Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года <адрес> городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лисейкина С.В.,
с участием представителя административного ответчика Батяшова А.В.,
при секретаре Степанович Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску Шабанова А.А. к призывной комиссии <адрес>, военному комиссариату <адрес> и <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии <адрес> и действий военного комиссариата <адрес> и <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Шабанов А.А. обратился в суд по тем основаниям, что 09 октября 2017 года в отношении него призывной комиссией <адрес> <адрес> края было вынесено решение о призыве на военную службу. Данное решение призывной комиссии, а также действия военного комиссариата городов <адрес> по выдачи повестки, обязывающей Шабанова А.А. прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, были совершены в нарушение норм действующего законодательства, в результате которых на административного истца была незаконно возложена обязанность прохождения военной службы и нарушено гарантированное частью I статьи 27 Конституции РФ право па свободу передвижения. Пунктом 2 Распоряжения Губернатора <адрес> края от 22 сентября 2017 года № «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года» и Приложением 2 к данному Распоряжению по представлению военного комиссара <адрес> края от 30 августа 2017 года № была создана призывная комиссия <адрес>. В силу ч.1 ст. 26 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывные комиссии создаются только при наличии представления военного комиссара.
До 2010 года, согласно ч.1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призывные комиссии создавались по представлению военного комиссара субъекта РФ. В 2010 году в указанную норму были внесены изменения, согласно которым представление о создании призывных комиссий вносит военный комиссар, то есть законодатель исключил слова «субъекта РФ», тем самым изъяв из компетенции военного комиссара субъекта РФ полномочие по внесению представления о создании призывных комиссий.
Указом Президента от 7 декабря 2012 года № 1609 утверждено Положение «О военных комиссариатах». В силу пункта 9 Положения в структуру военного комиссариата субъекта РФ входят военные комиссариаты муниципальных образований. Исходя из системного толкования пунктов 9 и 21 положения военные комиссариаты по муниципальным образованиям возглавляют военные комиссары муниципальных образований.
Следовательно, Положением разведены должности военного комиссара субъекта РФ и военного комиссара по муниципальным образованиям. Статья 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» прямо предусматривает, что именно военные комиссариаты муниципальных образований как структурные подразделения военного комиссариата субъекта РФ организуют призыв граждан.
Так как организация призыва включает в себя формирование призывных комиссий, внесение представления о формировании таких комиссий военным комиссаром, должно считаться уставной частью организации призыва. Соответственно, поскольку обязанность организации призыва лежит на структурных подразделениях, именно последние обязаны вносить представление о формировании призывных комиссий. От имени структурного подразделения (военного комиссариата муниципального образования), согласно Положению, выступает глава такого подразделения- военный комиссар по соответствующему муниципальному образованию. Следовательно, военные комиссары по муниципальным образованиям обязаны вносить высшему должностному лицу субъекта РФ представления о создании призывных комиссий. Полагает, что представления о создании призывных комиссий на территории <адрес> края должны были быть внесены Губернатору <адрес> края военными комиссарами по муниципальным образованиям. Вместе с тем, из пункта 2 Распоряжения Губернатора <адрес> края оп 22 сентября 2017 года № «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года», призывная комиссия по городу <адрес> была создана Губернатором <адрес> края на основании представления военного комиссара <адрес> края, что не соответствует порядку внесения представлений, предусмотренному Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Решение о призыве административного истца на военную службу принимается призывной комиссий. Однако такое решение не может считаться законным, поскольку принято призывной комиссией, созданной с нарушением порядка ее формирования. Просит признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> <адрес> края от 09 октября 2017 года о призыве Шабанова А.А. на военную службу, признать незаконными действия военного комиссариата городов <адрес> и <адрес> <адрес> края по выдаче повестки, обязывающей Шабанова А.А. прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы 23 ноября 2017 года.
Административный ответчик Шабанов А.А. в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика военного комиссариата <адрес> и <адрес> Батяшов А.В, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласен, суду пояснил, то согласно ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 издан Приказ Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 об утверждении Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе», в котором определен порядок подготовки и проведения призыва граждан на военную службу. Согласно пункту 3 раздела 2 Приложения № 1 к Инструкции военный комиссариат субъекта Российской Федерации: разрабатывает и представляет на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проект решения о создании призывной комиссии субъекта Российской Федерации и призывных комиссий муниципальных образований Согласно пункту 4 раздела 2 Приложения № 1 к Инструкции военный комиссариат (муниципального района) Российской Федерации: готовит предложения по персональным составам призывных комиссий и по согласованию с главами соответствующих местных администраций, представляет их военному комиссару субъекта Российской Федерации. В 2010 году в Вооруженных Силах РФ произошли реорганизационные мероприятия. В соответствии с Указом Президента РФ от 22.06.2009 № 709, "О внесении изменений в Положение о военных комиссариатах", утв. Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. с 01.10.2009 г. военные комиссариаты субъектов РФ реорганизованы путем присоединения к ним военных комиссариатов муниципальных образований, в качестве структурных подразделений. С 01.01.2010 Военный комиссариат <адрес> края является юридическим лицом, а военные комиссариаты по муниципальным образованиям реорганизованы и стали являться отделами Военного комиссариата <адрес> края, а военные комиссары районов стали начальниками отделов военного комиссариата субъекта, а их статус юридического лица был утрачен. Соответственно, с 2010 года в статье 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «представление о создании призывных комиссий вносит военный комиссар» - исключены слова «субъекта РФ», поскольку военный комиссар в субъекте РФ только один, в муниципальных районах военных комиссаров в действовавшей на тот момент редакции, не было. В результате последующих реорганизационных мероприятий, Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. № 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах, которым определено, что структурные подразделения военного комиссариата субъекта РФ стали именоваться военными комиссариатами по муниципальным образованиям, но также без статуса юридического лица. По смыслу правовых норм, представление высшему должностному лицу субъекта РФ персонального состава призывных комиссий возложено на военного комиссара субъекта РФ. Если бы военный комиссар субъекта не имел полномочий на представление состава призывной комиссии, то уполномочить на совершение такого действия руководителя структурного подразделения - военного комиссара муниципального образования, он бы не мог. Действия военного комиссариата по вручению повестки соответствуют пункту 16 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", согласно которому призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. Истец признан годным к военной службе, соответственно, вручение повестки на отправку в войска при условии наличия решения призвать на военную службу является законным. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав с представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы; призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п. 1), на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3).
В соответствии с п. п. 4, 9 Положения "О военных комиссариатах", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Основными задачами военных комиссариатов являются организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (подп. 20 п. 17 Положения); проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе; иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (подп. 21 п. 17 Положения).
В пункте 1 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии.
Согласно пункту 2 "Положения о военных комиссариатах", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 4, 9 Положения "О военных комиссариатах", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района.Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Согласно пунктам 2 и 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На основании п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Как установлено в судебном заседании, Шабанов А.А. ДД.ММ.ГГГГр, принят на воинский учет в отдел военного комиссариата <адрес> края по <адрес> и <адрес> 09.02.2010года. 09.10.2017года по результатам медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов, врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, вынесено итоговое заключение об установлении заявителю категории годности к военной службе "А-1".
09.10.2017года призывной комиссией <адрес> было вынесено решение о призыве Шабанова А.А. на военную службу и выдана повестка на отправку к месту прохождения военной службы на 23 ноября 2017г.
Распоряжением Губернатора <адрес> края от 22 сентября 2017 года № «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года» по представлению военного комиссара <адрес> края от 30 августа 2017 года № была создана призывная комиссия <адрес> для осуществления призыва граждан 1989 - 1998 гг. рождения на военную службу и направления граждан на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 и утверждены их составы.
Проанализировав вышесказанные нормы права, суд приходит к выводу, что призывная комиссия <адрес> была создана и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение призывной комиссии <адрес> о призыве заявителя на военную службу было принято на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании Шабанова А.А. годным к военной службе,
При указанных обстоятельствах оснований для признания незаконными решения призывной комиссии <адрес> <адрес> края от 09 октября 2017 года о призыве Шабанова А.А. на военную службу и действия военного комиссариата городов <адрес> и <адрес> Красноярскою края по выдаче повестки, обязывающей Шабанова А.А. прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы 23 ноября 2017 года, не имеется, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуюсь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.