Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.<адрес> 28 декабря 2022 г.
Варнавинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прокофьевой В.П., с участием представителя истца- помощника прокурора <адрес> Ладейнова Д.В., при секретаре Киселевой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Варнавинского муниципального района <адрес>, МБОУ «Горкинская СШ» об обязании МБОУ «Горкинская СШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по периметру территории образовательного учреждения внешнее освещение, обязании администрации Варнавинского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование установки по периметру территории МБОУ «Горкинская СШ» внешнего освещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Варнавинского муниципального района <адрес>, МБОУ «Горкинская СШ» об обязании МБОУ «Горкинская СШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по периметру территории образовательного учреждения внешнее освещение, обязании администрации Варнавинского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование установки по периметру территории МБОУ «Горкинская СШ» внешнего освещения, указав, что в ходе ранее проводимой прокуратурой района, в рамках осуществляемой надзорной деятельности, проверки выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, в связи с чем, в адрес управления образованием Варнавинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Несмотря на указанные обстоятельства, а также приведённые требования законодательства прокуратурой установлено, что требования законодательства об антитеррористической деятельности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создает угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта. В частности отсутствует освещение прилегающей территории МБОУ «Горкинская СШ». Допущенные нарушения противоречат интересам Российской Федерации, заключающимся в единстве правовых и организационных основ обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности, отрицательно сказываются на обеспечении антитеррористической защищенности объекта образования и создают благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.
На основании изложенного истец просит суд обязать МБОУ «Горкинская СШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по периметру территории образовательного учреждения внешнее освещение; обязать администрацию Варнавинского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование установки по периметру территории МБОУ «Горкинская СШ» внешнего освещения.
В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора <адрес> Ладейнов Д.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Варнавинского муниципального района <адрес> Масляков А.О. не явился, в предварительном судебном заседании представил заявление о признании заявленных требований в полном объеме, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика директор МБОУ «Горкинская СШ» Крайнова О.С. не явилась, представила заявление о признании заявленных требований в полном объеме, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно статьям 113,114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об отложении судебного заседания в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьях 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков.
Суд, выслушав представителя истца, изучив и проанализировав материалы дела, как в отдельности, так и в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Судом установлено, что в соответствии со ст.2, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О безопасности» одним из принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. При этом деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства, участники Конвенции следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно - правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N273-03 «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.п.5, 10, 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентов РФ ДД.ММ.ГГГГ общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст.1, п.1, 5, 7 ст.2, ч.4 ст.3, п.3.1, ст.5. ст.5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, противодействие терроризму в РФ основывается на принципах системности и комплексного использования в том числе правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учредителем МБОУ «Горкинская СШ» является администрация Варнавинского муниципального района <адрес>.
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с п. 5, 17-19 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и
внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
Как указано в п. 24 требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
Как следует из паспорта безопасности объект МБОУ «Горкинская СШ» относится к 4 категории опасности.
В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно - охранных и инженерно-технических мероприятий.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ N2013 от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений: разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе контроля и управления доступом.
Таким образом, выполнение указанных требований является обязательным в силу закона и необходимо для пресечения преступлений, является мерой по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
Судом установлено, что в соответствии с представлением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № начальнику управления образования Варнавинского муниципального района <адрес> необходимо было принять меры к устранению вышеуказанных недостатков – отсутствия освещения на прилегающей территории МБОУ «Горкинская СШ» (л.д.10-12).
Как указано в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № начальника управления на представление от ДД.ММ.ГГГГ, проведено общее совещание с целью незамедлительного реагирования и принятия мер, направленных на устранение допущенных нарушений, установлено, что финансовые средства в бюджете 2022 года на устранение нарушений отсутствуют и будут заложены в бюджет в 2023 году, мероприятия по освещению будут включены в план 2023 года и реализованы к ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес>, установлено, что антитеррористическая защищенность объекта образования осуществляется не в полном объеме. Отсутствует освещение прилегающей территории МБОУ «Горкинская СШ». (л.д.9)
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены.
Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены.
Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.
В силу ст. 39 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании установлено, что признание иска представителем ответчика администрации Варнавинского муниципального района <адрес> Масляковым А.О., директором МБОУ «Горкинская СШ» Крайновой О.С. заявлено добровольно и в пределах предоставленных им полномочий, установлено, что последствия признания иска, и принятия его судом сторонам понятны.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком (его представителем) иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая вышеизложенное, суд принимает признание иска представителями ответчиков, поскольку признание иска ими заявлено в пределах представленных полномочий, добровольно. Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Как указывалось выше, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для обязания МБОУ «Горкинская СШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по периметру территории образовательного учреждения внешнее освещение, обязания администрации Варнавинского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование установки по периметру территории МБОУ «Горкинская СШ» внешнего освещения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд может установить в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Варнавинского муниципального района <адрес> (ИНН 5207002081), МБОУ «Горкинская СШ» (ИНН 5207001793) об обязании МБОУ «Горкинская СШ» (ИНН 5207001793) в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по периметру территории образовательного учреждения внешнее освещение, обязании администрации Варнавинского муниципального района <адрес> (ИНН 5207002081), в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование установки по периметру территории МБОУ «Горкинская СШ» внешнего освещения– удовлетворить.
Обязать администрацию Варнавинского муниципального района <адрес> (ИНН 5207002081) обеспечить финансирование установки по периметру территории МБОУ «Горкинская СШ» внешнего освещения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого решение суда должно быть исполнено Администрацией Варнавинского муниципального района.
Обязать МБОУ «Горкинская СШ» (ИНН 5207001793) установить по периметру территории образовательного учреждения внешнее освещение.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого решение суда должно быть исполнено МБОУ «Горкинская СШ».
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Варнавинский районный суд <адрес>.
Судья В.П.Прокофьева