Дело № 2а-1986/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2018 года город областного значения Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., с участием представителя административных истцов Фурман Т.В., действующей по Уставу, Галлиулина Ш.М., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Прокуратуры Нижегородской области и Борской городской прокуратуры Колбовской О.В., при секретаре Травницкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Независимого профессионального союза сотрудников коммерческих организаций Нижегородской области «СПАС» к Прокуратуре Нижегородской области, Борскому городскому прокурору Савчицу Николаю Николаевичу, Борской городской прокуратуре о признании представления об устранении нарушений в Уставе общественной организации незаконным,
У с т а н о в и л:
Независимый профессиональный союз сотрудников коммерческих организаций Нижегородской области «СПАС» в лице Председателя Комитета Фурман Т.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным представление Борской городской прокуратуры за подписью неуполномоченного его руководителя Савчица Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ представителю НПССКОНО «СПАС» было вручено вышеуказанное представление по выявленным фактам нарушений в деятельности, в т.ч.:
- нарушение требований ч.2 ст.19 Конституции РФ, которой запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- в нарушение требований п.1 ст.2 ФЗ № 10-ФЗ положения Устава НПССКОНО «СПАС» не содержат указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов данного профсоюза;
- в нарушение требований п.п.2, 3 ст.2 ФЗ № 10-ФЗ статьей 9 Устава НПССКОНО «СПАС» предусмотрено членство в НПССКОНО «СПАС» только граждан России, достигших 18 лет;
- Устав НПССКОНО «СПАС» не содержит указание на то, что его членом может быть лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации;
- нарушение п.1 ст.54 ГК РФ, в соответствии с которым юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, с учетом организационно-правовых форм общественных объединений, перечисленных в ст.7 ФЗ № 82-ФЗ;
-Устав НПССКОНО «СПАС», в нарушение ст.28 ФЗ № 82-ФЗ в официальном названии общественного объединения не содержит указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
Представитель административного истца считает, что Борский прокурор Савчиц Н.Н. своими действиями умышленно нарушает действующее законодательство, не являясь членом профсоюза, обязывает вносить изменения в действующий Устав профсоюза, утвержденный и не единожды проверенный территориальным органом Министерства юстиции Нижегородской области.
В судебном заседании представители НПССКОНО «СПАС» председатель Комитета Фурман Т.В., действующая по Уставу, Галлиулин Ш.М., действующий в пределах полномочий по доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель прокуратуры Нижегородской области Колбовская О.В., действующая в пределах полномочий по доверенности, с заявленными требованиями не согласна, пояснив, что в соответствии с Федеральный Законом № 82-ФЗ прокуратура Российской Федерации вправе осуществлять надзор за соблюдением законов общественными объединениями. В данном случае проверка соблюдения законов НПССКОНО «СПАС» была проведена в связи с обращением в Борскую городскую прокуратуру директора ОАО «Эй Джи Си БСЗ» Князева С.Ю., в ходе которой было выявлено ряд нарушений и вынесено представление об их устранении.
Будучи представителем Борской городской прокуратуры Колбовская О.В., действующая в пределах полномочий по доверенности, вышеизложенную позицию поддержала, также пояснив, что, подписывая представление об устранении нарушений требований федерального законодательства Борский городской прокурор действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Административный ответчик Борский городской прокурор Савчиц Н.Н. в суд не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Старший помощник Борского городского прокурора Копейкин А.Б., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поддержал позицию представителя прокуратуры Нижегородской области.
Представитель ГУ Минюста РФ по Нижегородской области, привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в суд не явился.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Согласно ч.1 ст.30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений содержатся в ст.19 Федерального закона № 82-ФЗ.
Так, в частности учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
При этом, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ).
Понятие профессионального союза, под которым понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов содержится в ч.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ.
К полномочиям профсоюзов входит право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ч.5 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций) (ч.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ).
Реализация гражданами конституционного права на объединение корреспондирует к положениям ч.2 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ, согласно которой каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч.1 ст.21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.
По смыслу приведенных правовых норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.
Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ создан Независимый профессиональный союз сотрудников коммерческих организаций Нижегородской области «СПАС». ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация общественной организации.
Согласно ст.2 Устава НПССКОНО «СПАС» местом нахождения Комитета профсоюза является город Бор Нижегородской области, а территориальной сферой деятельности организации - Нижегородская область.
