Решение по делу № 2-1174/2020 от 19.05.2020

Дело № 2-1174/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Щербиной И.С.,

при секретаре Пичуриной Э.А.,

при участии помощника судьи Исаевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г.Орла, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – средняя образовательная школа №25 г.Орла о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Заводского района г. Орла, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – средняя образовательная школа №25 г.Орла о понуждении к совершению действий. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении объекта образования - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней образовательной школы №25 г.Орла. Согласно проведенному обследованию существующая система охраны безопасности данного объекта частично позволяет обеспечить его безопасность. Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов выполняются частично. Несмотря на истечение срока устранения указанных в представлении недостатков антитеррористической защищенности объекта, недостатки не устранены, как и не осуществлено финансирование указанных мероприятий, что не позволяет в полном объеме обеспечить безопасность объекта вопреки действующим нормам законодательства о террористической защищенности. По указанным основаниям, просит суд обязать администрацию г.Орла в срок до ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УМИЗ администрации г.Орла, Департамент финансов Орловской области, Управление образования администрации г.Орла, Департамент образования Орловской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г. Орла Харламов А.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, заявленным в иске.

Представитель ответчика – администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. заявленные исковые требования не признала, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика директор МБОУ – средней образовательной школы №25 г.Орла Косачев М.В. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенным представителем администрации г.Орла.

Представитель третьего лица – Управления образования администрации г. Орла по доверенности Пугачев С.А. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года. К числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11 Концепции).

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно п. 4 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона № 35-ФЗ определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса)).

В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Заводского района г.Орла проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением - средней общеобразовательной школой № 25 г. Орла (далее - МБОУ СОШ № 25 г. Орла) требований законодательства о противодействии терроризму и образовании в части обеспечения безопасности детей при организации образовательного процесса, по результатам которой установлены нарушения обязательных для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

При проведении проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГ в учреждении проведена процедура категорирования, по результатам которой объекту защиты присвоена <данные изъяты> категория опасности. Трудовую деятельность на объекте осуществляет <данные изъяты> работников, количество учащихся составляет <данные изъяты> человек.

Мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко второй категории опасности, предусмотрены п.п. 24, 25, 26, 30 Требований.

Согласно п.п. «а» п. 25 и п. 30 Требований объект (территория) должны быть оснащены системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное наблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Между тем, в МБОУ СОШ № 25 г. Орла <данные изъяты>

Согласно п.п. «б» п. 26 Требований въезд на объект (территорию) необходимо оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Вместе с тем, в нарушение указанного требования данное мероприятие в МБОУ СОШ № 25 г. Орла не реализовано, а имеющиеся ворота находятся в изношенном состоянии.

ДД.ММ.ГГ прокуратурой района в адрес директора МБОУ СОШ № 25 г. Орла внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в котором указано на необходимость устранения указанных нарушений закона.

Вместе с тем, на наличие вышеуказанных нарушений и необходимость их устранения было указано комиссией в составе должностных лиц органов контроля по результатам проведенной в ДД.ММ.ГГ года процедуры категорирования.

В ходе судебного разбирательства представители ответчиков, третьего лица признали указанные факты.

Несмотря на это, ответственными должностными лицами в полном объеме меры, направленные на обеспечение соответствия объекта вышеуказанным требованиям в целях выявления потенциальных нарушителей и признаков подготовки или совершения террористического акта, пресечения попыток их совершения и минимизацию возможных последствий своевременно реализованы не были, что не отвечает требованиям Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также нарушает требования п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Пунктом 32 Требований, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Письмом от ДД.ММ.ГГ №*** директором МБОУ СОШ № 25 г. Орла направлено обращение в адрес начальника управления образования администрации г. Орла, в котором просил выделить денежные средства в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты>

Письмами от ДД.ММ.ГГ за №*** и №*** директором МБОУ СОШ № 25 г. Орла направлено обращение в адрес начальника управления образования администрации г. Орла, в котором просил выделить денежные средства в том числе в размере <данные изъяты> руб., направленных на устранение выявленных нарушений.

ДД.ММ.ГГ между МБОУ СОШ № 25 г. Орла и <данные изъяты>» заключен гражданско-правовой договор №*** на поставку системы видеонаблюдения. Цена договора составила <данные изъяты> руб. Во исполнение договора МБОУ СОШ № 25 г. Орла внесено <данные изъяты>% стоимости оборудования.

В соответствии с п. 1.2, п. 1.5, п. 1.6 Устава МБОУ СОШ № 25 г. Орла является некоммерческой организацией. Его учредителем, а также собственником его имущества является муниципальное образование «Город Орел». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Орла в лице Управления образования администрации г. Орла.

В силу п. 5.1.2 раздела 5 Устава «Экономика учреждения» источниками формирования его имущества являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджетов Орловской области и г. Орла, целевые субсидии на основании утвержденного учредителем муниципального задания или в соответствии с областными программами и муниципальными ведомственными программами.

Согласно положениям п. 8 ст. 8 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. №72/753-ГС к ведению г. Орла относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города.

В соответствии с п. 23 ст. 24 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. №72/753-ГС администрация г. Орла участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пункту 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).

Подпунктом 1 статьи 20 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. №72/753-ГС установлено, что администрация города Орла является исполнительно-распорядительным органом города Орла, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Орловской области.

Вместе с тем, как было установлено судом, до настоящего времени мероприятия по антитеррористической защищенности администрацией г. Орла не профинансированы, недостатки антитеррористической защищенности в МБОУ СОШ № 25 г. Орла, не устранены.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Орла не были созданы в полном объеме надлежащие условия для предотвращения причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, в связи с чем, МБОУ СОШ № 25 г. Орла не были приняты в полном объеме меры по предупреждению терроризма, и полагает необходимым удовлетворить требования прокурора Заводского района г. Орла.

Доводы представителей ответчиков и третьего лица, о том, что в настоящее время отсутствует финансирование, а срока, предоставленного для устранения нарушений недостаточно, не может служить отказом в удовлетворении исковых требований, поскольку законодательство не ставит в зависимость выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, формирование расходов местных бюджетов должно осуществляться в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, которыми, помимо прочего, является содержание муниципальных учреждений.

Обеспечение и реализация мероприятий противодействия терроризму направлены на пресечение действий, нарущающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья граждан в период нахождения в учреждении.

Не лишен права ответчик в случае невозможности исполнения решения в установленные судом сроки, обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, при имеющихся на то обстоятельствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования прокурора Заводского района г.Орла, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орла, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – средняя образовательная школа №25 г.Орла о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орла в срок до ДД.ММ.ГГ выделить денежные средства для оборудования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней образовательной школы №25 г.Орла системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием обстановки на всей территории и участках объекта, его уязвимых мест и критических элементов, а также архивирование и хранение данных.

Обязать администрацию г.Орла в срок до ДД.ММ.ГГ выделить денежные средства для оснащения въезда на территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней образовательной школы №25 г.Орла воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – среднюю образовательную школу №25 г.Орла в срок до ДД.ММ.ГГ оборудовать объект системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием обстановки на всей территории и участках объекта, его уязвимых мест и критических элементов, а также архивирование и хранение данных.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – среднюю образовательную школу №25 г.Орла в срок до ДД.ММ.ГГ оснастить въезд на территорию объекта воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 07 августа 2020 года.

Председательствующий: И.С. Щербина

2-1174/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Заводского района г. Орла
Ответчики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №25 г. Орла
администрация г. Орла
Другие
Департамент финансов Орловской области
Департамент образования и молодежной политики и спорта Орловской области
Управление образования администрации г. Орла
УМИЗ Администрации г. Орла
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Щербина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2020Предварительное судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
05.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2020Дело оформлено
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее