Дело № 2-1135/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Алдан 25 сентября 2021 г
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Швецовой Н.В.,
при секретаре Лифановой Н.В.,
с участием истца Дубко А.В., его представителя Плотниковой О.Ж.,
представителя соответчика администрации МР «Алданский район» Клименко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Дубко Александра Валентиновича к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), администрации муниципальному району «Алданский район» о признании незаконным отказа во включении в список и возложении обязанностей включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
истец обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является в несовершеннолетнем возрасте находился под опекой, как оставшийся без попечения родителей, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: п. Нижний Куранах, 1 микрорайон, д. 3 кв. 25. Опекун Дубко Л.И. выписала его из жилого помещения и он остался без жилья. Несмотря на это Министерство труда и социального развития РС (Я) 15 июня 2017 г отказало во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещением, в связи с тем, что за ним закреплено жилое помещение. Будучи в несовершеннолетнем возрасте он не мог обжаловать это решение, обращался в различные инстанции. Полагая такой отказ незаконным, просит признать отказ Министерства труда и социального развития РС (Я незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признать за ним право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В судебном заседании истец Дубко А.В., его представитель Плотникова О.Ж. исковые требования поддержали, дополнив, что на момент отказа во включении в список, у истца уже отсутствовало жилое помещение, он был выписан, квартира приватизирована.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития РС (Я) извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставив решение на усмотрение суда. Вместе с тем, в описательной части отзыва указал, что основания для удовлетворения иска имеются.
В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель соответчика администрации муниципального района «Алданский район» Клименко О.С. пояснила, что при обращении Дубко А.В., администрация района подготовила все документы для включения в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который был направлен в Министерство труда и социального развития, где было принято решение об отказе. Район готовит только предварительные списки, Министерство разрешает вопросы окончательно. Полагала, что в данном случае имеются основания для удовлетворения иска.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и огласив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Алданского районного суда РС (Я) от [Дата] ФИО6 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей дочери ФИО4, [Дата] рождения и сына ФИО1, [Дата] рождения.
Распоряжением главы территориальной администрации п. Н. Куранах опекуном ФИО1 назначена ФИО7.
Распоряжением АМО «Поселок Нижний Куранах» № 101 от 25 апреля 2008 г за несовершеннолетним ФИО1 закреплено жилье по месту проживания матери: ........
До достижения возраста 23 лет Дубко А.В. дважды обращался с заявлением о включении в Единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством труда и социального развития РС (Я) № МТСР-10/2-6166 от 15 июня 2017 г вынесено заключение о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения в РС (Я) Дубко А.В.. Основанием для отказа послужило то, что за Дубко А.В. закреплено жилье по месту проживанию матери, по адресу: ........
16 апреля 2024 г Дубко А.В. повторно обратился в администрацию Алданского района с заявлением о включении в список.
3 мая 2024 г Министерством труда и социального развития РС (Я) принято решение о возврате документов, в связи с достижением истца 23 лет на момент обращения, и необходимости обжалования первичного отказа от 15 июня 2017г.
Из выписки из поквартирной карточки усматривается, что Дубко А.В. проживал и был зарегистрирован по адресу: ....... период с 9 апреля 1999 г по 20 января 2017г., т.е. на момент дачи заключения истец по указанному адресу был выписан.
Как видно из договора [Номер] от 25 июля 2017 г указанное жилое помещение передано в собственность Шариповой Л.И. в порядке приватизации.
Право собственности за Ширповой Л.И. её несовершеннолетними детьми зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 18 августа 2017г, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Согласно справке АМР «Алданский район» нанимателем жилого помещения по договору социального найма на территории МР «Алданский район» Дубко А.В. не является.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в собственности Дубко Н.И. (мать истца) недвижимости не имеет.
В квартире по адресу: ....... зарегистрированы Шарипова Л.И., и её дочери. Эти же лица проживают в указанной квартире, что подтверждается актом обследования жилого помещения от 22 мая 2024 г.
22 мая 2024 г комиссией администрации МР «Алданский район» по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято решение о невозможности проживания Дубко А.В. в ранее занимаемом жилом помещении в связи с несоответствием учетной нормы квадратных метров на одного человека по п. Нижний Куранах.
Факт невозможности проживания Дубко А.В. в ранее закрепленном за ним помещении установлен Постановлением главы района № 512п от 23 мая 2024 г.
Вышеперечисленные документы подтверждают тот факт, что Дубко А.В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, в возрасте 18 лет обращался за включением в реестр нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Все основания для включения в указанный реестр имели место быть.
Проживает истец по другому адресу РС (Я), ....... без регистрации.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (п. 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 г 1154-3 № 1201-IV (ред. от 24 декабря 2020 г) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из вышеперечисленных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещения, предоставляемому по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Дубко А.В. не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В квартире, которая была закреплена за ним ранее, фактическое проживание истца не возможно.
Частью 4 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Согласно ч. 1 ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Из приведенных норм права следует, что дети сохраняют право собственности на принадлежащее им жилое помещение либо сохраняют право пользования жилым помещением, которым они пользовались на условиях социального найма как члены семьи нанимателей.
Из материалов дела усматривается, что Дубко А.В. по месту закрепленного за ним жилого помещения не зарегистрирован, и не проживает. Членом семьи собственников жилого помещения, ранее закрепленного за ним, не является, не признавался, не пользовался жилым помещением на условиях социального найма как член семьи нанимателей. Администрацией МР «Алданский район» установлен факт невозможности проживания истца в ранее закрепленном за ним жилым помещением.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела представлено не было.
С заявлением о включении в список нуждающихся, истец обращался в уполномоченный орган первоначально до 23 лет, не имеет собственного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Дубко А.В., относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, который своевременно обращался за включением в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а поэтому имеются основания, предусмотренные п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г № 159-ФЗ, для признания Дубко А.В. нуждающемся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории МР «Алданский район», а следовательно, заключение Министерства труда и социального развития РС(Я) от 15 июня 2017 г № 6166 является незаконным, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 15 ░░░░ 2017 ░ № ░░░░-10/2-6166 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, 8 ░░░░░░ 1999 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, 8 ░░░░░░ 1999 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2024 ░