Дело №2а-1325/2019

УИД 33RS0006-01-2019-001303-42

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 сентября 2019 г.                                     г. Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи                             Глазковой Д.А.,

при секретаре                                     ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яцкова В. И. к администрации муниципального образования <адрес> о об обязании принять постановление об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка,

установил:

    Яцков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> и просил обязать административного ответчика принять постановление об установлении соответствия разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес><данные изъяты> по направлению на северо-запад от западной границы населенного пункта <данные изъяты> – рыбоводство, то есть осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры).

В обоснование требований указал на то, что является собственников вышеназванного земельного участка на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Он неоднократно обращался в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с <данные изъяты> Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на что получал отказ, с которым он не согласен. Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок не использовался по назначению более 10 лет. Он находится в низине, в заболоченной местности, зарос деревьями, кустарником, многолетними травами и не может относиться к сельскохозяйственным угодьям, поскольку изначально не мог быть предназначен для перечисленных в части 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ пашни, сенокоса, пастбища, залежей, а также не относится к землям, занятым многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Также ссылается на информационное письмо заместителя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому уточнение наименования вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное производство» возможно путем приведения его в соответствии Классификатору по заявлению заинтересованного правообладателя земельного участка.

    В судебном заседании Яцков В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не присутствовал, его интересы представляли по доверенности ФИО5 и ФИО10, которые заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.

    ФИО1 административного ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения административного искового заявления, в судебном заседании, а также в письменных возражениях указала на то, что в соответствии с частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ изменение вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, которые в силу части 6 этой же статьи для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.

ФИО1 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (ФИО1 Росреестра по <адрес>) по доверенности ФИО7 возражал против заявленных требований, в судебном заседании, а также в письменном отзыве и дополнении к нему сославшись на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, согласно которому поскольку для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, то, вследствие этого они не могут быть изменены. Также полагал, что установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с частью 13 статьи 14 Закона №171-ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур. Обращает внимание на то, что в настоящее время на спорном земельном участке каких-либо водоемов не имеется.

ФИО1 Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

     Исследовав материалы дела, выслушав ФИО1 административного истца, ФИО1 административного ответчика, ФИО1 заинтересованного лица, допросив свидетеля, суд установил следующее.

В судебном заседании установлено, что Яцков В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (городское поселение), в 220 м по направлению на северо-запад от западной границы населенного пункта <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями кадастрового паспорта земельного участка. Из кадастрового паспорта следует, что категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

Также согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем неоднократно в связи с отказом в удовлетворении заявления Яцков В.И. обращался в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на использование принадлежащего ему земельного участка согласно Классификатору ВИР-2015 с <данные изъяты> – под рыбоводство, ссылаясь на письмо заместителя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на что также получал неоднократные отказы.

Из названного письма заместителя Губернатора, адресованного руководителям исполнительных органов муниципальных районов, следует, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в соответствии с Классификатором вне зависимости от способа и порядка их определения. Классификатор не содержит вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное производство», уточнение наименования вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное производство» возможно путем приведения его в соответствие Классификатору в порядке, установленном частью 13 статьи 34 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению заинтересованного правообладателя земельного участка. При этом не имеет правового значения относится ли земельный участок к сельскохозяйственным угодьям. Необходимо отметить, что приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором не является изменением вида разрешенного использования.

Также установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земли в собственность, бессрочное (постоянное) пользование и аренду сельскохозяйственным предприятиям и выдаче им документов, удостоверяющих право на землю» товариществу с ограниченной ответственностью «Заря» предоставлено в собственность бесплатно сельскохозяйственные угодья общей площадью <данные изъяты> га, из них пашни 1 615 га, сенокосов 315 га, пастбищ 340 га, что также подтверждается свидетельством о праве собственности на землю №ВЛ-02-2015. Кадастровый номер данного земельного участка <данные изъяты>.

Согласно сведениям из кадастра, указанным в выписке от ДД.ММ.ГГГГ, Яцков В.И. является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> м по направлению на северо-запад от западной границы населенного пункта <данные изъяты>, кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>, также указано, что кадастровый номер преобразованного земельного участка <данные изъяты>.

В судебном заседании по ходатайству ФИО1 административного истца допрошен в качестве свидетеля ФИО8, который показал, что занимался оформлением документов по принадлежащему Яцкову В.И. земельному участку, обращался в администрацию муниципального образования вязниковский район.

В материалы дела ФИО1 заинтересованного лица – ФИО1 Росреестра представлены сведения АИС ГКН, согласно которым спорный земельный участок, принадлежащий Яцкову В.И., относится к оценочной группе 1 (земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности). Отнесение спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям подтверждается также сведениями публичной кадастровой карты.

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФИО3 законами и требованиями специальных ФИО3 законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с ФИО3 законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1,6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного ФИО3 закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 части 1 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в РФ подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Земли, указанные в пункте 1, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определятся исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается ФИО3 законами и требованиями специальных законом (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором.

Как следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (приложение к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ) вида разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» не существует.

В то же время согласно части 11 статьи 34 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который относится к землям сельскохозяйственного назначения и который поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, «для сельскохозяйственного производства» - «для сельскохозяйственного производства».

Согласно части 13 статьи 34 Закона №171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Как следует из материалов дела, административный истец, исходя из положений вышеназванной нормы, обратился в администрацию муниципального образования вязниковский район с заявлением с целью проведения процедуры технического приведения описания вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными Классификатором видов разрешенного использования.

Таким образом, выбранный Яцковым В.И. порядок не является изменением вида разрешенного использования земельного участка. Вместе с тем, по мнению суда, в данном случае это приведет именно к фактическому изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка, Установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона №171-ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.

Анализируя представленные в материалы дела доказательства и с учетом вышеназванных норм суд полагает, что оснований для административного ответчика принять постановление об установлении соответствия разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <данные изъяты> по направлению на северо-запад от западной границы населенного пункта д. Тополевка согласно Классификатору, с <данные изъяты> – рыбоводство, то есть осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры), не имеется, поскольку в данном случае установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона №171-ФЗ приводит к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур. Кроме того, суд обращает внимание на то, что административным истцом поставлен вопрос об установлении соответствия вида разрешенного использования спорного земельного участка согласно классификатору с <данные изъяты> – рыбоводство, в то время как на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо водные объекты, что не отрицалось ФИО1 административного истца в судебном заседании.

С учетом изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1325/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яцков Владимир Иванович
Ответчики
Администрация МО Вязниковского района Владимирской области
Другие
Управление Росреестра по Владимирской области
Борухсон Анатолий Евгеньевич
Еременко Дмитрий Юрьевич
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области
Суд
Вязниковский городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
viaznikovsky.wld.sudrf.ru
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2020Дело оформлено
24.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее