Решение от 28.07.2022 по делу № 2-2237/2022 от 16.06.2022

Гражданское дело № 2-2237/2022

55RS0005-01-2022-003156-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года город Омск

Первомайский районный суд города Омска

под председательством судьи Базыловой А.В.,

при секретаре Корененко А.Б., помощнике судьи Хаджиевой С.В., осуществлявшей подготовку дела к судебному разбирательству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУ Омской области «Центр занятости населения города Омска» к Елтышеву С. А. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,

установил:

КУ Омской области «Центр занятости населения города Омска» обратилось в суд с иском к Елтышеву С. А. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, указав в обоснование на то, что в целях постановки на учет в качестве безработного гражданина Елтышевым С.А. подано заявление в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с Временными правилами центры занятости запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за три месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

По данным регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц, 03 июня 2021 года Елтышев С.А. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения САО города Омска.

Приказом отдела занятости населения от 11 июня 2021 года Елтышев С.А. признан безработным с 03 июня 2021 года. Пособие по безработице Елтышеву С.А назначено в соответствии с Законом о занятости, Временными Правилами, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год».

На основании вышеуказанных нормативных документов за период с 03 июня 2021 года по 25 октября 2021 года Елтышеву С.А. начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 51852 рублей 26 копеек:

- за период с 03 июня 2021 года по 11 июня 2021 года – 4184 рубля 85 копеек;

- за период с 12 июня 2021 года по 08 июля 2021 года – 12434 рубля 55 копеек

- за период с 09 июля 2021 года по 06 августа 200 года – 13049 рублей 53 копейки;

- за период с 07 августа 2021 года по 07 сентября 2021 года – 13137 рублей 90 копеек;

- за период с 08 сентября 2021 года по 25 сентября 2021 года – 3450 рублей;

- за период с 26 сентября 2021 года по 25 октября 2021 года – 5595 рублей 43 копейки.

Вместе с тем, 12 ноября 2021 года из Пенсионного фонда Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения о факте трудовой деятельности Елтышева С.А. в период состояния на учете в качестве безработного с июня 2021 года по сентябрь 2021 года.

Приказом отдела занятости населения от 13 декабря 2021 года Елтышеву С.А. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с 03 июня 2021 года, в связи с получением пособия по безработице обманным путем (пункт 2 статьи 35 Закона о занятости).

Таким образом, сумма незаконно полученного пособия по безработице за период с 03 июня 2021 года по 25 октября 2021 года составила 51852 рубля 26 копеек.

В соответствии со статьей 40 Закона о занятости, пунктом 19 Временных правил, в случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке.

11 января 2022 года центром занятости направлено письмо Елтышеву С.А. с разъяснением причин снятия с учета в качестве безработного гражданина и возможности добровольного возврата незаконно полученного пособия.

Денежные средства ответчиком до настоящего времени не возвращены.

На основании изложенного, просит взыскать с ответчика Елтышева С.А. в пользу казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» незаконно полученное пособие по безработице в размере 51852 рублей 26 копеек, а также взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину.

Представитель истца Меркулова В.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что наличие агентского договора свидетельствует о занятости ответчика и незаконности полученного им пособия.

Ответчик Елтышев С.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что в период с 03 июня 2021 года по 31 октября 2021 года он не был трудоустроен. 13 мая 2021 года он расторг договор с ИП Колмогорова А.С. В период работы у ИП Колмогорова им был заключен агентский договор с АО «<данные изъяты>», с ПАО «<данные изъяты> у него прямого договора не было. После того как он уволился от ИП Колмогорова, он не осуществлял никакой деятельности по данным договорам, кроме того, ему был закрыт доступ к ПО «Платформа», через которую им осуществлялось оказание услуг по данным договорам. Соответственно с 13 мая 20221 года он по договорам не работал, никакого вознаграждения не получал.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 03 июня 2021 года Елтышев С. А. обратился в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» с заявлением о регистрации его в качестве безработного.

По данным регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц, 03 июня 2021 года Елтышев С.А. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения САО города Омска.

Одновременно Елтышев С.А. был ознакомлен с нормами Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ему были разъяснены порядок и условия регистрации гражданина в качестве безработного (л.д. 7).

Приказом отдела занятости населения САО г. Омска от 11 июня 2021 года Елтышев С.А. признан безработным с 03 июня 2021 года и ему назначено ежемесячное пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Установлен период выплат пособия по безработице 6 месяцев с 03 июня 2021 года по 02 декабря 2021 года (л.д. 8).

В подтверждение права на получение пособия по безработице Елтышевым С.А. представлена копия трудовой книжки, согласно которой последним местом его работы являлось ИП Колмогорова, откуда он был уволен 13.05.2021 года на основании ст. 77.3 Трудового кодекса РФ по собственному желанию.

12 ноября 2021 года из Пенсионного фонда Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения о факте трудовой деятельности Никитиной Е.А. в период состояния на учете в качестве безработного с июня 2021 года по сентябрь 2021 года.

Приказом отдела занятости населения САО г. Омска от 13 декабря 2021 года Елтышев С.А. снят с регистрационного учета с 03 июня 2021 года в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 9).

Также приказом отдела занятости населения САО г. Омска от 13 декабря 2021 года Елтышеву С.А. прекращена выплата по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с 03 июня 2021 года в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 10).

Из справки КУ ЦЗН города Омска от 23 мая 2022 года Елтышеву С.А. за период с 03 июня 2021 года по 25 октября 2021 года начислено и фактически выплачено пособие по безработице в размере 51852 рублей 26 копеек:

- за период с 03 июня 2021 года по 11 июня 2021 года – 4184 рубля 85 копеек;

- за период с 12 июня 2021 года по 08 июля 2021 года – 12434 рубля 55 копеек

- за период с 09 июля 2021 года по 06 августа 200 года – 13049 рублей 53 копейки;

- за период с 07 августа 2021 года по 07 сентября 2021 года – 13137 рублей 90 копеек;

- за период с 08 сентября 2021 года по 25 сентября 2021 года – 3450 рублей;

- за период с 26 сентября 2021 года по 25 октября 2021 года – 5595 рублей 43 копейки.

11 января 2022 года истцом направлено письмо в адрес Елтышева С.А. с разъяснением причин снятия с учета в качестве безработного гражданина и возможности добровольного возврата незаконно полученного пособия (л.д. 15-16).

Данная претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с вышеуказанным иском в суд о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, полученного ответчиком обманным путем.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу пункта 3 ст. 3 названного Закона безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с тем, что в период признания ответчика безработным он имел официально не расторгнутый гражданско-правовой договор, а именно агентский договор, заключенный с АО «Почта Банк» и ПАО «Мегафон», что, по мнению истца, свидетельствует о незаконности получения ответчиком финансовой поддержки в период осуществления им обязанностей по данному договору.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Елтышева С.А. при получении им сумм пособия по безработице в период с 03 июня 2021 года по 25 октября 2021 года.

Вместе с тем факт наличия гражданско-правового договора между ответчиком и АО «Почта Банк», заключенного еще до обращения ответчика в центр занятости населения и официально не расторгнутого на момент такого обращения, не подтверждает того, что полученные ответчиком спорные денежные средства, начиная с июня 2021 г., подлежат квалификации в качестве его неосновательного обогащения.

Из пояснений ответчика Елтышева С.А. следует, что действительно в период работы у ИП Колмогорова им был заключен агентский договор с АО «Почта Банк», в соответствии с условиями которого исключительно по поручению АО «Почта Банк» и ПАО «Мегафон» он оказывал банкам услуги по информированию клиентов о кредитных продуктах и получал за это вознаграждение. С 13 мая 2021 года с момента прекращения трудовых отношений с ИП Колмогорова, какие-либо услуги банкам по агентскому договору им не оказывались, банки какие-либо поручения ему не выдавали, вознаграждение он с мая 2021 года не получает. Считал, что агентские договоры прекратили свое действие с момента увольнения из ИП Колмогорова.

Из ответа АО «Почта Банк» на запрос суда следует, что между банком и Елтышевым С.А. трудовые отношения не возникали. С 07 октября 2019 года Елтышев С.А. присоединён к условиям агентского взаимодействия с банком, тем самым Елтышевым С.А. была акцептирована гражданско-правовая оферта и агентский договор вступил в силу. 11 января 2022 года агентский договор был расторгнут. Банком по агенту предоставлялась отчетность в ПФР за период с 07.10.2019 по 11.01.2022.

На основании п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь ежемесячно представляет в ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом, которых являются выполнение работ, оказание услуг. Эти сведения отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

При этом для страхователя необходимость подачи в ПФР сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ не зависит от выплаты вознаграждения агенту, а обусловлена исключительно самим фактом наличия гражданско-правовых отношений (действием договора) на оказание услуг (л.д. 82).

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Елтышева С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеются сведения о трудоустройстве в АО <данные изъяты>» в период с октября 2019 года по январь 2022 года и в ПАО <данные изъяты>» в период с декабря 2019 года по май 2021 года, при этом в АО <данные изъяты> в период с октября 2019 года по январь 2021 года с получением вознаграждения в размере 2542 рублей, в ПАО <данные изъяты>» в период с января 2020 года по апрель 2021 года с получением вознаграждения в размере 29495 рублей 51 копейки.

В период с февраля 2021 года по январь 2022 года сведений о получении вознаграждения от АО «<данные изъяты>» не имеется.

Также не имеется сведений о получении вознаграждения за май 2021 года от ПАО «<данные изъяты> (л.д. 28-30, 80-81).

Из представленных ответчиком справок о доходах и суммах налога физического лица также не усматривается получение Елтышевым С.А. вознаграждений в период с 03 июня 2021 года по 02 декабря 2021 года (л.д. 31-38).

Таким образом, агентские договоры с АО <данные изъяты>» и ПАО «<данные изъяты>» до обращения и после обращения в центр занятости за назначением пособия по безработице не исполнялись ответчиком Елтышевым С.А., каких-либо выплат, вознаграждений Елтышев С.А. по договорам с АО «<данные изъяты>» и ПАО <данные изъяты>» не получал уже на момент обращения в центр занятости населения, и не получает в настоящее время.

Указанные обстоятельства не свидетельствует об осуществлении ответчиком оплачиваемой деятельности и получения трудового дохода в период получения пособия по безработице.

Доказательств обратного стороной истца суду не представлено.

Принимая во внимание, что истцом не представлено суду доказательств совершения ответчиком каких-либо действий по сокрытию сведений о выполнении работы по договорам гражданско-правового характера, доказательств недобросовестности в действиях Елтышева С.А. при получении им сумм пособия по безработице, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-

решил:

    

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                 ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

2-2237/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КУОО "Центр занятости населения г. Омска"
Ответчики
Елтышев Станислав Андреевич
Суд
Первомайский районный суд г. Омск
Судья
Базылова Алия Вагисовна
Дело на сайте суда
pervomaycourt.oms.sudrf.ru
16.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2022Передача материалов судье
21.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее