Судья Коваленко В.А. 33-2841/2024
24RS0056-01-2023-004356-65
2.150
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макурина В.М.,
судей: Андриенко И.А., Каплеева В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бретавской С.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Андреевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к МКУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» - Рожковой Н.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» (ИНН 2451000430) в установленном законом порядке до 30.10.2024 года провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности в рамках проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа в жилом районе «Бугач» в г. Красноярске» от 03.03.2020 года № 08/606».
Заслушав докладчика Андриенко И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» (далее по тексту так же - МКУ г.Красноярска «УКС») о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. В соответствие с п.8.1.19 Положения о Енисейском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Росрыболовства от 28.11.2016г. № 756, согласование такой деятельности на территории города Красноярска осуществляет указанное управление. МКУ г.Красноярска «УКС» получено заключение о согласовании деятельности в рамках проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа в жилом районе «Бугач» в г. Красноярске» от 03.03.2020г. № 08/606. Согласно заключению Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от 03.03.2020г. № 08/606 МКУ г. Красноярска «УКС» необходимо компенсировать причиненный водным биоресурсам вред в размере 37,0162 кг в натуральном выражении (молодь рыбы) до окончания негативного воздействия. Согласно пп. «з» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства является одной из мер по сохранению водных биологических ресурсов. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона МКУ г. Красноярска «УКС» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, обитающих в р.Енисей, не проведены. Истец просил: обязать МКУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» в установленном законом порядке в срок до 30.10.2024 провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности в рамках проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа в жилом районе «Бугач» в г. Красноярске» от 03.03.2020 года № 08/606.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Рожкова Н.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Податель жалобы ссылается на то, что сводно-сметным расчетом по объекту затраты на компенсацию ущерба предусмотрены не были, дополнительные бюджетные средства учреждению для указанных целей не выделялись. Водосброс с территории школы в настоящее время предусмотрен на новую автодорогу и в ливневую канализацию. Поскольку заключение Енисейским ТУ Рыболовства по строительству объекта выдано без учета последующего строительства автомобильной дороги, с учетом отсутствия негативного воздействия на водные биологические ресурсы, необходимость в затратах бюджетных средств на восстановительные мероприятия по компенсации вреда, нанесенного водным биоресурсам в связи с наличием водного стока в настоящее время отсутствует. Это следует из п.19 Методики определения последствий негативного воздействия при строительстве объектов капитального строительства на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от 06.05.2020 № 238.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении (л.д.144-149), в связи с чем, их неявка не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика МКУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» - Коленько Н.В., настаивавшую на удовлетворении жалобы, представителя истца – прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Андрееву А.Г., полагавшую решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту так же – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.04.2013 постановлением Правительства РФ № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствие с п.8.1.19 Положения о Енисейском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Росрыболовства от 28.11.2016 № 756, Управление осуществляет согласование деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов и осуществлению иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7 - ФЗ), окружающая среда - совокупность компонентов природой среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
К компонентам природой среды относится животный мир, который в силу ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире» (далее - ФЗ № 52-ФЗ) представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы.
Статьей 43 ФЗ № 7- ФЗ предусмотрено, что при осуществлении проектирования, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, животных и других организмов.
Аналогичные требования предусмотрены ст. 22 ФЗ № 52-ФЗ, согласно которой любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира.
В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166 - ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 данной статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении ниш: деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления.
К мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относятся оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
В соответствии с требованиями ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 56 Федерального закона «О животном мире», ч. 1 ст. 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
В соответствии с требованиями закона МКУ г. Красноярска «УКС» получено заключение о согласовании деятельности в рамках проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа в жилом районе «Бугач» в г. Красноярске» от 03.03.2020 года № 08/606.
Согласно заключению Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от 03.03.2020 года № 08/606 МКУ г.Красноярска «УКС» необходимо компенсировать вред, наносимый водным биоресурсам в размере 37,0162 кг в натуральном выражении путем выпуска 20 565 экземпляров молоди: ленка, тайменя, хариуса с заключением соответствующих договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
Согласно пп. «з» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства является одной из мер по сохранению водно-биологических ресурсов.
В подтверждение мероприятий по исполнению возложенных на МКУ г. Красноярска «УКС» компенсационных мероприятий, ответчиком представлено письмо от 06.03.2020 № 833 о необходимости включения затрат по выпуску молоди в состав сводного сметного расчета учреждения, направленное в ООО «КБС – Проект», коммерческое предложение -ООО «Малтат» от 29.05.2023.
29.05.2023 письмом № 286-05/23 ООО «Малтат» уведомляет МКУ г. Красноярска «УКС» о готовности произвести отгрузку и выпуск молоди хариуса для выполнения компенсационных мероприятий, стоимость оказания услуг составляет 1 233 900 рублей.
26.06.2023 Красноярским природоохранным прокурором было принято решение № 166 о проведении проверки исполнения ответчиком законодательства об охране водных биологических ресурсов, по результатам которой установлено, что МКУ г. Красноярска «УКС» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, обитающих в р.Енисей, не проведены, что ответчиком не оспаривается.
Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 20 декабря 2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", усмотрел основания для удовлетворения исковых требований, указав по результатам анализа представленных в дело доказательств, что деятельность в рамках проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа в жилом районе «Бугач» в г. Красноярске» от 03.03.2020 года № 08/606 не ведется, вред, нанесенный водным биоресурсам в размере 37,0162 кг в натуральном выражении путем выпуска 20565 экземпляров молоди: ленка, тайменя, хариуса не компенсирован, что влечет причинение ущерба водным биологическим ресурсам.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика МКУ г.Красноярска «Управление капитального строительства» о том, что восстановительные работы не проведены, поскольку сводно-сметным расчетом по объекту затраты на компенсацию ущерба были не предусмотрены, дополнительные бюджетные средства учреждению для указанных целей не выделялись, поскольку указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о наличии оснований для освобождения ответчика от компенсации вреда, нанесенного его деятельностью водным биоресурсам. При проектировании и строительстве школы, ответчик знал (должен был знать) о своей обязанности выполнить работы по восстановлению ущерба, который будет причинен его деятельностью биологическим ресурсам реки Енисей, об объеме восстановительных мероприятий, их стоимости.
Заключение Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 03.03.2020 № 08/606 о согласовании деятельности в рамках проектной документации по объекту «Общеобразовательная школа в жилом районе «Бугач» в г.Красноярске содержит сведения о рассмотрении проектной документации на школу при участии Енисейского филиала ФГБУ «Главрыбвод», а так же о расположении проектируемого участка под строительство общеобразовательной школы на 1 550 учащихся между улицей Калинина в Октябрьском районе г.Красноярска и рекой Бугач (бассейн р.Енисей). Сброс сточных вод на рельеф и в водные объекты заключением не предусмотрен, в тоже время произведен расчет размера вреда водным биоресурсам в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом № 1166 от 25.11.2011 Федерального агентства по Рыболовству.
Ответственным за возмещение вреда, причиненного водным биологическим ресурсам строительством общеобразовательного учреждения, является ответчик. Строительство автомобильной дороги вокруг школы, предусматривающее обустройство ливневой канализации в очистные сооружения, не является основанием для освобождения от исполнения указанной прокурором обязанности, поскольку не свидетельствует об отсутствии необходимости в компенсационных мероприятиях в связи с уже произведенными строительными работами на правобережном притоке реки Кача.
Доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.03.2024.