ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-367/2022 (33-7913/2021)
Строка № 065г
УИД 36RS0020-01-2021-000811-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ1 февраля 2022 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.,
судей Глазовой Н.В., Храпина Ю.В.,
при секретаре Коган М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Храпина Ю.В. гражданское дело № 2-493/2021 по исковому заявлению Сазанова Эдуарда Анатольевича к ООО Маслоэкстракционный завод «Юг Руси» и ОАО «МЭЗ Лискинский» об обязании работодателя скорректировать сведения данных индивидуального персонифицированного учета
по апелляционной жалобе Сазанова Эдуарда Анатольевича
на решение Лискинского районного суда Воронежской области от 17 сентября 2021 г.
(судья Полякова Ю.С.)
УСТАНОВИЛА:
Сазанов Э.А. обратился с исковым заявлением к ООО Маслоэкстракционный завод «Юг Руси» и ОАО «МЭЗ Лискинский», в котором с учетом уточнений, просил обязать работодателя скорректировать сведения в данных его индивидуального персонифицированного учета, указав следующее.
С 9 марта 2010 г. по 11 августа 2013 г., с 5 сентября 2013 г. по 27 декабря 2013 г. он работал в качестве машиниста котлов парокотельного цеха в филиале «МЭЗ Лискинский» ООО «МЭЗ Юг Руси», с 28 декабря 2013 г. по 20 апреля 2014 г., с 5 июня 2014 г. по 22 июня 2015 г., с 1 августа 2015 г. по 31 августа 2016 г., с 3 октября 2016 г. по 29 июля 2018 г., с 17 августа 2018 г. по 31 декабря 2018 г. в качестве машиниста котлов парокотельного цеха в ОАО «МЭЗ «Лискинский».
При этом, по его утверждению, паросиловое хозяйство, представляет собой совокупность установок и оборудования, используемых для получения в основном горячей воды и пара, которые, в свою очередь, используются для технологических и энергетических процессов, в частности, для отопления и горячего водоснабжения жилых, общественных и других непроизводственных зданий и сооружений городов и поселков.
Между тем, по сведениями пенсионного органа в его индивидуальном лицевом счете не содержится сведений о его особых условиях труда в названные периоды работы, не указан какой-либо код, уплата дополнительного тарифа после 1 января 2013 г. отсутствует, что, по его мнению, свидетельствует, что работодатели не подтверждают его работу в особых условиях труда, что, в свою очередь, делает невозможным включение данных спорных периодов в специальный стаж, дающий ему право на досрочную страховую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста.
Ссылается на то, что согласно карте № 52 специальной оценки условий труда от 26 мая 2014 г. машинист котлов парокотельного цеха ОАО «МЭЗ Лискинский» имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, Шифр 2140000а-13785 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (п. 6 Строка 040. Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику, занятым на данном рабочем месте).
По мнению Сазанова Э.А., действиями ответчиков нарушено его право на досрочную страховую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поскольку профессия машинист котлов полностью соответствует Списку № 2, парокотельный цех, в котором он работал, представляет собой совокупность установок и оборудования, используемых для получения пара, необходимого для осуществления технологической переработки семян, отопления цехов завода и жилого поселка, то есть является паросиловым хозяйством. Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда устанавливает не только наличие вредных факторов на рабочих местах, но и является основанием для предоставления льгот и гарантий, в том числе на льготное пенсионное обеспечение.
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 17 сентября 2021 г. исковое заявление Сазанова Э.А. к ООО Маслоэкстракционный завод «Юг Руси» и ОАО «МЭЗ Лискинский» об обязании работодателя скорректировать сведения в данных индивидуального персонифицированного учета оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Сазанов Э.А. указывает на несогласие с решением суда по существу. Решение суда просит отменить, его исковые требования удовлетворить.
Считает, что решением суда нарушен баланс прав и законных интересов работника, как наиболее слабой стороны, и работодателя в пользу последнего.
Указал, что работодателем не представлено доказательств, что условия труда машиниста котлов исключают воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов или уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч.5 ст.209 ТК РФ).
Также не согласен с выводом суда о пропуске им срока исковой давности.
Поступили возражения на апелляционную жалобу от ГУ-ОПФР по Воронежской области; от ОАО «МЭЗ Лискинский»; ООО Маслоэкстракционный завод «Юг Руси».
На заседании суда апелляционной инстанции Сазанов Э.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с уведомлением.
Также, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Воронежского областного суда.
От ГУ-ОПФР по Воронежской области, ОАО «МЭЗ Лискинский», ООО Маслоэкстракционный завод «Юг Руси» поступили заявления о рассмотрение дела в отсутствие их представителя.
С учетом изложенного, положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие возражения, заслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Сазанова Е.А. исходя из следующего.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, работавших на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26.01.1991);
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее - Список № 2 от 22.08.1956).
По Списку № 2 от 26.01.1991 правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются, в том числе:
- машинисты котлов (позицией 2140000а-13785 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство»).
Включенная в раздел ХIII Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, профессия «машинист котлов предусмотрена выпуском ЕТКС (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16.01.1985 № 18/2-55). Данный выпуск предназначен для работников электроэнергетической промышленности, занятых на эксплуатации электростанций и сетей, обслуживанием потребителей энергии, то есть работников новых электростанций, гидроэлектростанций, электрических и тепловых сетей, предприятий по сбыту энергии и контролю за ее использованием, атомных электростанций.
В настоящее время применяется тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденный постановлением Минтруда России от 12.03.1999 № 5. Выпуск ЕТКС включает ранее действовавшие выпуски ЕТКС: 9, раздел «Ремонт оборудования электростанций и сетей»; 9а, разделы: «Тепловые электростанции», «Гидроэлектростанции», «Электрические сети», «Тепловые сети», «Предприятия по сбыту энергии и контролю за ее исполнением», «Атомные электростанции».
Выпуск содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, занятых преимущественно на предприятиях электроэнергетической промышленности; утвержден постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальнымвопросам и ВЦСПС от 16 января 1985 г. № 18/2-55; переработан Министерством энергетики и электрификации СССР совместно сЦентральным бюро нормативов по труду и с участием специалистов Энергонот, Союзтехэнерго, Союзатомэнерго и институтов: Атомтеплоэлектропроект, Энергосетьпроект, НИИПИ энергопром.
В соответствии с Методическими рекомендациями по учету затрат напроизводство и калькулирование себестоимости масложировойпродукции № 537 от 14.12.2004 г. в масложировой промышленности к вспомогательнымпроизводствам относятся электростанции, паросиловые хозяйства, компрессорные станции и установки по выработке холода, водоснабжение, ремонтно - механические и ремонтно-строительные цеха, транспортные цеха, цеха производства тары, газовый цех (п. 1.9). Вспомогательные цеха неизготавливают продукцию, услуги, работы для продажи на сторону, вспомогательные цеха работают для обеспечения основного производства, и сторонних заказчиков.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, из положений которой следует, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно пункту 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Таким образом, Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 ФЗ «О страховых пенсиях» и Правилами, согласно которым при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Согласно пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
В соответствии со статьей 28 ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.1.2014 № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из положений статей 1, 3, пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
По смыслу приведенных выше нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59 и 60 ГПК РФ.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве Сазанова Э.А. на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются: документальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены Списками, а также наличие сведений о льготной работе в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
Из судебных актов, представленных в дело, является установленным обстоятельством, что Сазанов Э.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 12.11.1998, в отношении его работодателем в Пенсионный фонд представлялись сведения о включаемых в стаж периодов работы, спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования, при этом в индивидуальном лицевом счете истца не содержится сведений о его особых условиях труда в спорные периоды работы.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Сазанов Э.А. указал, что действиями ответчиков нарушено его право на досрочную страховую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поскольку профессия машинист котлов полностью соответствует Списку № 2; парокотельный цех, в котором он работал, представляет собой совокупность установок и оборудования, используемых для получения пара, необходимого для осуществления технологической переработки семян, отопления цехов завода и жилого поселка, то есть является паросиловым хозяйством. Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда устанавливает не только наличие вредных факторов на рабочих местах, но и является основанием для предоставления льгот гарантий, в том числе на льготное пенсионное обеспечение, поэтому обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора является оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой истцом должности.
Согласно картам № 52 и № 813 специальной оценки условий труда от 26 мая 2014 г. и от 11 ноября 2019 г. (Т.1.Л.8-9 и Т.1.Л.180-182, соответственно) машинист котлов парокотельного цеха ОАО «МЭЗ Лискинский» имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, код позиции 2140000а-13785 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даст право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (п. 6 Строка 040. Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику, занятым на данном рабочем месте). Установлен 3.1 итоговый класс (подкласс) условий труда.
Между тем, отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно части 1 статьи 3 которого специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах и результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Согласно заключению эксперта Департамента труда и занятости населения Воронежской области № 84-11/3624 от 20 июля 2021 г. (Т.1.Л.224-232), при оценке качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте № 52 (машинист котлов) открытого акционерного общества «Маслоэкстракционный завод «Лискинский» эксперт провел анализ представленных для государственной экспертизы условий труда документов (должностная инструкция машиниста котлов 6 разряда, положение о парокотельном цехе, описание оборудования парокотельного цеха ОАО МЭЗ «Лискинский», паспорта котлов) в совокупности с материалами гражданского дела и пришел к выводу, что качество специальной оценки условий труда на рабочем месте № 52 (машинист котлов) ОАО МЭЗ «Лискинский» не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», поскольку в том числе, наименование профессии (должности) работника не соответствует наименованию профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (далее - ОК 016-94), так как профессия машинист котлов (код по ОК 016-94 - 13785) предусмотрена разделом «Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии» Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденного постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 12 марта 1999 г. № 5. Также эксперт пришел к выводам, что парокотельный цех ОАО МЭЗ «Лискинский» не является структурной единицей электроэнергетического производства, что указанные в строке 030 Карты специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные факторов производственной среды и трудового процесса соответствуют перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте оборудования, сырья и материалов. Класс (подкласс) условий труда определен правильно. Представленные для государственной экспертизы условий труда документы в совокупности с материалами гражданского дела не позволяют отнести парокотельный цех ОАО МЭЗ «Лискинский» к электростанциям, энергопоездам и паросиловому хозяйству. Кроме этого, в графе 3 п. 6 «Право на досрочное назначение трудовой пенсии» таблицы строки 040 Карты указано наличие фактического предоставления работнику гарантии и компенсации, однако документы гражданского дела не подтверждают факт предоставления ОАО МЭЗ «Лискинский» сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по профессии машинист котлов.
Согласно заключению эксперта Департамента труда и занятости населения Воронежской области № 84-11/3621 от 20 июля 2021 г. (Т.1.Л.242-246) при государственной экспертизе фактических условий труда на рабочем месте № 52 (машинист котлов) открытого акционерного общества «Маслоэкстракционный завод «Лискинский» эксперт провел анализ отчета о проведении специальной оценки условий труда в ОАО МЭЗ «Лискинский», проверено на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах); состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников); установленные режимы труда и отдыха работника (работников); проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и было установлено, что рабочее место машиниста котлов располагается в парокотельном цехе ОАО МЭЗ «Лискинский», для которого установлен сменный график (режим работы с суток на трое), работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, в соответствии с Перечнем должностей и профессий работников ОАО МЭЗ «Лискинский» с вредными условиями труда, имеющих право на дополнительный отпуск и доплату за вредные условия труда, утвержденным приказом от 31 декабря 2014 г. № 212, для машиниста котлов парокотельного цеха установлена доплата в размере 4%. На основании результатов проведенных исследований (испытаний) и измерений, условия труда на рабочем месте, в отношении которого проводится государственная экспертиза условий труда, отнесены по степени вредности и (или) опасности к классу 3.1 (вредные условия труда 1 степени), в результате чего эксперт пришел к выводу, что фактические условия труда работника на рабочем месте № 52 (машинист котлов) ОАО МЭЗ «Лискинский» не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно заключению эксперта Департамента труда и занятости населения Воронежской области № 84-11/3622 от 20 июля 2021 г. (Т.1.Л.233-241) при государственной экспертизе оценки правильности предоставления работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте № 52 (машинист котлов) открытого акционерного общества «Маслоэкстракционный завод «Лискинский» эксперт провел анализ гражданских дел № 2-771/2019 и № 2-493/2021, отчета о проведении специальной оценки условий труда в ОАО МЭЗ «Лискинский», результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, карту № 52 (машинист котлов) специальной оценки условий труда работников с протоколами проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, приказ от 12 марта 2014 г. № 69 «О проведении специальной оценки условий труда», заключение эксперта № 12-С по результатам специальной оценки условий труда от 03 октября 2014 г., положение о парокотельном цехе от 13 января 2014 г., должностную инструкцию машиниста котлов 6 разряда, 2013, правила внутреннего трудового распорядка для работников от 21 декабря 2013 г., карта аттестации рабочего места по условиям труда № 36 (машинист котлов), 2009, трудовой договор от 28 декабря 2013 г. № 103/12/2013, положение об оплате труда и премировании работников ОАО «МЭЗ «Лискинский», 2013, дополнение № 2 к положению об оплате труда и премировании работников ОАО «МЭЗ «Лискинский», 2014, паспорт котла № 7497, паспорт котла № 7499, описание оборудования парокотельного цеха ОАО МЭЗ «Лискинский», в результате чего эксперт пришел к выводу, что поскольку представленные для государственной экспертизы условий труда документы в совокупности с материалами гражданского дела не позволяют отнести парокотельный цех ОАО МЭЗ «Лискинский» к электростанциям, энергопоездам и паросиловому хозяйству, то необходимость предоставления на указанном рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изм. от 04 июня 2014 г.), не обосновано. В нарушение п.п. 10 п. 5 Инструкции, графы 4, 5 в таблице строки 040 Карты в части заполнения графы «проведение медицинских осмотров» оформлены неверно, а именно в качестве основания проведения медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указаны п. 5 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Согласно приказу от 12 апреля 2011 № 302 н приложением № 2 предусмотрен перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда. Таким образом, предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам, занятым на рабочем месте № 52 (машинист котлов) ОАО МЭЗ «Лискинский» в части необходимости предоставления повышенной оплаты труда работника (работников) в соответствии со ст. 147 ТК РФ и проведение медицинских осмотров в соответствии с п. 3.12 приложения 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н обосновано, в части необходимости предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изм. от 04 июня 2014 г.) не обосновано.
