именем Российской Федерации
15 ноября 2016 г. г. Бежецк
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бойцовой Н.А.
при секретаре судебного заседания Лагусевой С.С.,
с участием помощника военного прокурора Военной прокуратуры Тверского гарнизона Мурзина Н.М.,
истца Постновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Постновой М.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
ФИО1., действующий на основании доверенности от имени Постновой М.А., обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, в обоснование которого указал, что Постнова М.А. является нанимателем квартиры <адрес>. Квартира была предоставлена на основании договора социального найма №, выданного ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» Министерства обороны России ДД.ММ.ГГГГ Квартира состоит из одной жилой комнаты и имеет площадь 31,2/41,2 кв.м (после уточнения Бежецкого филиала ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ»). Истец Постнова М.А. в квартире проживает одна. Указанная квартира является единственным местом проживания истца. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» истец принял решение приватизировать занимаемую им квартиру. Постнова М.А. обратилась к начальнику ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» Министерства обороны России с заявлением о заключении договора передачи в собственность спорного жилого помещения. Начальник ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» ответил отказом, сославшись на разъяснение Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, согласно которому квартирно-эксплуатационные органы, в том числе ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района», не уполномочены напрямую заключать договоры передачи жилых помещений физическим лицам в собственность в порядке приватизации. В то же время рекомендовано обратиться в суд для признания права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке гражданского судопроизводства. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сообщил, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. Нормы п.6 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фона в Российской Федерации» свидетельствуют об отсутствии запрета на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, поэтому отказ в удовлетворении требований нельзя считать правомерным. В связи с тем, что занимаемая ею (истцом) квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», считала, что отказ в приватизации указанной квартиры нарушает ее право на приватизацию и является неправомерным. Истец Постнова М.А. просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Истец Постнова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, от дачи пояснений отказалась, указав только, что <адрес> она продала ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ г.
Представитель истца ФИО1, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены заранее и надлежащим образом (л.д.49, 50 том 2). ФИО1 14.11.2016 года предоставил ходатайство, в котором просил рассмотреть гражданское дело №2-627/2016 в его отсутствие.
Представитель ответчика – Министерства обороны РФ, в судебное не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен заранее, надлежащим образом (л.д.68 том 2), согласно заявлению просил дело рассмотреть без своего участия, против иска возражает, просит в его удовлетворении отказать, поскольку в законную силу вступил приговор Бежецкого городского суда от 18 августа 2016 г., согласно которому Постнова М.А. признан виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Материалами уголовного дела в отношении Постновой М.А. подтверждено, что документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывал свои требования, включая договор социального найма жилого помещения, являются фиктивными (л.д. 69-72 том 2).
Представители третьих лиц - Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальное отделение ФГКУ «Западное региональное Управление жилищного обеспечения» в Тверской области, - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены заранее, надлежащим образом (л.д.54, 52, 56, 55, 67, 53 том 2), об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, возражений по существу заявленных требований не представили.
Суд, изучив доводы искового заявления, отзывы на него, заслушав мнение прокурора,полагавшего в иске отказать,исследовав письменные материалы дела в совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Установлено, что 10 февраля 2015 г. ФИО1, действующий на основании доверенности от имени Постновой М.А., обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании за Постновой М.А. в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Решением Бежецкого городского суда Тверской области от 09 апреля 2015 г. по делу №2-122/2015 г. исковые требования Постновой М.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворены. За Постновой М.А. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 157-166 т.1).
Приговором Бежецкого городского суда Тверской области от 18.08.2016 г., вступившим в силу 30.08.2016 г. (л.д.1-5 том 2), Постнова М.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев, с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев (с возложением ряда обязанностей).
Определением Бежецкого городского суда от 18.10.2016 г. удовлетворены заявления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре приведенного решения суда от 09 апреля 2015 г. по гражданскому делу №2-122/2015 г. по вновь открывшимся обстоятельствам. Указанный судебный акт отменен, дело определено рассмотреть по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (л.д. 7-12 т.2).
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Статья 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьей 2 этого Закона РФ граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 4 данного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Срок на бесплатную приватизацию жилых помещений гражданами ограничен законом. Иных ограничений для проведения бесплатной приватизации законом не предусмотрено.
В соответствии со ст. 8 названного Закона РФ решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как следует из приведенного выше приговора Бежецкого городского суда Тверской области от 18.08.2016 г., вступившего в законную силу 30.08.2016 г., Постнова М.А., осознавая, что не имеет никаких юридических оснований для приобретения квартиры в <адрес>, принадлежащей Министерству обороны РФ и являющейся федеральной собственностью, договорившись с иным лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело, производство по которому не окончено, за определенную сумму денег купить кв. <адрес>, заняла указанную жилую площадь и зарегистрировалась там в органах ФМС России на основании недействительного договора найма служебного жилого помещения №-а от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело, производство по которому не окончено. В последующем, Постнова М.А., осознавая, что занимает <адрес>, незаконно, имея корыстную цель, решила распорядиться указанной квартирой вплоть до незаконного получения права собственности на указанное служебное жилое помещение. Уведомленная о том, что получить право собственности на указанную квартиру она может только через суд, Постнова М.А. обратилась к лицу, уголовное дело в отношении которого производством не окончено, с просьбой помочь в оформлении документов. В один из дней января 2015 г. данное лицо изготовило, используя <данные изъяты>, недействительный договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, якобы заключенный с Постновой М.А. на право проживания и распоряжения квартирой <адрес>
В силу положений ч. 2 и ч. 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Установлено, что постановлением главы Бежецкого района №1 от 03.01.2002 г. квартира <адрес> была включена в число служебных (л.д.48-49 том 1).
