Решение по делу № 2а-556/2020 от 22.01.2020

Дело №2а-556/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года                                 гор.Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Цыбжитовой Д.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП по РБ ФИО5 об оспаривании постановлений судебного пристава – исполнителя, прекращении исполнительного производства,

установил:

Управление Росреестра по ... обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, согласно которому просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО5 от 15.01.2020г. ... о взыскании исполнительского сбора по исполнительскому производству ...-ИП, признать незаконным постановление от 15.01.2020г. о назначении нового срока исполнения по исполнительскому производству ...-ИП и прекратить исполнительное производство ...-ИП. В обоснование требований указано, что Управление Росреестра по РБ являлось должником по данному исполнительному производству. До вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений требования исполнительного документа были должником исполнены.

Определением суда к участию в деле в качестве в соответчика привлечено УФССП по Республике Бурятия, в качестве заинтересованного лица – ФИО6

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям ФИО2, ФИО3 доводы и требования изложенные в исковом заявлении с учетом представленного дополнения, поддержали. Суду пояснили, что вступившим в законную силу 06.11.2019г. решением суда на Управление Росреестра по РБ возложена обязанность рассмотреть заявление Администрации МО «...» в лице представителя ФИО6, поданное ею 05.12.2017г. В порядке исполнения решения суда заявление ФИО6 было принято к рассмотрению и 04.12.2019г. заявителю ФИО6 направлено уведомление о приостановлении рассмотрения заявления в связи с проведением правовой экспертизы. Обращали внимание на то, что деятельность по постановке земельных участков на кадастровый учет урегулирована Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и процедура рассмотрения заявления ФИО6 не может противоречить данному закону. Поскольку заявление рассмотрено, по нему принято соответствующее решение о приостановлении, считали, что требование исполнительного документа должником исполнено и не имелось оснований для вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемых постановлений. Просили иск удовлетворить.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ФИО5, одновременно на основании доверенности представляющая интересы УФССП по РБ, с исковыми требованиями не согласилась пояснив, что исполнительное производство ...-ИП находится у нее на исполнении. Считала, что требования исполнительного документа в установленный срок добровольно должником не исполнено. При этом оснований для проведения правовой экспертизы не имелось, т.к. ранее Управлением Росреестра по РБ данная процедура при рассмотрении заявления ФИО6 уже проводилась и Верховным судом Республики Бурятия установлено, что основания для приостановления рассмотрения заявления ФИО6 отсутствовали. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику 16.12.2019г., т.к. требования исполнительного документа не исполнены в пятидневный срок, то имелись основания для взыскания исполнительного сбора и установления нового срока для исполнения. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании доводы судебного пристава-исполнителя поддержала, суду пояснила, что в течение длительного времени она не может решить вопрос о постановке на кадастровый учет земельного участка. Считала, что решение суда о пересмотре ее заявления не исполнено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит не находит оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 12.07.2019г. (с учетом изменений Апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от 06.11.2019г.) по делу по административному иску ФИО6 к Управлению Росреестра по РБ об оспаривании решения об отказе в государственном кадастровом учете, постановлено признать отказ в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного в ... ...» от 25.09.2018г. незаконным, обязать Управление Росреестра по РБ рассмотреть заявление Администрации МО «...» в лице представителя ФИО6, поданное 05.12.2017г.

На основании вступившего в силу решения суда, по обращению взыскателя судом 09.12.2019г. изготовлен исполнительный лист.

Постановлением судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП по РБ ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство ...-ИП с предметом исполнения - обязать Управление Росреестра по РБ рассмотреть заявление Администрации МО «...» в лице представителя ФИО6, поданное 05.12.2017г. Этим же постановлением для должника установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия данного постановления вручена должнику 16.12.2019г.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РБ судебному приставу-исполнителю дан ответ, из которого следует, что заявление Администрации МО «...» в лице представителя ФИО6, поданное 05.12.2017г., находится на рассмотрении (правовой экспертизе) государственного регистратора прав, требование о рассмотрении заявления исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесены постановления: ... о взыскании исполнительского сбора по исполнительскому производству ...-ИП; и о назначении нового срока исполнения по исполнительскому производству ...-ИП.

Также из представленных в дело материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес представителя ФИО6 направлено уведомление ... о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером, расположенного в ... ... документы на который были представлены ею с заявлением от 05.12.2017г.

Указанные обстоятельства подтверждаются лицами участвующими в деле.

Разрешая по существу заявленные требования суд исходит из следующего.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

    Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

    В силу положений ч.4 ст.29 вышеназванного Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:

1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

    Исходя из буквального толкования норм изложенных в ст.29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" следует, что проведение уполномоченным органом правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, приостановление государственного кадастрового учета - являются стадиями рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете, в результате которых может быть принято решение об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости либо об отказе в таковом.

Таким образом, судом установлено, что на момент возбуждения исполнительного производства ...-ИП, 13.12.2019г., требования исполнительного документа о рассмотрении заявления ФИО6 должником были исполнены добровольно – заявление принято к рассмотрению, по представленным документам назначено проведение правовой экспертизы и принято решение о приостановлении рассмотрения заявления.

Доводы судебного пристава-исполнителя и заинтересованного лица ФИО6 о том, что не имелось оснований для повторного проведения правовой экспертизы представленных документов не имеют юридического значения для существа рассматриваемого судом спора. Данные доводы подлежали бы обсуждению в случае оспаривания действий(решения) о приостановлении рассмотрения заявления об осуществлении кадастрового учета.

Доводы судебного пристава-исполнителя и заинтересованного лица ФИО6 о том, что фактически заявление обратившегося лица от 05.12.2017г. не рассмотрено, судом обсуждены и подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном понимании положений ст.29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Как отмечено ранее проведение правовой экспертизы, приостановление государственного кадастрового учета являются стадиями рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и свидетельствуют о том, что процедура рассмотрения заявления ФИО6 от 05.12.2017г. уполномоченным органом начата.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений о взыскании исполнительского сбора по исполнительскому производству ...-ИП и о назначении нового срока исполнения по исполнительскому производству, должником в добровольном порядке были выполнены требования исполнительного документа и необходимости вынесения оспариваемых постановления не имелось. В связи с чем исковые требования о признании незаконными данных постановлений суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для прекращения исполнительного производства исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.359 КАС РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

В силу ч.1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Указанные законом основания для прекращения судом исполнительного производства к обстоятельствам установленным судом в рамках настоящего дела не относятся и поэтому применению не подлежат. При этом, исходя из п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ разрешения вопроса об окончании исполнительного производства в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, отнесено законом к исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя. В данном случае суд не может подменять деятельность должностных лиц органов исполнительной власти, судебный контроль ограничен принципом разделения властей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ ФИО5 от 15.01.2020г. ... о взыскании исполнительского сбора по исполнительскому производству ...-ИП.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ ФИО5 от 15.01.2020г. о назначении нового срока исполнения по исполнительскому производству ...-ИП.

Исковые требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ о прекращении исполнительного производства ...-ИП оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья                                        Б.И. Танганов

2а-556/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ
Ответчики
Управление ФССП по РБ
Судебный пристав - исполнитель МОСП УФССП по РБ Халудорова Е.И.
Другие
Киенко Валентина Степановна
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Танганов Борис Игоревич
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация административного искового заявления
23.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2020Подготовка дела (собеседование)
05.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее