Дело №2-320/2023 Председательствующий - судья Гусейнова Н.И.
УИД 32RS0021-01-2023-000327-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-1895/2023
г.Брянск 4 июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей Алейниковой С.А., Денисюка О.Н.,
при секретаре Пешеходько И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Брянской области Савостиной И.Н. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 4 апреля 2023 года по иску Семенова Андрея Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на назначение государственной пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., судебная коллегия
установила:
Семенов А.А. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что с 14 июня 2016 года ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 18 ноября 2016 года установлено, что его заболевание и инвалидность связаны с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
23 декабря 2016 года выдано удостоверение как лицу, получившему или перенесшему лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС.
31 января 2023 года обратился в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении государственной пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, в соответствии с пп.2 п.2 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ОСФР по Брянской области ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права, поскольку он не относится ни к одной категории граждан, предусмотренных п.2 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
ФИО1 считает решение незаконным и необоснованным, в связи с чем просил суд признать за ним право на назначение государственной пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.2 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1 февраля 2023 года, а также обязать ОСФР по Брянской области назначить ему данную пенсию с 1 февраля 2023 года.
Решением суда от 4 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Брянской области Савостина И.Н. просила отменить решение суда как необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая в доводах, что истец не относится к категории граждан, перечисленных в пункте 2 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем не имеет права на государственную пенсию.
В письменных возражениях Семенов А.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствии представителя Российского межведомственного экспертного совета, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в отсутствие не поступало. От Семенова А.А., представителя ОСФР по Брянской области имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), являющимся специальным нормативным правовым актом, направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Согласно статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1);
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности (пункт 2).
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии всоответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливаетсяодна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральнымзаконом (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Право на пенсию в соответствии с этим федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 10, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Пунктом 29 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 23 января 2019 года №16п, предусмотрено, что граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, при обращении за назначением пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы о трудовом стаже.
Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в зависимости от категории гражданина с заявлением представляются документы: удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы; о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф.
В силу пункта 18 Приказа Минтруда России от 4 августа 2021 года №538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения):
а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
б) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
д) о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что Семенов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 19 апреля 1999 года зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, №740/16-11/16 от 18 ноября 2016 года установлено, что заболевание и инвалидность Семенова А.А. связаны с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
23 декабря 2016 года Семенову А.А. выдано удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом.
23 декабря 2021 года ему повторно установлена <данные изъяты> группа инвалидности на срок до 1 января 2027 года, заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, он является получателем пенсии по инвалидности.
31 января 2023 Семенов А.А. обратился в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренной Федеральным законом РФ от «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ОСФР по Брянской области от 6 февраля 2023 года ему отказано, в связи с отсутствием статуса категории гражданина, подвергшемуся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно сведениям ОСФР по Брянской области, страховой стаж Семенова А.А. на момент назначения пенсии по инвалидности составлял 20 лет 2 месяца 26 дней.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, оценив представленные доказательства, исходил из того, что истец относится к категории граждан, получившим заболевание, связанное с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на назначение государственной пенсии по старости с 1 февраля 2023 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, правильной оценке представленных доказательств и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют правовую позицию ответчика в суде первой инстанции, основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 4 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОСФР по Брянской области Савостиной И.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Новозыбковский городской суд Брянской области в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
О.Н. Денисюк
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июля 2023 г.