Решение от 26.02.2020 по делу № 2а-504/2020 от 23.01.2020

Дело № 2а-504/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2020 г.                                                                                   г. Тамбов

Советский районный суд города Тамбова в составе

Судьи Морозова А.В.

при секретаре Мироновой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛСК» к Государственной инспекции труда в Тамбовской области о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда в Тамбовской области от 13.11.2019 г.,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЛСК» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Тамбовской области о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда в Тамбовской области от 13.11.2019 г. об устранении выявленных нарушений.

В обоснование требований указали, что по результатам проверки, проведенной 13 ноября 2019 г. государственной инспекцией труда в Тамбовской области в отношении ООО «ЛСК», выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 13.11.2019 г. Указанное предписание считали незаконным и подлежащим отмене, в связи с отсутствием основания для его выдачи. К полномочиям государственной инспекции труда относится выявление правонарушения, но не трудовые споры, так как она не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Спор же об изменении даты и формулировки причины увольнения в соответствии со статьей 391 ТК РФ подлежит рассмотрению судом. Следовательно, предписание об изменении даты и формулировки причины увольнения вынесено государственной инспекцией труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому неправомерно. Кроме того в заявлении на увольнение 3 была указана конкретная дата, с которой он желал уволиться. Однако досрочное (до истечения двухнедельного срока) расторжение трудового договора по инициативе работника возможно при наличии согласования иной даты увольнения, указанной в заявлении работника. Если работодатель не согласен уволить работника с даты, которую он указал в заявлении, он не вправе увольнять работника по истечении общего срока предупреждения - двух недель, поскольку в этом случае работник увольняется не по его желанию. Поэтому, если работник указал конкретную дату увольнения, работодатель вправе, либо согласиться с таким условием, либо отказать в увольнении с конкретной даты. Если соглашения с работником не было достигнуто, то работник должен написать новое заявление об увольнении по собственному желанию, на основании которого по истечении двухнедельного срока предупреждения у работодателя возникает обязанность расторгнуть трудовой договор. Трудовой договор с 3 был расторгнут по инициативе работодателя 17.07.2019 г., так как 3 отсутствовал на рабочем месте с 27.05.2019 г. Данный факт подтверждается актами об отсутствии работника на рабочем месте. Работодатель (ООО «ЛСК») неоднократно направлял письменный запрос на дачу объяснений по поводу отсутствия на рабочем месте. Каких либо объяснений со стороны 3 не поступало. На основании изложенного просили Предписание государственной инспекции труда в Тамбовской области об устранении выявленных нарушений от 13.11.2019 г. признать незаконным и отменить.

В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве заинтересованного лица был привлечен 3

В судебном заседании представитель ООО «ЛСК» по доверенности Щербакова А.А. требования изложенные в административном исковой заявлении поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без участия представителя, ранее в суд поступили письменные возражения в удовлетворении требований.

Заинтересованное лицо 3 в судебное заседание не явился, о месте и времени его рассмотрения извещен надлежаще.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон 3 был принят на работу в ООО «ЛСК» на должность начальника производственно-заготовительного участка с 14.06.2016 (трудовой договор от 14.06.2016 и приказ от 14.06.2016 ). 06.06.2019 3 было подано заявление об увольнении с 27.05.2019 с требованием о выдаче справки формой 2-НДФЛ, трудовой книжки и выплате окончательного расчета на банковскую карту. Приказом от 17.07.2019 3 был уволен на основании пп.«а» п.6 ст.81 ТК РФ.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Из статьи 192 ТК РФ следует, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 ТК РФ, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 указанного Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 193 ТК РФ).

На основании части 1 статьи 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из положении статьи 360 Трудового кодекса РФ следует, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе является поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 2 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года № 875 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Согласно пункту 7 Положения Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (п.8).

Согласно п.п. «б» п.10 Положения основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

В адрес Государственной инспекции труда в Тамбовской области 16.10.2019 от 3 поступило обращение по вопросам нарушения его трудовых прав ООО «ЛСК». На основании обращения 3 Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Жалниной О.Н. была инициирована проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ООО «ЛСК», которая была завершена 13.11.2019 г., по итогам был составлен акт -ОБ/12-7814-И/14-113 от 13.11.2019 г.

С целью устранения нарушений, указанных в акте проверки было вынесено предписание от 13.11.2019 г. об устранении выявленных нарушений - в срок 13.12.2019: приказ от 17.07.2019 об увольнении 3 отменить; произвести расчет и выплатить 3 неполученный заработок в связи с лишением его возможности трудится в результате задержки работодателем выдачи трудовой книжки, выдать 3 справки и заверенные копии, запрашиваемых документов, издать приказ об увольнении 3 по собственному желанию 27.06.2019, в трудовую книжку 3 внести запись об увольнении по собственному желанию 27.06.2019; выдать 3 трудовую книжку.

Вместе с тем, согласно статье 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником, по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В соответствии со статьей 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Спор об увольнении работника является в силу статьи 391 ТК РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению непосредственно в суде.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 25Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

Статьями 356 и 357 ТК РФ урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По мнению суда, исходя из приведенных выше норм права, на государственную инспекцию труда возложена обязанность по выполнению функции по надзору и контролю за работодателями, а также выявлять нарушения, но она не вправе разрешать трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не вправе его заменять (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 18.01.2019 г. № 19-АД18-32).

Спор об увольнении 3 в силу статьи 391 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению непосредственно в суде, поскольку в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, в том числе об изменении даты и формулировки причины увольнения.

Таким образом спор относительно применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, установления даты и формулировки увольнения является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению судом в рамках гражданского судопроизводства, поскольку при обращении 3 в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области 16.10.2019 по вопросам нарушения его трудовых прав ООО «ЛСК», фактически говорит о разногласии между работодателем и работником, которые содержат перечисленные в статье 381 ТК РФ признаки индивидуального трудового спора, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 ТК РФ.

Не нашли своего подтверждения также требования Государственной инспекции труда в Тамбовской области о пропуске административным истцом срока обращения в суд и применении его последствий.

В соответствии с абз.17 статьи 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Как видно из материалов дела акт проверки и обжалуемое предписание были получены административным истцом 15.11.2019 г. После чего 25.11.2019 г. ООО «ЛСК» была подана жалоба руководителю государственной инспекции - главному государственному инспектору, ответ об отказе в её удовлетворении был получен 23.12.2019 г. Далее 10.01.2020 г. ООО «ЛСК» было подано административное исковое заявление в Октябрьский районный суд г.Тамбова с требование о признании незаконным и отмене предписания от 13.11.2019 г. Определением судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 13.01.2020 г. административное исковое заявление было возвращено в виду его не подсудности данному суду. Определение было получено 17.01.2020. Административное исковое заявление в Советский районный суд г.Тамбова было подано 23.01.2020.

Таким образом административным истцом ООО «ЛСК» не был пропущен десятидневный срок для обжалования предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 13.11.2020 г.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ООО «ЛСК» нашли своё подтверждение в ходе разбирательства дела и они подлежат удовлетворению, поскольку на основании вышеприведенных норм права и обстоятельств дела было установлено наличие разногласия между Обществом и работником 3 по поводу применения к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения, а также о дате и формулировке увольнения, которые имеют признаки и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению судом в рамках гражданского судопроизводства, следовательно Государственная инспекция труда в Тамбовской области не вправе было выдавать предписание - от 13.11.2019 г. об устранении выявленных нарушений связанных с увольнением 3

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░ 13.11.2019 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░               ░.░. ░░░░░░░

2а-504/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ЛСК"
Ответчики
Государственная инспекция труда в Тамбовской области
Другие
Рогов Александр Станиславович
Суд
Советский районный суд г. Тамбова Тамбовской области
Судья
Морозов А.В.
Дело на сайте суда
sud25.tmb.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация административного искового заявления
24.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Подготовка дела (собеседование)
13.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Дело оформлено
26.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее