Решение по делу № 2-1533/2020 от 19.08.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» октября 2020 г. г.Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Дробышевой Е.В.

при секретаре Шебуняевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубуняевой Т. Н. к администрации Лысогорского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности,

установил:

Шебуняева Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации Лысогорского сельсовета о признании права собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в порядке наследования после смерти матери – Дробышевой М. Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ

В заявлении истец указала, что Дробышевой М.Ф. принадлежал спорный земельный участок. Истец фактически приняла наследство после матери, однако не может получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство на спорное имущество, поскольку право собственности за матерью не зарегистрировано.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Тамбовского района Тамбовской области.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Дробышев А.В. иск поддержал и пояснил, что Дробышева М.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти остался жилой дом, расположенный по <адрес> с.Лысые Г.. После смерти матери истец не заявляла о своем праве на наследство, ни к нотариусу, ни в сельский совет не обращалась, однако ухаживала за домом. В 2015 году дом разрушился. В настоящее время истец приняла решение зарегистрировать свое право на наследство после смерти матери на земельный участок, на котором ранее был построен дом, поскольку данный участок матери предоставлялся в пользование. Постановлением администрации Лысогорского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ спорному участку был присвоен номер: <адрес>, земельный участок г, при жизни наследодателя нумерация домов отсутствовала.

Представитель ответчика - администрации Лысогорского сельсовета в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика администрации Тамбовского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина.

В силу положений ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Пунктом 1 статьи 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Как установлено, согласно данным похозяйственной книги, Дробышева М. Ф. проживала в жилом доме по <адрес> <адрес> <адрес>. Она умерла ДД.ММ.ГГГГ, на момент смерти была зарегистрирована одна. По сведениям нотариуса наследственное дело после ее смерти не заводилось.

Истец, как дочь Дробышевой М.Ф., является ее наследником первой очереди.

Статьей 1153 ГК РФ установлены способы принятия наследства, а именно принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч.1).

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч.2).

В предварительном судебном заседании глава администрации Лысогорского сельсовета Стрыгин М.М. пояснял, что на момент смерти Дробышева М.Ф. проживала и была зарегистрирована в жилом доме одна, в тот период земельные участки находились в государственной собственности. После ее смерти о правах на наследство никто не заявлял. В связи с этим в похозяйственных книгах с 1990 года записи на данный дом не вносились и право на дом не регистрировалось. Жилой дом, в котором жила Дробышева М.Ф., и который был расположен на спорном земельном участке, разрушился около пяти лет назад. Земельные участки предоставлялись в собственность жителям Лысогорского сельсовета – владельцам домов, на основании постановления №37 от 16.06.1992. Так как сведения о владельце дома, принадлежавшего Дробышевой М.Ф., в похозяйственной книге отсутствовали, земельный участок не ставился на кадастровый учет и в собственность не предоставлялся. За тридцать два года после смерти Дробышевой М.В. никто о правах на земельный участок не заявлял.

Что касается вопросов о правах на земельные участки, 01.01.1991 года был введен в действие Закон РСФСР от 23 ноября 1990г. "О земельной реформе", в преамбуле которого указано, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равномерного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.

В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, введенным в действие постановлением Верховного Совета от 25.04.1991 г. (действовал до 24.10.2001) при переходе права собственности на строение гражданину вместе с этим объектом переходит и право пользования земельным участком (ст.37).

Статьей 31 указанного кодекса устанавливалось, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом министров РСФСР.

Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» на местные органы исполнительной власти была возложена обязанность по проведению приватизации земель в населенных пунктах.

Из содержания пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27.10.1993 N 1767, который утратил силу 25.02.2003, следует, что документами, удостоверяющими права на земельный участок, после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации могли являться государственный акт либо свидетельство.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

В настоящее время форма и порядок ведения похозяйственной книги утверждены приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345, а в период возникновения у граждан прав на земельные участки применялись Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденные постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 N 69, разделом III которых был урегулирован порядок ведения записей в похозяйственной книге.

В частности, согласно пункту 39 данных Указаний в разделе IV "А" "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства" по каждому хозяйству записывались вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан.

Форма похозяйственной книги была утверждена постановлением Госкомстата СССР от 05.12.1989 N 219 "Об утверждении форм похозяйственного учета для сельских Советов народных депутатов", а еще раньше применялись формы, утвержденные постановлением Совнаркома СССР от 26.01.1934 N 185 "О первичном учете в сельском Совете" и приказом Центрального статистического управления СССР от 05.01.1979 N 10 "О формах первичного учета для сельских Советов народных депутатов".

Обязанность по ведению похозяйственных книг была возложена на поселковые и сельские Советы народных депутатов статьей 11 Закона РСФСР от 19.07.1968 "О поселковом, сельском Совете народных депутатов".

Пунктом 7 Указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденные постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 N 69, было предусмотрено, что данные книг похозяйственного учета используются: финансовыми органами, органами госстраха, статистическими органами - для получения данных о возрастном и половом составе сельского населения и о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, для учета скота, находящегося в личном пользовании, и других; исполкомами местных Советов - для выявления детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных школах, и т.д.

Таким образом, как в настоящее время, так и ранее похозяйственные книги являлись документами первичного учета личных подсобных хозяйств.

Согласно действовавших на момент передачи в собственность гражданам земельных участков норм Земельного Кодекса РСФСР (до 24.10.2001), исключительным правом на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, обладали органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 3, 12, 14 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшего до 24.04.1991 года, земля состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование. Предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).

Как следует из похозяйственной книги администрации Лысогорского сельсовета N 4 за 1986-1990 годы, при жизни Дробышевой М.Ф. по месту жительства в пользование предоставлялся земельный участок площадью 1500 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства.

На момент смерти Дробышевой М.Ф. (ДД.ММ.ГГГГ) в ее собственности спорный земельный участок не находился.

Передача земельных участков в собственность гражданам была определена Указом Президента от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», земельные участки передавались в собственность владельцам жилых домов. Между тем, поскольку в похозяйственных книгах Лысогорского сельсовета после 1990 года отсутствовала информация о владельце дома, расположенного на спорном земельном участке, земельный участок по данному адресу не был сформирован, не был поставлен на кадастровый учет и, соответственно, в собственность не передавался, ввиду отсутствия сведений о наследниках, претендующих на право владения жилым домом. Адрес данному земельному участку администрацией Лысогорского сельсовета был присвоен постановлением от 31.08.2020 №81.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из изложенного, возможность включения спорного земельного участка в наследственную массу умершей Дробышевой М.Ф. у суда отсутствует, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований Шебуняевой Т.Н.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Шебуняевой Т. Н. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В.Дробышева

2-1533/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шебуняева Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация Лысогорского сельского совета
администрация Тамбовского района Тамбовской области
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Дробышева Елена Викторовна
Дело на сайте суда
sud22.tmb.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Подготовка дела (собеседование)
03.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2020Предварительное судебное заседание
21.10.2020Судебное заседание
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее