
10 августа 2020 г. Администрацией города Костромы было вынесено постановление № 1494 об отказе Чегодаеву С.М. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, ... части исключения минимального отступа от юго-западной границы земельного участка от точки А до точки Б, в целях реконструкции индивидуального жилого дома, мотивированное тем, что испрашиваемый земельный участок и объект капитального строительства, предполагаемый к реконструкции, попадает в границы зоны с особыми условиями - зону подтопления, в границах которой запрещаются строительство без обеспечения инженерной защиты населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
22 июля 2021 г. Чегодаева Д.А., действующая в интересах Чегодаева С.М. по доверенности, вновь обратилась в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в части исключения минимального отступа от границ земельного участка с юго-западной стороны в связи с зарегистрированным правом собственности на жилой дом в существующих габаритах согласно паспорту от 05.12.1985.
20 сентября 2021 г. Администрация города Костромы, рассмотрев заявление Чегодаева С.М. поданное в его интересах Чегодаевой Д.А. по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, ..., и проокол общественных осуждений от 31.08.2021 № 176 по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства на данном земельном участке, постановлением № 1669 вновь отказала Чегодаеву С.М. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на указанном земельном участке по тем же основаниям.
13 октября 2021 г. Чегодаев С.М., действуя через уполномоченную доверенностью Чегодаеву Д.А., обратился в администрацию города Костромы с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ..., в котором заявителем указаны сведения об отступах от границ земельного участка ЮЗ-0м, СВ-14,5м, З–3м, В–7,5м. В разделе сведения о разрешении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) указано, что постановлением № 1669 от 20.09.2021 отказано предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
21 октября 2021 г. Администрацией города Костромы Чегодаеву С.М. было выдано уведомление № 64 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Указанным уведомлением Администрация ... уведомила Чегодаева С.М.:
1) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям:
В соответствии с приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления № 443 от 27 декабря 2019 года земельный участок с кадастровым номером № частично находится в зонах с особыми условиями использования территории, зоне умеренного подтопления и частично в зоне слабого подтопления. Согласно информации, указанной в пункте 4 Уведомления планируемый к реконструкции дом полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в зоне слабого подтопления. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления.
2) о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, указав, что Правилами землепользования и застройки утвержденными решением Думы города Костромы № 62 от 16.12.2010 земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ... расположен в территориальной зоне Ж-1 «Зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки», минимальный отступ от границ земельного участка для объектов индивидуального жилищного строительства составляет 3 метра. Согласно сведениям, указанным в пп. 3.3.3 раздела 3 и разделе 4 Уведомления, отступ от юго-восточной границы земельного участка составляет 0 метров, что не соответствует установленным параметрам. Разрешения на отклонение от предельных параметров строительства в параметрах обозначенных в Уведомлении на указанной участке Администрацией города Костромы не предоставлялось.
Не согласившись с данными актами Администрации города Костромы Чегодаев С.М. действуя через уполномоченную доверенностью Семенову А.В., обратился в суд с данным административным иском, ссылаясь на то, что отнесение земельного участка к зоне подтопления не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 2 ст. 7 и п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться в соответствии с установленными для них разрешенными видами использования, с соблюдением градостроительных норм и регламентов.
В силу подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю могут быть установлены особыми условиями использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 17 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создано Федеральное агентство водных ресурсов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 282«Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом Исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. На основании приказа Федерального агентства водных ресурсов от 11 марта 2014 года №66 Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Верхне-Волжское БВУ (далее - территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Волги до границы Республики Татарстан, Угличского, Рыбинского, Горьковского, Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ, на территории Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Пензенской, Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Мордовия. Верхне-Волжское БВУ организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, n зоне деятельности территориального органа, а также осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Согласно пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 2360(далее - Положение), зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Обязанность по направлению в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведений о зонах затопления, подтопления для внесения в Единый государственный реестр недвижимости возложена пунктом 17 Положения на Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальные органы).
Как видно из материалов дела, приказом Верхне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов от 27 декабря 2019 года №443 установлены: зона затопления территории городского округа город Кострома Костромской области водами весеннего половодья реками бассейна реки Волга (...) при 1% обеспеченности; зона подтопления территории городского округа ... водами весеннего половодья реками бассейна реки Волга (...) при сильной, умеренной, слабой степени.
Как указало суду Верхне-Волжское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов, согласно сведениям, содержащимся в государственном водном реестре, зонам затопления, подтопления в границах городского округа Кострома на территории Костромской области, присвоены кадастровые номера. Информация о таких зонах направлена в органы местного самоуправления и ГУ МЧС России по Костромской области. То есть сведения о зонах подтопления на территории города Костромы внесены в ЕГРН.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления от 27 декабря 2019 года № 443 земельный участок, принадлежащий Чегодаеву С.М. расположен в зоне (Ж1) малоэтажной, индивидуальной жилой застройки и находится в зоне с особыми условиями использования территории – зоне умеренного и слабого подтопления, расположенный на земельном участке дом расположен в зоне слабого подтопления.
Сведения о нахождении дома истца в зоне подтопления представлены административным ответчиком в материалы дела.
Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частью 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции действующей на момент издания оспариваемых актов, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В силу пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
В силу части 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство (реконструкцию) жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления.
В силу части 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 указанного Федерального закона, и (или) событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Согласно п. 6.1 Свода правил 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 964/пр), защиту территорий от затопления следует осуществлять: обвалованием территорий со стороны реки, водохранилища или другого водного объекта; искусственным повышением рельефа территории до незатопляемых планировочных отметок; аккумуляцией, регулированием, отводом поверхностных сбросных и дренажных вод с затопленных, временно затопляемых, орошаемых территорий и низинных нарушенных земель.
Для защиты территорий от подтопления следует применять: дренажные системы; противофильтрационные экраны и завесы, проектируемые по СП 22.13330; вертикальную планировку территории с организацией поверхностного стока, включая искусственное повышение рельефа до планировочных отметок, обеспечивающих соблюдение нормы осушения; прочистку открытых водотоков и других элементов естественного дренирования; регулирование уровенного режима водных объектов; посадку деревьев с поверхностной корневой системой; технические решения, направленные на защиту водонесущих инженерных коммуникаций от повреждений, вызванных просадками грунта вследствие его подмыва, корнями растений и т.п. (защитные обоймы, футляры, прикорневые барьеры, усиленная гидроизоляция).
Согласно п. 8 Свода правил 104.13330.2016 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 964/пр), к сооружениям инженерной защиты территорий от затопления и подтопления относятся: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции. В зависимости от природных и гидрогеологических условий защищаемой территории системы инженерной защиты могут включать как несколько вышеуказанных сооружений, так и отдельные сооружения. Состав защитных сооружений на подтопленных территориях следует назначать в зависимости от характера подтопления (постоянного, сезонного, эпизодического) и величины приносимого им ущерба.
Как следует из представленной истцом Чегодаевым С.М. проектной документации подготовленной ООО «АльфаСтройПроект» («Мероприятия по инженерной защите объектов от затопления и подтопления»), приложенной им ранее в Администрацию г. Костромы, данная проектная документация содержит перечень мероприятий по инженерной защите объекта от затопления и подтопления в соответствии с нормативными требованиями СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления», в том числе: организацию поверхностного стока, устройство сооружений, искусственно понижающих уровень грунтовых вод - горизонтальных дренажей, устройство защитной гидроизоляции фундаментов - обмазка битумом за 2 раза или битумным праймером по грунтовке всех кирпичных и железобетонных поверхностей, соприкасающихся с грунтом, выполнение вертикальной планировки земельного участка с искусственным повышением застраиваемой территории (преобразование существующего рельефа выполнять с учетом наименьших объемов земляных работ, наиболее рациональной посадки проектируемого здания в высотном отношении, обвалование застраиваемой территории.
Опрошенный судом в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля проектировщик ООО «АльфаСтройПроект» Свидетель №1 суду пояснял, что он разрабатывал проектную документацию по адресу ... указанные им мероприятия по инженерной защите объектов от затопления и подтопления в полном объеме обеспечивают надежную защиту сооружения от подтопления, в том числе обваловка территории - устройство защитных валов, обустройство поверхностного стока, подсыпка участка и другие.
Таким образом, имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что при разработке проектной документации "Индивидуальный жилой дом по адресу: ... (Подраздел «Мероприятия по инженерной защите объектов от затопления, подтопления»), предусмотрены мероприятия по инженерной защите земельного участка и объекта при его реконструкции от затопления, подтопления, а потому оспариваемые постановление администрации города Костромы 20.09.2021 № 1669 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке и уведомление администрации г. Костромы от 21.10.2021 г. №64 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, нельзя признать законным, поскольку ни постановление, ни уведомление не содержат указаний на недостаточность предусмотренных мероприятий по инженерной защите земельного участка и объекта при его строительстве от затопления, подтопления. Само по себе нахождение земельного участка, на котором планируется реконструкция имеющегося жилого дома в зоне подтопления, при обеспечении инженерной защиты объекта от затопления, не является основанием для запрета на реконструкцию жилого дома на таком земельном участке.
Доводов о необходимости проведения иных мероприятий по объекту от затопления, подтопления, стороной ответчика не приведено.
Доказательств того, что данный земельный участок ранее подвергался подтоплению, не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом постановление Администрации г. Костромы № 1669 от 20 сентября 2021 г. об отказе Чегодаеву С.М. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства мотивированное запретом строительства на спорном земельном участке, входящем в зону подтопления тем, а также уведомление Администрации города Костромы № 64 от 21 октября 2021 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, входящем в зону умеренного подтопления и частично в зоне слабого подтопления, не соответствует требованиям законодательства, нарушают права, свободы и законные интересы Чегодаева С.М., поскольку при обращении Чегодаевым С.М. был представлен проект, предусматривающий инженерную защиту объектов от затопления, подтопления, а потому Администрации ... следует повторно рассмотреть вопрос по заявлению Чегодаева С.М. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, ... при дальнейшем рассмотрении уведомления Чегодаева С.М. о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ... учесть данный вывод суда.
В тоже время, уведомление Администрации города Костромы № 64 от 21 октября 2021 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в части несоответствия параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, суд считает законным.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в силу ч. 1 ст. 38 ГрК РФ включают в себя:
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
- минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
- максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Правилами землепользования и застройки утвержденными решением Думы города Костромы № 62 от 16.12.2010 земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ... расположен в территориальной зоне Ж-1 «Зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки», минимальный отступ от границ земельного участка для объектов индивидуального жилищного строительства составляет 3 метра.
В пп. 3.3.3 раздела 3 и разделе 4 уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ..., Чегодаев С.М. указал, что с юго-западной стороны отступ от границы земельного участка составляет 0 м., а также указал, что разрешения на отклонение от предельных параметров строительства в параметрах обозначенных в Уведомлении на указанной участке Администрацией города Костромы не предоставлялось и ранее выданный отказ в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на тот момент не был оспорен.
При таких обстоятельствах вывод администрации города Костромы указанный в уведомлении № 64 от 21 октября 2021 г. о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по адресу: ..., является обоснованным, соответствует требованиям действующего законодательства, оснований для признания его незаконным не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20.09.2021 № 1669 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ....
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 21.10.2021 ░. №64 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, ....
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2022 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>