Судья Байметов А.А. дело № 2-2201/2021 г.
(первая инстанция)
дело № 33-3508/2021 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2021 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Устинова О.И.,
при участии секретаря – Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Небыковой Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 августа 2021 года по гражданскому делу по иску Небыковой Е.В. к Департаменту здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, об обязании возврата излишне взысканного налога на доходы физических лиц,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истица Небыкова Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю и просила обязать ответчиков в течении 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу возвратить ей излишне взысканный налог на доходы физических лиц в размере 130 000 руб. с единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, выплаченной на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней, Департаментом здравоохранения города Севастополя и ГБУЗС «Городская больница № 3 им. Даши Севастопольской» был заключен трехсторонний договор о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере 1 000 000 руб. Условия заключенного договора были направлены на приобретение истицей объекта недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ истица заключила договор купли-продажи доли жилого дома по <адрес>, т.е. выделенные денежные средства были использованы истицей по назначению, предусмотренному договором, соответственно, договорные обязательства ею исполнены надлежащим образом. При этом, с истицы был взыскан налог на доходы физических лиц в размере 130 000 руб. Истица же полагает данное взыскание незаконным, в связи с чем, за защитой своих нарушенных прав обратилась с данным иском в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12.08.2021 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, Небыкова Е.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные ею требования иска удовлетворить. В обоснование доводов жалобы и дополнений к ней апеллянтом указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, что в совокупности привело к принятию судом незаконного решения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
По общему правилу, закрепленному в ст. 41 НК РФ, доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, определен в ст. 217 НК РФ.
В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 36 введен Федеральным законом от 29.11.2007 № 284-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2007 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», положения п. 36 ст. 217 части второй настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2007 г. № 284-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Порядок взыскания и возврата налога, излишне удержанного налоговым агентом из дохода налогоплательщика, регламентирован ст. 231 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов, которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Обращаясь в суд с данным иском, истица Небыкова Е.В., ссылаясь на излишнее взыскание с нее налога на доходы физических лиц, утверждала о нарушении ответчиками ее прав и полагала их подлежащими судебной защите.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что истица Небыкова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность врача-педиатра участкового поликлиники детского населения № 2 ГБУЗС «Городская больница №3 им. Даши Севастопольской».
ДД.ММ.ГГГГ между работником Небыковой Е.В., ответчиком Департаментом здравоохранения города Севастополя и ответчиком ГБУЗС «Городская больница №3 им. Даши Севастопольской» был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере 1 000 000 руб.
Из содержания указанного договора следует, что данная выплата предоставляется истице на основании Постановления Правительства Севастополя от 20.05.2016 г. № 474-ПП «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя, за счет средств бюджета города Севастополя» и может быть направлена на приобретение земельного участка, строительство и покупку объекта недвижимости на свое имя, в том числе на первоначальный взнос по ипотечному договору, а также на оплату расходов по переезду работника и членов его семьи и оплату аренды помещений на срок до 36 месяцев.
Согласно п.п. 2.3.1, 2.3.2 заключенного договора, работник обязался отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным работником с учреждением, а также осуществить расходование средств на цели, указанные в пункте 1 договора.
Положениями п. 4.4 договора установлено, что он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ГБУЗ Севастополя «Городская больница № 3 им. Даши Севастопольской» истице была перечислена указанная компенсационная выплата за вычетом налога на доходы физических лиц в размере 130 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ истица на основании договора купли-продажи приобрела в собственность 9/50 долей жилого дома, расположенного по <адрес>.
Ссылаясь на необходимую защиту своих прав, истица указывала, что на основании п.п. 3, 36 ст. 217 НК РФ, а также Постановления Правительства Севастополя от 29.12.2016 № 1316-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Севастополя от 20.05.2016 № 474-ПП», обязанность по уплате налога на доходы физических лиц у нее отсутствовала, в связи с чем, удержанный налог в сумме 130 000 руб. подлежит ей возврату.