В ходе проведенной проверки Прокуратурой Борского района Нижегородской области по обращению директора ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» Князева С.Ю. соблюдения требований ФЗ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в отношении Независимого профессионального союза сотрудников Коммерческих предприятий Нижегородской области «СПАС», выявлены нарушения, указанные выше. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ № Прокуратурой Борского района Нижегородской области за подписью Борского городского прокурора Н.Н.Савчица в адрес Председателя Комитета НПССКОНО «СПАС» Фурман Т.В. внесено представление об устранении нарушений, с которыми административный истец не согласен.
При этом, исходя из системного толкования положений Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и норм Трудового кодекса РФ, целью деятельности профсоюзов является их участие в установлении условий труда и применении трудового законодательства, профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во взаимоотношениях работников и работодателей.
Согласно ст.28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
В нарушение указанных требований положения Устава НПССКОНО «СПАС»" не содержат указание на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов данного профсоюза.
Напротив, статьями 3 и 6 Устава НПССКОНО «СПАС» предусмотрено, что профсоюз защищает законные права и интересы своих членов и других граждан от нарушений действующего Законодательства государственными органами, его исполнительным, законодательным и судебным аппаратом, а также от нарушений законов отдельными организациями и физическими лицами. Целью деятельности профсоюза является защита прав своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также способствовать этому; образование независимой социально-экономической среды, способной в достаточной мере удовлетворять жизненную потребность членов Профсоюза и их семей свободно трудиться в соответствии со своим творческим потенциалом и право нести ответственность перед обществом за результаты своего труда и распоряжение ими в пределах, определяемых демократическими правовыми нормами; участие Профсоюза в процессе строительства на территории РФ демократического правового государства, ориентированного на интернациональное объединение, исключающее этнополитические амбиции и расширяющее пределы единого социально-правового и экономического пространства….
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца цели деятельности профсоюза шире, чем предусмотрено ФЗ № 10-ФЗ.
Таким образом, данная организация создана не с целью защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, а с целью защиты прав членов профсоюза, в том числе в сферах отличных от социально-трудовой. Кроме того, деятельность общественной организации направлена на защиту прав лиц, которые связаны между собой не общими производственными и профессиональными интересами по какому-либо конкретному роду их деятельности, а по признаку занятия оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они являются.
Пунктом 2 ст.7 Закона о профсоюзах закреплено, что Устав профсоюза должен предусматривать категории и профессиональные группы объединяемых граждан. В нарушение приведенной нормы Уставом НПССКОНО «СПАС» не предусмотрены категории и профессиональные группы объединяемых граждан.
В соответствии со статьей 9 Устава НПССКОНО «СПАС», членами Профсоюза могут быть граждане России, достигшие 18-ти лет, признающие Устав, уплачивающие членские взносы.
Вместе с тем, из содержания п.2 ст.2 Закона о профсоюзах следует, что право состоять в профсоюзах предоставлено гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, достигшим возраста 14 лет.
Таким образом, статьей 9 Устава профсоюза закреплено положение, нарушающее право граждан и лиц без гражданства, не достигших возраста 18 лет, на вступление в профсоюз, гарантированное действующим законодательством.
В силу ст.3 Закона N 10-ФЗ член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации. При этом первичной профсоюзной организацией признается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.
Согласно ст.3 Закона о профсоюзах территориальной организацией профсоюза является добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Как усматривается из положений статьи 1 и 2 Устава НПССКОНО «СПАС», общественная организация является организацией профсоюза, действующей на территории Нижегородской области. Вместе с тем такая форма профсоюза не соответствует вышеприведенным положениям ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", поскольку НПССКОНО «СПАС» не объединяет членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, а также не входит в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза.
Суд не может согласиться с позицией административного истца, что при регистрации Устав НПССКОНО «СПАС» ГУ Минюста России по Нижегородской области проводило правовую экспертизу, поскольку в соответствии со ст.8 ФЗ № 10-ФЗ г. федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.
При этом государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Суд не может также согласиться с позицией представителей административного истца в той части, что судом уже проверялась законность Устава НПССКОНО «СПАС» по ранее рассмотренному делу, в частности об оспаривании решения учредительного общего собрания членов НПССКОНО «СПАС» о создании первичной профсоюзной организации НПССКОНО «СПАС» в ОАО «Эй Джи Си БСЗ»; признании первичной профсоюзной организации не созданной, поскольку разные предметы спора.
Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что представление об устранении имеющихся нарушений в Уставе НПССКОНО «СПАС» обосновано, вынесено прокурором Борской городской прокуратуры в рамках предоставленных ему полномочий, правовых оснований для признания его незаконным суд не усматривает, как не усматривает и нарушений прав административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 179, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ - ░.░.░░░░░░░