ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 3 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Н.Н. Мартыновой,
судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по иску Бурлаченко Екатерины Андреевны к МВД по Республике Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационной жалобе Бурлаченко Екатерины Андреевны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2024 года, апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Бурлаченко Е.А. обратилась в суд с иском к МВД по Республике Крым в котором просила признать незаконными действия должностных лиц МВД по Республике Крым, направленные на ревизию судебного акта, с целью получения оснований для назначения служебной проверки; признать основания назначения служебной проверки, противоречащими судебному акту; признать незаконным приказ о назначении служебной проверки; признать решение от 13 октября 2021 года о приостановлении присвоения ей очередного специального звания незаконным; возложить на МВД по Республике Крым обязанность рассмотреть вопрос о присвоении ей очередного специального звания старшего лейтенанта полиции и произвести выплату причитающихся сумм с учетом выслуги лет и присвоенного очередного звания с 14 октября 2021 года (дата, с которой подлежало присвоение очередного специального звания).
Бурлаченко Е.А. свои требования мотивировала тем, что приказом врио министра МВД по Республике Крым от 6 октября 2020 года она была назначена на должность инспектора отделения оформления виз и приглашений отдела разрешительно-визовой работы управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым с присвоением звания младшего лейтенанта полиции.
Перед проведением аттестации, кадровой комиссией МВД по Республике Крым была проведена проверка ее персональных данных. Представленные персональные данные соответствовали судебному акту, которым был установлен факт ее постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого было получено гражданство РФ. Ввиду наличия между ней и начальником управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым конфликтных отношений, начальником управления была инициирована в отношении нее служебная проверка по факту представления подложных сведений, а именно, законных оснований получения гражданства РФ. По результатам служебного расследования факт представления с ее стороны недостоверных сведений при поступлении на службу не подтвердился. Однако начальником управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым через подчиненных ему должностных лиц Межрегионального отделения МВД России «Сакский», была инициирована подача заявления об отмене по вновь открывшимся обстоятельствам решение суда об установлении факта ее постоянного проживания на территории Республики Крым на юридически значимую дату. Определением Сакского районного суда Республики Крым от 17 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым 5 августа 2021 года, заявление миграционного отдела было удовлетворено, решение отменено. Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение с указанием о восстановлении ее нарушенных прав. Определением Верховного Суда РФ от 5 июля 2022 года определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года оставлено без изменения.
Так же истец пояснил, что одновременно с назначением служебной проверки, МВД по Республике Крым 12 февраля 2021 года в следственный отдел по г. Саки было направлено сообщение о совершении Бурлаченко Е.А. преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 УК РФ, на основании которого в отношении нее было возбуждено уголовное дело. Кроме того, в отсутствие правовых оснований ей не было присвоено очередное специальное звание лейтенанта полиции. Полагая свои права нарушенными, ФИО4 обратилась в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 мая 2023 года Бурлаченко Е.А. было отказано в связи с пропуском срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 16 августа 2023года вышеуказанное решение было отменено на основании ч.1 ст. 330 и ст. 328 ГПК РФ, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2024 года Бурлаченко Е.А. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 мая 2024 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 января 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бурлаченко Е.А. просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального права и норм процессуального права. Считает, что служебная проверка была проведена в отсутствие соответствующего приказа (распоряжения) руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, что является нарушением ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 348-ФЗ.
Письменных возражений на кассационную жалобу в суд не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что приказом врио Министра МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №л/с Бурлаченко Е.А. была назначена на должность инспектора отделения оформления виз и приглашений отдела разрешительно-визовой работы управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым с присвоением специального звания младший лейтенант полиции.
ДД.ММ.ГГГГ начальник УВМ МВД по Республике Крым ФИО5 обратился с рапортом на имя Министра внутренних дел Республики Крым о возможном предоставлении Бурлаченко Е.А. при поступлении на службу недостоверных сведений в отношении себя и близких родственников.
Согласно данному рапорту, при поступлении на службу Бурлаченко Е.А. было представлено вступившее в законную силу решение Сакского районного суда Республики Крым от 14 июля 2015 года (дело № 2- 1915/2015) об установлении факта ее постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого она получила гражданство РФ. Из данного судебного акта следует, что с июня 2012 года Бурлаченко Е.А. проживает по адресу: <адрес>, вместе со своим отцом ФИО10. При этом в УМВД МВД по Республике Крым имеется вступившее в законную силу решение Киевского районного суда г. Симферополя от 9 октября 2014 года об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на юридически значимую дату ФИО10, из которого следует, что с октября 2013 года он проживает без регистрации в г. Симферополе.
Согласно резолюции Министра внутренних дел Республики Крым начальнику УВМ МВД по Республике Крым ФИО5 было поручено собрать первоначальный материал, доложить результаты, при наличии признаков преступления - в КУП.
В рамках исполнения указанного поручения, начальником УВМ МВД по Республике Крым ФИО5 были проведены мероприятия по сбору материала.
ДД.ММ.ГГГГ Министром внутренних дел Республики Крым на основании докладной записки начальника ОРЧ СБ МВД по Республике Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении истца была назначена служебная проверка.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках служебной проверки Бурлаченко Е.А. представлены письменные объяснения.
ДД.ММ.ГГГГ Министром внутренних дел Республики Крым было утверждено заключение служебной проверки, по результатам которой фактов нарушения служебной дисциплины со стороны Бурлаченко Е.А выявлено не было.
С целью установления юридически значимых для дела обстоятельств судом апелляционной инстанции были истребованы и приняты дополнительные (новые) доказательства: постановление старшего следователя СО по г. Саки ГСУ СК России по Республике Крым и г. Севастополю о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от ДД.ММ.ГГГГ, постановление заместителя Сакского межрайонного прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное постановление Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор и принимая решение об отказе Бурлаченко Е.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия сотрудников МВД по Республике Крым являются законными, соответствующими законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Служебная проверка в отношении Бурлаченко Е.А. проведена соответствии с требованиями Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №. Также суд счел основанным на законе решение о приостановлении присвоения ФИО4 очередного специального звания.
Помимо этого, суд посчитал пропущенным истцом, установленный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, трехмесячный срок для обращения с иском в части обжалования приказа о назначении служебной проверки, действий по истребованию (ревизии) судебного акта с целью проведения служебной проверки и законности оснований для ее назначения, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
Приказом МВД России от 21 декабря 2017 года № 949 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» утверждены Правила обработки персональных данных в системе МВД России, Порядок доступа сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в помещения, в которых ведется обработка персональных данных. Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами».
Данные правила обработки персональных данных в системе МВД России устанавливают процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства РФ в сфере персональных данных, а также определяют для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований.
В соответствии с п. 11 Правил, к категориям субъектов, персональные данные которых обрабатываются в системе МВД России относятся: сотрудники МВД России (пп.11.1); граждане, претендующие на замещение должностей в системе МВД России (пп. 11.2); члены семей лиц, указанных в пп. 11.1, 11.2 Правил (пп. 11.3); близкие родственники лиц, указанных в пп. 11.1, 11.2 Правил (пп. 11.4).
Приказом МВД России от 13 января 2020 года № 3 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России» утвержден перечень должностей сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы Министерства внутренних дел РФ, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным (Приложение № 3 к приказу МВД России от 13 января 2020 года № 3).
В указанный перечень в территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно- курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел РФ входят: все должности начальствующего состава органов внутренних дел РФ, федеральной государственной гражданской службы и работников, в случае, если в служебные (должностные, трудовые) обязанности лиц, замещающих данные должности, входит обработка персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным, либо если лица, замещающие эти должности, реализуют права субъектов персональных данных в соответствии со ст. 14 Закона о персональных данных.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Управление по вопросам миграции МВД по Республике Крым, будучи структурным подразделением МВД по Республике Крым, входящего в единую систему органов внутренних дел РФ, является оператором персональных данных, а ФИО5, как начальник Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, в рамках установленных названными нормативными правовыми актами полномочий вправе проводить обработку персональных данных в строго регламентированных целях, а при наличии соответствующих оснований - без согласия субъекта персональных данных.
Поскольку действия начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым были направлены на проведение проверки сведений, предоставленных сотрудником органа внутренних дел в отношении себя и своих близких родственников, то они не могут расцениваться как проведение ревизии вступившего в законную силу судебного акта.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 18 марта 2004 года N 6-П, от 21 марта 2014 года N 7-П и др.).
Основания и порядок проведения служебной проверки регламентированы ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (ч. 4 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342- ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (ч. 5 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом <данные изъяты>, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342- ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (ч. 8 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161 (далее также - Порядок).
В соответствии со ст. 5 главы I Приказа МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации», служебная проверка проводится по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе.
Пунктом 13 Порядка установлено, что основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, а также заявление сотрудника.
В соответствии с п. 14 Порядка поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
В случае если сведения о наличии оснований для проведения служебной проверки содержатся в электронном документе или электронной копии документа, поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 14.1 Порядка).
Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (п. 15 Порядка).
Разделом III Порядка определены полномочия участников служебной проверки.
Так, сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право в том числе: истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации (п. 28.4 Порядка); пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России (п. 28.5 Порядка); предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований) (п. 28.11 Порядка). Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации их прав (п. 30.3 Порядка); документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину (п. 30.6 Порядка); осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок (п. 30.7 Порядка); подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке (п. 30.14 Порядка).
Разделом IV Порядка установлен порядок оформления результатов служебной проверки.
Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (п. 34 Порядка).
Согласно п. 35 Порядка во вводной части указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, приводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии) (пн. 35.1); должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий (пп. 35.2 Порядка).
Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (п. 36 Порядка).
С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета РФ, органы прокуратуры РФ для принятия решения в установленном законом порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (п. 37 Порядка).
Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (п. 39 Порядка). Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд (п. 47 Порядка).
Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами определен порядок проведения служебных проверок в органах внутренних дел, правовой статус участников служебной проверки, их права, обязанности и полномочия, установлены обязательные требования к проведению служебной проверки и к заключению служебной проверки.
По общему правилу сотрудники (члены комиссии), которым поручено проведение служебной проверки, обязаны выявить причины, характер и обстоятельства совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтвердить наличие или отсутствие этих обстоятельств, разъяснить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, его права и обеспечить условия для их реализации; документально подтвердить дату и время совершения сотрудником дисциплинарного проступка; выявить обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.
Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. При этом законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Законность проведения служебной проверки предполагает, в том числе, что имеются основания для ее проведения, ссылка на которые обязательно должна содержаться в заключении по результатам служебной проверки, а также, что решение о ее проведении принято уполномоченным на то должностным лицом.
Из системного толкования ч. 1 ст. 52 Федерального закона Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и п. 14 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России, следует, что служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
Основанием для назначения служебной проверки в отношении Бурлаченко Е.А. послужил рапорт начальника оперативно-розыскной части собственной безопасности МВД по Республике Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о возможном представлении Бурлаченко Е.А. подложных документов и заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в последующем при перемещении по службе. В целях необходимости выявления причин, характера и обстоятельств дисциплинарного проступка, указанное должностное лицо ходатайствовало о назначении в отношении Бурлаченко Е.А. служебного расследования.
Проверка была назначена Министром внутренних дел по Республике Крым путем проставления резолюции от 12 февраля 2021 года на указанной выше докладной записке.
В данном случае. Министром внутренних дел по Республике Крым не принималось решение о проведении служебной проверки в отношении Бурлаченко Е.А. комиссией, было принято решение о проведении служебной проверки полномочным сотрудником.
Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 392 Трудового кодекса для обращения в суд по требованиям связанным с оспариванием служебной проверки и действий, связанных с ее назначением.
Частью 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342- ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. Согласно п. 360 Приказа МВД РФ от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» заявитель для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю (начальнику), указанному в пунктах 356 - 358 настоящего Порядка, либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. Согласно материалам дела, о проведении служебной проверки и наличии заключения по результатам служебного расследования, Бурлаченко Е.А. стало известно ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует ее заявление об ознакомлении с материалами служебной проверки. В суд с настоящим иском Бурлаченко Е.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса. Уважительных причин, при которых данный срок мог быть восстановлен, судом первой инстанции не установлено, и на наличие таких причин истец не ссылался.
Так же Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, направленные на проведение проверки сведений, предоставленных сотрудником органов внутренних дел в отношении себя и своих близких родственников, не могут расцениваться как проведение ревизии вступившего в законную силу судебного акта.
Исходя из содержания ст. 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ. Внесению в банки данных подлежит информация: о лицах, получивщих паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ или за пределами территории РФ, в том числе содержащий электронный носитель информации. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ в области персональных данных. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. В ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ содержится понятие персональных данных, которыми являются любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Указано, что оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. При этом обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Приказом МВД России от 21 декабря 2017 года № 949 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» утверждены Правила обработки персональных данных в системе МВД России, Порядок доступа сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в помещения, в которых ведется обработка персональных данных. Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами».
Согласно и. 6 Правил обработки персональных данных в системе МВД России, в системе МВД России персональные данные обрабатываются в целях: выполнения возложенных на МВД России полномочий (пп. 6.1); обеспечения кадровой деятельности в связи с поступлением на службу (работу) в органы внутренних дел РФ, ее прохождением и увольнением со службы (работы) в органах внутренних дел (пп. 6.2).
В системе МВД России для каждой цели обработки персональных данных определяется содержание обрабатываемых персональных данных (п. 10 Правил).
Согласно п. 10.2 Правил для цели обработки персональных данных, указанной в пн. 6.2 Правил, определяется содержание персональных данных, перечисленное в пп. 9.1 - 9.39, 9.43, 9.45, 9.64 - 9.66, 9.74, 9.75 Правил, и соответствующие категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются в системе МВД России, указанные в пп. 11.1 - 11.5 Правил.
При этом в соответствии с п. 11 Правил, к категориям субъектов, персональные данные которых обрабатываются в системе МВД России относятся: сотрудники МВД России (пп.11.1); граждане, претендующие на замещение должностей в системе МВД России (пп. 11.2); члены семей лиц, указанных в пп. 11.1, 11.2 Правил (пп. 11.3); близкие родственники лиц, указанных в пп. 11.1, 11.2 Правил (пп. 11.4).
Приказом МВД России от 13 января 2020 года № 3 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России» утвержден перечень должностей сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы Министерства внутренних дел РФ, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным (Приложение № 3 к приказу МВД России от 13 января 2020 года № 3).
В указанный перечень в территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел РФ входят: все должности начальствующего состава органов внутренних дел РФ, федеральной государственной гражданской службы и работников, в случае, если в служебные (должностные, трудовые) обязанности лиц, замещающих данные должности, входит обработка персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным, либо если лица, замещающие эти должности, реализуют права субъектов персональных данных в соответствии со ст. 14 Закона о персональных данных.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Управление по вопросам миграции МВД по Республике Крым, будучи структурным подразделением МВД по Республике Крым, входящего в единую систему органов внутренних дел РФ, является оператором персональных данных, а ФИО5, как начальник Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, в рамках установленных названными нормативными правовыми актами полномочий вправе проводить обработку персональных данных в строго регламентированных целях, а при наличии соответствующих оснований - без согласия субъекта персональных данных.
Поскольку действия начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым были направлены на проведение проверки сведений, предоставленных сотрудником органа внутренних дел в отношении себя и своих близких родственников, то они не могут расцениваться как проведение ревизии вступившего в законную силу судебного акта.
Что касается доводов относительно незаконности обработки персональных данных Бурлаченко Е.А., то последней Министерству внутренних дел РФ было дано согласие на обработку ее персональных данных, которое действует с момента его подписания в течение всего срока службы, работы в системе Министерства внутренних дел РФ.
Рассматривая требование истца о присвоение очередного звания, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное требование удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бурлаченко Е.А. было присвоено звание младший лейтенант полиции.
Присвоение специальных званий сотрудникам органов внутренних дел, в том числе и сотрудникам полиции, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ч. 3 ст. 41 которого, предусмотрено, что очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, присваиваются уполномоченными руководителями в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с п.п.6 ч. 1 ст. 42 названного Федерального закона срок выслуги в звании младшего лейтенанта полиции составляет 1 год.
Согласно материалам дела, врио Министра внутренних дел по Республике Крым ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (№) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 303 ░░ ░░.
░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 342-░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░. 1 ░░. 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2011 ░░░░ № 342-░░.
░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2011 ░░░░ № 342- ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 390 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░ 198 ░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.7, 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░░░