Отказывая в удовлетворении заявленных истицей требований, суд первой инстанции исходил из того, что Небыкова Е.В. узнала о возможном нарушении своих прав ДД.ММ.ГГГГ, однако за судебной защитой обратилась с данным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению срока исковой давности, в связи с чем, в удовлетворении ее требований суд отказал.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции об отказе истице в иске не считает возможным согласиться.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп.7 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 78НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. На основании пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Вышеприведенная норма ст. 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 173-О следует, что норма п. 8 ст. 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В тоже время, применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет, считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. Аналогичное толкование закона приведено в п. 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57.
При разрешении вопроса о соблюдении истицей трехлетнего срока на обращение в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
С целью реализации государственной программы города Севастополя «Развитие здравоохранения в городе Севастополе на 2015-2020 годы» Постановлением Правительства Севастополя от 20.05.2016 г. № 474-ПП утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя, за счет средств бюджета города Севастополя.
Согласно пп. 4.3 п. 4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику) единовременная компенсационная выплата (далее - единовременная выплата) - выплата, осуществляемая из расчета на 1,0 (полной) штатной занятой ставки при условии нормальной продолжительности рабочего времени в медицинской организации, в размере:
- 1 000 000 (один миллион) рублей (в том числе налог на доходы физических лиц) - для врача;
Выплата может быть направлена на приобретение земельного участка, строительство и покупку объекта недвижимости, в том числе на первоначальный взнос по ипотечному договору, а также на оплату расходов по переезду медицинского работника и членов его семьи, а также на оплату аренды помещений.
Судом установлено, что единовременная компенсационная выплата была предоставлена истице на основании названного выше нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
ГБУЗ Севастополя «Городская больница №3 им. Даши Севастопольской» прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме присоединения к ГБУЗ Севастополя «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова».
В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Таким образом, ГБУЗ Севастополя «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» является правопреемником «Городская больница № 3 им. Даши Севастопольской» и, соответственно, налоговым агентом, на которого законом возложена обязанность возврата излишне удержанного налога из дохода Небыковой Е.В.
Принимая во внимание указанные выше положения Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя, за счет средств бюджета города Севастополя, а также условия договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, заключенного 16.12.2016 г., для применения положений НК РФ об освобождении от налогообложения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам необходимо обеспечить документальное подтверждение целевого расходования денежных средств с учетом норм ст. 217 НК РФ (документы на приобретение жилого помещения).
Таким образом, истица, реализовав компенсационную выплату на приобретение жилого помещения 04.08.2020 г. в соответствии с условиями договора от 16.11.2016 г., обратилась 19.04.2021 г. к налоговому агенту – ГБУЗ Севастополя «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова» с заявлением о возврате ранее уплаченного налога, а с заявлением в суд – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения трехлетнего срока с момента появления оснований полагать, что удержанный с компенсационной выплаты налог является излишне уплаченной суммой налога.
Принимая во внимание изложенное, а также приведенные выше положения налогового и гражданского законодательства Российской Федерации, учитывая позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 173-О, судебная коллегия приходит к выводу, что обращение истицы в суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога совершено в пределах установленного законом трехлетнего срока, считая со дня, когда истица узнала о нарушении своего права на возврат налога, а именно, с момента отказа налогового агента (ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова») в возврате удержанного налога после исполнения истицей условий договора (приобретения истцом объекта недвижимости на свое имя).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что отказ в возврате излишне уплаченного налога на имущество, обоснованный пропуском истицей срока исковой давности, является неправомерным, нарушающим ее права, предусмотренные действующим законодательством.
Учитывая, что компенсационная выплата могла быть направлена истицей как на строительство, покупку объекта недвижимости, так и на оплату расходов по переезду медицинского работника и членов его семьи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции необоснованно отнес факт удержания налога при перечислении единовременной компенсационной выплаты к доказательствам осведомленности истицы о переплате с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент перечисления компенсационной выплаты условия, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для освобождения истицы от уплаты налога на доход физических лиц (выплаты на приобретение и (или) строительство жилого помещения), отсутствовали.
Доводы ответчиков о том, что изменения в Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, исключившие налог на доходы физических лиц из сумм компенсационных выплат, были внесены постановлением Правительств Севастополя от 29.12.2016 г. № 1316-ПП и вступили в силу с 10.01.2017 г., то есть после заключения между истицей и ответчиками договора и осуществления ей единовременной компенсационной выплаты, основанием для отказа истице в удовлетворении заявленных ею требований не являются.
Положениями ст. 1 НК РФ определено, что настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Положениями ст. ст. 12, 13 НК РФ определены виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (статья 12 НК РФ). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относен к федеральным налогам.
Таким образом, указанные нормативно-правовые акты Правительства Севастополя (постановления Правительства Севастополя от 20.05.2016 № 474-ПП, от 29.12.2016 № 1316-ПП) устанавливают порядок предоставления единовременных компенсационных выплат за счет средств бюджета города Севастополя и не могут регулировать порядок налогообложения указанных выплат.
При этом, исчерпывающий перечень доходов, освобождаемых от уплаты налога на доходы физических лиц, установлен в статье 217 НК РФ, включает в том числе суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 36, введен Федеральным законом от 29.11.2007 № 284-ФЗ).
Осуществления компенсационной выплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не влияет на характер такой выплаты, который по своей правовой природе является компенсационным. Таким образом, требования Небыковой Е.В., касающиеся возврата излишне взысканного налога, являются правомерными.
Разрешая вопрос о возврате излишне уплаченного налога судебная коллегия исходит из следующего.
Положениями ст. 78 НК РФ установлен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа; ст. 79 - порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа; п. 1 ст. 231 - порядок возврата сумм налога на доходы физических лиц, излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика.
Таким образом, переплата сумм налога, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента - с учетом приоритета действия специальных норм над общими - подлежит возврату в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ); в остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами, а именно ст. ст. 78 и 79 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма НДФЛ подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным физлицам, с доходов которых налоговый агент производит удержание этого налога, в течение трех месяцев со дня получения агентом заявления налогоплательщика (абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ). В абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной суммы НДФЛ налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему заявления налогоплательщиком, направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленного ранее в бюджет НДФЛ осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ). До возврата из бюджетной системы РФ излишне удержанной и перечисленной суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств (абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ).
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе обратиться с заявлением в налоговый орган о возврате излишне удержанной с его доходов и перечисленной в бюджетную систему РФ ранее налоговым агентом суммы НДФЛ.
Таким образом, налогоплательщик может вернуть НДФЛ из бюджета через налоговый орган только при отсутствии налогового агента. Если налоговый агент существует, возврат излишне удержанного налога осуществляется налоговым агентом (определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 г. № 14-КГ 18-48, Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 г. № 262-О).
Исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, является Департамент здравоохранения города Севастополя, действующий на основании положения, утвержденного постановлением Правительства города Севастополя от 17.03.2015 г. № 182-ПП. Департамент выполняет функции главного распорядителя (получателя) бюджетных средств города Севастополя в соответствии с возложенными полномочиями.
Учитывая изложенное, заявленные истицей требования обоснованы и подлежали удовлетворению в части взыскания с Департамента здравоохранения города Севастополя в пользу истицы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц с единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику на основании договора № 18 от 16.12.2016 г. в размере 130 000 руб.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных истицей требований.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 августа 2021 года отменить и постановить по делу новое решение, которым:
иск Небыковой Е.В. к Департаменту здравоохранения города Севастополя, ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, об обязании возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента здравоохранения города Севастополя за счет бюджета города Севастополя в пользу Небыковой Е.В. излишне уплаченный налог на доходы физических лиц с единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, выплаченной на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 130 000 руб.
В удовлетворении исковых требований Небыковой Е.В. к ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю – отказать.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 24.11.2021 г.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
О.И. Устинов