Каких-либо обстоятельств, позволяющих признать заключение экспертиз недопустимым либо недостоверным доказательством по делу, не установлено, они в полном объеме отвечают требованиям статьи 86 ГПК РФ и Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в том числе по форме и содержанию, экспертные выводы являются полными, ясными, содержат описание проведенных исследований и мотивированные ответы на поставленные судом вопросы, последовательны, непротиворечивы и согласуются с другими доказательствами по делу. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ, имеет необходимые для производства подобного рода экспертиз полномочия, образование, квалификацию, специальность.
Со стороны истца возражений против экспертных заключений не представлено, ходатайства о проведении дополнительной либо повторной экспертиз, не заявлено.
На судебном заседании суда первой инстанции эксперт Боева А.И., проводившая вышеуказанные экспертизы, подтвердила изложенные в них выводы, и указала, что они сделаны, том числе с учетом того обстоятельства, что в «схеме теплоснабжения городского поселения города Лиски Лискиснкого муниципального района 2013 г.» в реестр организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения городского поселения города Лиски Лискиснкого муниципального района включена теплоснабжающая организация филиал «МЭЗ «Лискинский» ООО «МЭЗ Юг Руси» (Т.2.Л.21-22).
Кроме того, и представленных в материалы дела судебных актов, следует, что является установленным обстоятельством, что пенсионным органом была проведена документальная проверка, в ходе которой на основании первичных документов было установлено, что парокотельные цеха в филиале ОАО «МЭЗ Лискинский» ООО «МЭЗ Юг Руси» и ОАО «МЭЗ Лискинский» электроэнергию не производят, должность «машинист котлов» как профессия и должность с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях за 2013- 2018 гг. организациями не заявлялась; что на предприятии в филиале ОАО «МЭЗ Лискинский» ООО «МЭЗ Юг Руси» отсутствует технологический процесс работы парокотельного цеха.
Установив, что парокотельный цех ОАО МЭЗ «Лискинский» не относится к электростанциям, энергопоездам и паросиловому хозяйству, на предприятии не имеется технологического процесса работы этого цеха и электроэнергия им не производится, тогда как льготное пенсионное обеспечение установлено машинистам котлов предприятий электроэнергетической отрасли экономики, с учетом приведенных выше заключений государственной экспертизы условий труда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для возложения на ООО Маслоэкстракционный завод «Юг Руси» и ОАО «МЭЗ Лискинский» обязанности скорректировать сведения в данных индивидуального персонифицированного учета истца Сазанова Э.А. не имеется.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что обстоятельство, что определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 11.06.2020 было отказано Сазанову Э.А. во включении периода работы с 09 марта 2010 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве машиниста котлов парокотельного цеха в филиале «МЭЗ Лискинский» ООО «МЭЗ Юг Руси» в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно пояснений истца Сазанова Э.А. суду апелляционной инстанции, как в период с 09 марта 2010 г. по 31 декабря 2012 г., так и в последующие спорные периоды характер его работы был один и тот же.
Относительно применения к исковым требованиям Сазанова Э.А. срока исковой давности, то суд апелляционной инстанциинаходит ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока на обращение с иском в суд по следующим основаниям.
Согласно преамбуле Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» настоящий Федеральный ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01.04.1996 № 27-░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01.04.1996 № 27-░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ 28 ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 1, 2 ░░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 11 ░ 12 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 1996 ░░░░ № 27-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 11 ░ 12 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 1996 ░░░░ № 27-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 09 ░░░░░ 2010 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2012 ░. ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2013 ░., ░ ░ 2013 ░., ░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 62 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24.10.2019 ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2013 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.02.2022