Факт регистрации истца в данном жилом помещении и обеспечения его содержания подтвержден, соответственно, справкой РЭУ № 3 п. (л.д. 18 т.1), сведениями о регистрации в паспорте истца (л.д. 9-11), карточкой лицевого счета (л.д. 24, 110 том 1).
Согласно техническому паспорту ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» Бежецкий филиал и кадастровому паспорту квартира <адрес>, является жилым помещением общей площадью 31,2 кв. м, жилой – 14,2 кв.м. Справкой ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» Бежецкий филиал от 30.01.2015 г. сообщается, что площадь данной квартиры определена вследствие уточнения при проведении технической инвентаризации по состоянию на 27.01.2015 г. (л.д. 20-23 том 1).
Как следует из договора хранения №1 от 26 апреля 2010 г., заключенного между администрацией Бежецкого района и ФГКУ Ржевская КЭЧ Министерства обороны РФ, а также акта приема-передачи объектов недвижимого имущества <адрес> передана на хранение администрации Бежецкого района (л.д. 50-55 т.1).
Распоряжением Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 г. военный городок в <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.
Из заявлений Постновой М.А. на имя Министра обороны РФ, руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, направление которых подтверждается почтовыми квитанциями (л.д. 13-16 том1), следует, что она просит передать ей в собственность в порядке приватизации квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Справкой БТИ сообщается, что Постнова М.А. в приватизации жилья не участвовала и приватизированного жилья не имеет (л.д. 19 том 1).
По правилам ст. 6 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ, и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В силу пункта "и" ч. 2 настоящего постановления Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Учитывая изложенное, Министерство обороны РФ в силу закона является органом, на который возложена обязанность по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в порядке приватизации.
В соответствии с ч.1 ст.101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 г.), жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года N25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", вводящих ограничения права на приватизации жилых помещений, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод гражданина и человека путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Аналогичная правовая позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2000 года N13-П, поскольку исходя из конституционного принципа равной защиты прав граждан особый правовой режим жилого помещения предполагает определение законодателем не только специального целевого назначения жилого помещения, но и других критериев допустимости введения такого режима, в частности необходимость его введения должна быть обусловлена особенностями служебных обязанностей работников, для проживания которых предназначено жилое помещение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14 декабря 1999 года N229-О, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право на судебную защиту прав граждан.
Согласно статьи 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены, в том числе для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.
Установлено, что сведений об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда в порядке, установленном ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, не имеется. Кроме того, <адрес> уполномоченным органом Постновой М.А. никогда не предоставлялась, договор найма служебного жилого помещения либо договор социального найма с нею в отношении спорного объекта недвижимости не заключались.
Как следует из определений судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ14-173 от 27.01.2015, N 16-КГ15-27 от 17.11.2015, N 41-КФ15-1126 от 21.12.2015, N 41-КГ15-36 от 26.01.2016 года, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат, право на приватизацию отсутствует, поскольку спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения об его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось, решения об исключении жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом также не принималось. Решение о предоставлении истцу спорной квартиры в качестве служебного помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
В материалы дела суду истцом представлен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» Министерства обороны РФ предоставило Постновой М.А. в бессрочное возмездное владение и пользование жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Минобороны России, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 30,7 кв. м, жилой – 14,2 кв. м. (л.д. 12, 153 том 1).
Из вышеприведенного приговора суда от 18 августа 2016 г. по уголовному делу №1-66/2016 г. следует, что в целях приватизации квартиры <адрес> Постнова М.А., действуя из корыстных побуждений, за плату получила от иного лица, уголовное дело, в отношении которого производством не окончено, фиктивные договоры сначала найма служебного жилого помещения, а потом социального найма жилого помещения в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. При этом права на получение указанного жилья Постнова М.А. не имела, а приведенные выше фиктивные документы послужили доказательством, обосновывающим требования истца Постновой М.А. по иску о признании за ней права собственности на спорное жилое помещение.
Таким образом, допустимых доказательств, подтверждающих предоставление истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма жилого помещения в материалах дела нет. Такой договор с Постновой М.А. уполномоченным на то органом не заключался. Изложенное не опровергнуто, доказательств обратного, как и доказательств, подтверждающих исключение спорной квартиры из числа служебных, суду не представлено.
Стороной истца суду предъявлены списки служебных квартир по войсковой части № и № открытого военного городка <адрес> по состоянию на 22 декабря 2014 года с изменениями, согласованными с ФГКУ «Западрегионжилье» в Тверской области, по которым спорная квартира <адрес> в числе служебных не значится (л.д. 67-69 том 1).
Однако данный документ не может быть принят во внимание как доказательство, подтверждающее изменение статуса спорной квартиры.
По общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Каких-либо оснований, позволяющих отнести спорное жилое помещение к жилищному фонду социального использования на условиях договора социального найма, у суда на данный момент не имеется.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, обладает статусом служебного жилья; договор социального найма спорной квартиры с истцом соответствующим уполномоченным органом Министерства обороны РФ не заключался, жилое помещение Постновой М.А. вообще не предоставлялось; к категории жилых помещений, которые могут быть переданы в собственность граждан в порядке приватизации, не отнесено. Указанное стороной истца не опровергнуто, обратного не доказано.
В силу установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Постновой М.А. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Постновой М.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 ноября 2016 года.
Председательствующий